Камень — краеугольное слово в строительстве
КАМЕНЬ всегда олицетворял не только надежность и прочность, но и определенную роскошь. Сегодня именно камень вносит неповторимое разнообразие в стандартное строительство, позволяя глазу отдыхать от геометрических линий и вычурных цветов современного городского дизайна. Поэтому и в век высоких технологий, когда рынок отделочных материалов насыщен синтетическими покрытиями, природный камень — по-прежнему желанный товар. Он все более входит в моду и делается неотъемлемой частью изысканных интерьеров и дорогой наружной отделки. Пешеходные улицы или парадные дворики в центре городов, в которые вложены большие деньги, запоминаются в первую очередь из-за присутствия натурального камня. Народ побогаче облицовывает каменными плитами стены и украшает ландшафты возле своих домов. А мраморная облицовка ванной или гранитная столешница на кухне теперь доступны и среднему классу.
Универсальность натурального камня в том, что он выдерживает множество циклов замораживания-оттаивания, инертен, то есть не вступает в реакцию с веществами, содержащимися в других строительных и отделочных материалах, а также не оказывает негативного воздействия на организм человека. Более того, он обладает бактерицидными свойствами. Его даже рекомендуют для отделки медицинских учреждений, предприятий общественного питания и других мест с повышенными требованиями к стерильности. При этом натуральный камень никогда не выглядит настолько клиническим, как самые популярные сегодня современные материалы. Это нравится архитекторам, уже, кажется, прошедшим пик эйфории по поводу стали, стекла и алюминия.
ЦЕНИТЕЛЯМ и потребителям натурального камня адресована выставка STONE+TEC — крупнейшая в своем роде, которая раз в два года (в нынешнем году — с 25 по 28 мая) собирает в Нюрнберге ведущих мировых поставщиков, производителей оборудования и инструментов для обработки камней, дизайнеров, представителей компаний, занимающихся обработкой камня, архитекторов и т.д. На предыдущей Stone+tec в 2003 году девять из десяти участников заявили о том, что установили новые деловые контакты, три четверти которых могут вырасти во взаимовыгодное сотрудничество. 1200 экспонентов из 50 стран продемонстрируют в этом году весь диапазон каменных товаров от карьера до законченного объекта. Два года назад этим заинтересовались более 40.000 посетителей из 100 стран.
Несмотря на застой в немецкой строительной отрасли, часто оплакиваемой экспертами, Германия остается безусловным европейским лидером по объему строительства. Каждый пятый евро освоен строителями Германии. В то же время Германия — один из крупнейших в мире импортеров природного камня. Приблизительно половина мирового потребления этого материала по-прежнему приходится на Европу, и основные импульсы его применения и новые технологии также исходят оттуда.
За последние полвека объем потребления камня во всем мире увеличился в 23 раза. Только в США спрос не него более чем утроился. Импорт гранита и гранитных продуктов вырос на 39%, мрамора — на 20%. При этом средняя цена импортируемого камня снизилась на одну десятую. Это объясняют тем, что в США все больше попадает дешевого товара из стран третьего мира, от чего серьезно страдает главный поставщик Америки — Италия, а также Испания, Португалия, Греция и другие европейские страны. За последние три года почти вдвое увеличилось и собственно американское производство естественного камня, которым обеспечивается почти треть всех потребностей страны. Однако США — только второй в мире потребитель природного камня. Самые большие аппетиты сегодня у Китая. Уже несколько месяцев как итальянская камнедобывающая индустрия взбудоражена слухами о том, что китайские компании предложили выкупить весь запас сардинского мрамора в Оросеи. А это 22 карьера и 400 служащих, которые добывают в общей сложности 80.000 кубометров мрамора в год. В Китае сейчас невероятный строительный бум, и китайские архитекторы давно оценили вкусы местных богатеев. Поэтому и решились на оптовую закупку. Но владельцы карьера в Сардинии отнеслись к этому предложению с большой опаской. С одной стороны, они оценили интерес, но с другой — все же боятся зависимости от китайских деловых партнеров. Кроме того, итальянцы борются с вторжением на рынок поставщиков из Мексики и Турции — их товар хотя и имеет более низкое качество, но поставляется по существенно более низким ценам. Поэтому несколько месяцев назад компании, разрабатывающие карьеры в Тиволи (Италия), начали предлагать китайцам естественный камень из Турции, чтобы минимизировать собственные расходы. «Эффекты глобализации» затрагивают и другие важные области производства природного камня в Италии. Так, в течение нескольких месяцев китайские компании реимпортировали в Европу относительно дорогой материал «боттичино», квадратный метр которого стоил на десять долларов меньше, чем в итальянской Бречии, где его и добывали.
Меняется ситуация и в Португалии, где до недавнего времени более 40% добываемого естественного камня шло на экспорт. Португалия была шестой в списке стран, производящих естественный камень, при том, что доля производства естественного камня там составляет менее 4% валового национального продукта. Спрос в самой Португалии также был достаточно велик, но до прошлого года он стимулировался главным образом европейским чемпионатом по футболу. Одиннадцать новых стадионов помогли местной строительной промышленности — и камнедобывающей индустрии тоже. Однако теперь новые арены и роскошные гостиницы построены, и нехватка новых рынков чувствуется очень остро, хотя в Португалии камень дешевле, чем в любой другой стране Евросоюза.
В отличие от европейской архитектурной традиции, у нас до сих пор бытует мнение, что гранит или мрамор в интерьере — признак помпезности и «официоза» и потому приемлемы лишь в общественных, главным образом административных, помещениях. Удаленность месторождения от обрабатывающего предприятия и способ доставки сырья, конечно же, тоже влияют на процесс ценообразования. Считается, что сегодня наиболее рентабельно перевозить камень водным транспортом. Но серьезные цели требуют и серьезных затрат на серьезные материалы. В архитектуре и градостроительстве конкурентов у природного камня, безусловно, мало.
В Нюрнберге одним из традиционных моментов выставки, особенно любимых публикой, стало награждение победителей конкурса за лучшее использование природного камня в архитектуре. Это одна из самых почетных архитектурных премий Германии, которой отмечают архитекторов, интерьерных и ландшафтных дизайнеров, которые в своих проектах использовали главным образом природный камень. В нынешнем году премия в 30.000 евро будет вручена в двенадцатый раз. Призерами прошлых лет были такие известные архитекторы, как Ханс Холляйн, Йозеф Пауль Кляйхюс, Фолькер Штааб и Освальд Матиас Унгерс. Лауреатами 2005 года в категории частных и коммерческих зданий из природного камня были названы гостиница «Риц Карлтон» и «Жилая башня» в Берлине по проекту берлинских архитекторов Hilmer & Sattler и Albrecht &Gesellschaft von Architekten. Они использовали португальский известняк Branco Rosal. В категории общественных и культурных проектов из естественного камня американский архитектор Йео Минг Пей получил премию за Немецкий исторический музей в Берлине, который он задумал и воплотил в граните «Лувр». Специальные призы достались музею Валльрафа-Рихарца в Кельне, спроектированному Освальдом Матиасом Унгерсом из Кельна, который использовал для отделки базальтовую лаву, туф и сланец, и зданию общего медицинского совета в Берлине по проекту бюро Heinle, Wischer und Partner. На Stone+tec 2005 также будет в четвертый раз вручена премия Петера Парлера (15.000 евро), которой награждают каменщиков, особо отличившихся в деле сохранения исторических памятников.
Кроме того, пройдут специальные показы ремесел и конгресс немецких каменотесов и скульпторов. После успешной премьеры на последней Stone+tec в этом году продолжится семинар для мастеров по укладке плитки. Отдельный зал выставки будет, как обычно, посвящен надгробным памятникам и дизайну надгробий. Это единственный в своем роде настолько полный смотр идей и решений для ритуального сервиса. Тут очень кстати будет специальный показ «Ангелы», где художник Эрик Андерсен покажет самых эффектных представителей этого племени — от архангелов до ангелов-хранителей.
Универсальность натурального камня в том, что он выдерживает множество циклов замораживания-оттаивания, инертен, то есть не вступает в реакцию с веществами, содержащимися в других строительных и отделочных материалах, а также не оказывает негативного воздействия на организм человека. Более того, он обладает бактерицидными свойствами. Его даже рекомендуют для отделки медицинских учреждений, предприятий общественного питания и других мест с повышенными требованиями к стерильности. При этом натуральный камень никогда не выглядит настолько клиническим, как самые популярные сегодня современные материалы. Это нравится архитекторам, уже, кажется, прошедшим пик эйфории по поводу стали, стекла и алюминия.
ЦЕНИТЕЛЯМ и потребителям натурального камня адресована выставка STONE+TEC — крупнейшая в своем роде, которая раз в два года (в нынешнем году — с 25 по 28 мая) собирает в Нюрнберге ведущих мировых поставщиков, производителей оборудования и инструментов для обработки камней, дизайнеров, представителей компаний, занимающихся обработкой камня, архитекторов и т.д. На предыдущей Stone+tec в 2003 году девять из десяти участников заявили о том, что установили новые деловые контакты, три четверти которых могут вырасти во взаимовыгодное сотрудничество. 1200 экспонентов из 50 стран продемонстрируют в этом году весь диапазон каменных товаров от карьера до законченного объекта. Два года назад этим заинтересовались более 40.000 посетителей из 100 стран.
Несмотря на застой в немецкой строительной отрасли, часто оплакиваемой экспертами, Германия остается безусловным европейским лидером по объему строительства. Каждый пятый евро освоен строителями Германии. В то же время Германия — один из крупнейших в мире импортеров природного камня. Приблизительно половина мирового потребления этого материала по-прежнему приходится на Европу, и основные импульсы его применения и новые технологии также исходят оттуда.
За последние полвека объем потребления камня во всем мире увеличился в 23 раза. Только в США спрос не него более чем утроился. Импорт гранита и гранитных продуктов вырос на 39%, мрамора — на 20%. При этом средняя цена импортируемого камня снизилась на одну десятую. Это объясняют тем, что в США все больше попадает дешевого товара из стран третьего мира, от чего серьезно страдает главный поставщик Америки — Италия, а также Испания, Португалия, Греция и другие европейские страны. За последние три года почти вдвое увеличилось и собственно американское производство естественного камня, которым обеспечивается почти треть всех потребностей страны. Однако США — только второй в мире потребитель природного камня. Самые большие аппетиты сегодня у Китая. Уже несколько месяцев как итальянская камнедобывающая индустрия взбудоражена слухами о том, что китайские компании предложили выкупить весь запас сардинского мрамора в Оросеи. А это 22 карьера и 400 служащих, которые добывают в общей сложности 80.000 кубометров мрамора в год. В Китае сейчас невероятный строительный бум, и китайские архитекторы давно оценили вкусы местных богатеев. Поэтому и решились на оптовую закупку. Но владельцы карьера в Сардинии отнеслись к этому предложению с большой опаской. С одной стороны, они оценили интерес, но с другой — все же боятся зависимости от китайских деловых партнеров. Кроме того, итальянцы борются с вторжением на рынок поставщиков из Мексики и Турции — их товар хотя и имеет более низкое качество, но поставляется по существенно более низким ценам. Поэтому несколько месяцев назад компании, разрабатывающие карьеры в Тиволи (Италия), начали предлагать китайцам естественный камень из Турции, чтобы минимизировать собственные расходы. «Эффекты глобализации» затрагивают и другие важные области производства природного камня в Италии. Так, в течение нескольких месяцев китайские компании реимпортировали в Европу относительно дорогой материал «боттичино», квадратный метр которого стоил на десять долларов меньше, чем в итальянской Бречии, где его и добывали.
Меняется ситуация и в Португалии, где до недавнего времени более 40% добываемого естественного камня шло на экспорт. Португалия была шестой в списке стран, производящих естественный камень, при том, что доля производства естественного камня там составляет менее 4% валового национального продукта. Спрос в самой Португалии также был достаточно велик, но до прошлого года он стимулировался главным образом европейским чемпионатом по футболу. Одиннадцать новых стадионов помогли местной строительной промышленности — и камнедобывающей индустрии тоже. Однако теперь новые арены и роскошные гостиницы построены, и нехватка новых рынков чувствуется очень остро, хотя в Португалии камень дешевле, чем в любой другой стране Евросоюза.
В отличие от европейской архитектурной традиции, у нас до сих пор бытует мнение, что гранит или мрамор в интерьере — признак помпезности и «официоза» и потому приемлемы лишь в общественных, главным образом административных, помещениях. Удаленность месторождения от обрабатывающего предприятия и способ доставки сырья, конечно же, тоже влияют на процесс ценообразования. Считается, что сегодня наиболее рентабельно перевозить камень водным транспортом. Но серьезные цели требуют и серьезных затрат на серьезные материалы. В архитектуре и градостроительстве конкурентов у природного камня, безусловно, мало.
В Нюрнберге одним из традиционных моментов выставки, особенно любимых публикой, стало награждение победителей конкурса за лучшее использование природного камня в архитектуре. Это одна из самых почетных архитектурных премий Германии, которой отмечают архитекторов, интерьерных и ландшафтных дизайнеров, которые в своих проектах использовали главным образом природный камень. В нынешнем году премия в 30.000 евро будет вручена в двенадцатый раз. Призерами прошлых лет были такие известные архитекторы, как Ханс Холляйн, Йозеф Пауль Кляйхюс, Фолькер Штааб и Освальд Матиас Унгерс. Лауреатами 2005 года в категории частных и коммерческих зданий из природного камня были названы гостиница «Риц Карлтон» и «Жилая башня» в Берлине по проекту берлинских архитекторов Hilmer & Sattler и Albrecht &Gesellschaft von Architekten. Они использовали португальский известняк Branco Rosal. В категории общественных и культурных проектов из естественного камня американский архитектор Йео Минг Пей получил премию за Немецкий исторический музей в Берлине, который он задумал и воплотил в граните «Лувр». Специальные призы достались музею Валльрафа-Рихарца в Кельне, спроектированному Освальдом Матиасом Унгерсом из Кельна, который использовал для отделки базальтовую лаву, туф и сланец, и зданию общего медицинского совета в Берлине по проекту бюро Heinle, Wischer und Partner. На Stone+tec 2005 также будет в четвертый раз вручена премия Петера Парлера (15.000 евро), которой награждают каменщиков, особо отличившихся в деле сохранения исторических памятников.
Кроме того, пройдут специальные показы ремесел и конгресс немецких каменотесов и скульпторов. После успешной премьеры на последней Stone+tec в этом году продолжится семинар для мастеров по укладке плитки. Отдельный зал выставки будет, как обычно, посвящен надгробным памятникам и дизайну надгробий. Это единственный в своем роде настолько полный смотр идей и решений для ритуального сервиса. Тут очень кстати будет специальный показ «Ангелы», где художник Эрик Андерсен покажет самых эффектных представителей этого племени — от архангелов до ангелов-хранителей.
Новый конгресс-центр в Нюрнберге.
Посетители и участники нынешней Stone+tec смогут, кроме того, лично оценить новый конгресс-центр CCN Ost, который уже назван самым современным в Европе. 16 апреля это сооружение стоимостью 60 млн евро официально открыл в Нюрнберге премьер-министр Баварии доктор Эдмунд Штойбер. Экспертам можно верить, так как уже в декабре прошлого года в центре CCN Ost прошла запись самого большого европейского телешоу «Спорим, что..?», а 3 марта — презентация нового BMW 3-й серии.
Елена РЫБАЛТОВСКАЯ, фото Nuernberg Messe
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2005 год в рубрике выставки