Архитектурно-строительный комплекс Республики Беларусь
Жилищное строительство в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с принципами и целевыми направлениями, определенными в утвержденной правительством Национальной жилищной программе. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы предусмотрено вводить ежегодно 2,5-3,0 млн м2 общей площади жилых домов. На селе и в малых городских поселениях предполагается возводить 30-40% жилья, а в каждом хозяйстве — строить не менее пяти благоустроенных домов (квартир) ежегодно. В рамках Национальной жилищной программы и Программы социально-экономического развития правительством республики принимаются ежегодные постановления, в которых облисполкомам и Мингорисполкому доводятся задания по вводу в эксплуатацию жилья, а также предусматриваются меры по их выполнению включая изыскание источников финансирования. Так, в 2004 году в целом по республике было предусмотрено ввести в эксплуатацию 3,5 млн м2 общей площади жилых помещений, в том числе в сельской местности и малых городских поселениях — 960 тыс. м2. По данным Министерства статистики и анализа, введено в эксплуатацию 3,501 млн м2, что на 15% больше, чем в 2003 году.
Структура введенного в 2004 году жилья по источникам финансирования представлена на диаграмме 1. Основной ввод жилья осуществлялся за счет средств населения и составляет 52% от всего введенного жилья. За счет средств консолидированного бюджета было построено 4% жилья, за счет средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов — также 4% жилья. Третья часть всего введенного в эксплуатацию жилья — 31% — была построена за счет льготных кредитных ресурсов. Вклад в жилищное строительство прочих источников включая средства организаций, предоставляемые ими займы, инновационные фонды, банковские кредиты и иностранные инвестиции составил 9% от введенного жилья. Таким образом, удельный вес государственной поддержки, включающей консолидированный бюджет, средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и льготные кредиты, составил 39%, что на 17% больше, чем в 2003 году.
Структура введенного в 2004 году жилья по всем источникам финансирования (тысячи м2 общей площади; проценты)
Меры по выполнению заданий по вводу жилья в текущем году предусмотрены в постановлении Совета Министров и Национального Банка Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №1691/24. Задание на 2005 год установлено в объеме 3,5-4,0 млн м2 общей площади жилых помещений, в том числе в сельской местности и малых городах — 1,05-1,2 млн м2. В сельскохозяйственных организациях будет построено по 5 жилых домов в среднем в каждой организации. Финансирование строительства жилья будет осуществляться, как и в предыдущие годы, за счет бюджетных и внебюджетных источников. Предполагаемый объем инвестиций на текущий год — 2,6 трлн рублей. Стратегической целью проводимой в Республике Беларусь жилищной политики является создание необходимых условий для реализации конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения, обеспечение социальных гарантий для малообеспеченных и социально уязвимых категорий граждан. В республике действует хорошо отлаженный механизм предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут по выбору воспользоваться либо одноразовой безвозмездной субсидией на строительство (реконструкцию, приобретение жилья), либо льготным кредитом на эти цели. Субсидия может предоставляться в размере до 70% стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств. Кроме того, государством определены категории населения из числа наиболее социально уязвимых (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, молодые семьи и другие), которым предоставлено право на совместное использование одноразовой безвозмездной субсидии и льготного кредита. В соответствии с поручениями главы государства не прекращается работа над совершенствованием механизма оказания государственной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам. Так, в течение 2004 года президентом были подписаны три указа, цель которых — сделать льготные кредиты на улучшение жилищных условий более доступными для широких слоев населения. Таким образом, с 1 января текущего года льготные кредиты для жителей городских населенных пунктов будут предоставляться в размере 90% стоимости строительства норматива жилого помещения типовых потребительских качеств сроком на 20 лет и платой за пользование кредитом в размере 5% годовых. До вступления в силу соответствующего указа главы государства льготные кредиты предоставлялись в размере 75% стоимости строительства норматива жилого помещения под 10% годовых. Норматив составляет 20 м2 общей площади на члена семьи. В сельской местности и в городских поселениях с численностью населения до 20 тыс. человек процентная ставка за пользование льготными кредитами, выданными на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, снижена с 5% до 3% годовых, льготный кредит предоставляется в размере 95% стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств и сроком на 40 лет.
Особая забота проявляется о многодетных семьях, размер льготного кредита для которых также увеличен до 95% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств, а срок пользования кредитом составляет 40 лет, при этом ежегодная плата за пользование кредитом снижена с 5% до 3% годовых. Кроме того, многодетным семьям предоставляется финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам в следующих объемах: семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей — в размере 30% от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых — 50%, пятерых и более детей — 100%. Молодые семьи и молодые граждане из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, имеют право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии, в том числе проживающие совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью). Молодым семьям при рождении детей также оказывается финансовая помощь государства в погашении задолженности по кредитам, выданным им на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений. При рождении первого ребенка финансовая помощь оказывается в размере 10%, второго — 20% от суммы задолженности.
Из материалов к презентационному семинару «Архитектурно-строительный комплекс Республики Беларусь»
Структура введенного в 2004 году жилья по источникам финансирования представлена на диаграмме 1. Основной ввод жилья осуществлялся за счет средств населения и составляет 52% от всего введенного жилья. За счет средств консолидированного бюджета было построено 4% жилья, за счет средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов — также 4% жилья. Третья часть всего введенного в эксплуатацию жилья — 31% — была построена за счет льготных кредитных ресурсов. Вклад в жилищное строительство прочих источников включая средства организаций, предоставляемые ими займы, инновационные фонды, банковские кредиты и иностранные инвестиции составил 9% от введенного жилья. Таким образом, удельный вес государственной поддержки, включающей консолидированный бюджет, средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и льготные кредиты, составил 39%, что на 17% больше, чем в 2003 году.
Структура введенного в 2004 году жилья по всем источникам финансирования (тысячи м2 общей площади; проценты)
Меры по выполнению заданий по вводу жилья в текущем году предусмотрены в постановлении Совета Министров и Национального Банка Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №1691/24. Задание на 2005 год установлено в объеме 3,5-4,0 млн м2 общей площади жилых помещений, в том числе в сельской местности и малых городах — 1,05-1,2 млн м2. В сельскохозяйственных организациях будет построено по 5 жилых домов в среднем в каждой организации. Финансирование строительства жилья будет осуществляться, как и в предыдущие годы, за счет бюджетных и внебюджетных источников. Предполагаемый объем инвестиций на текущий год — 2,6 трлн рублей. Стратегической целью проводимой в Республике Беларусь жилищной политики является создание необходимых условий для реализации конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения, обеспечение социальных гарантий для малообеспеченных и социально уязвимых категорий граждан. В республике действует хорошо отлаженный механизм предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут по выбору воспользоваться либо одноразовой безвозмездной субсидией на строительство (реконструкцию, приобретение жилья), либо льготным кредитом на эти цели. Субсидия может предоставляться в размере до 70% стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств. Кроме того, государством определены категории населения из числа наиболее социально уязвимых (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, молодые семьи и другие), которым предоставлено право на совместное использование одноразовой безвозмездной субсидии и льготного кредита. В соответствии с поручениями главы государства не прекращается работа над совершенствованием механизма оказания государственной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам. Так, в течение 2004 года президентом были подписаны три указа, цель которых — сделать льготные кредиты на улучшение жилищных условий более доступными для широких слоев населения. Таким образом, с 1 января текущего года льготные кредиты для жителей городских населенных пунктов будут предоставляться в размере 90% стоимости строительства норматива жилого помещения типовых потребительских качеств сроком на 20 лет и платой за пользование кредитом в размере 5% годовых. До вступления в силу соответствующего указа главы государства льготные кредиты предоставлялись в размере 75% стоимости строительства норматива жилого помещения под 10% годовых. Норматив составляет 20 м2 общей площади на члена семьи. В сельской местности и в городских поселениях с численностью населения до 20 тыс. человек процентная ставка за пользование льготными кредитами, выданными на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, снижена с 5% до 3% годовых, льготный кредит предоставляется в размере 95% стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств и сроком на 40 лет.
Особая забота проявляется о многодетных семьях, размер льготного кредита для которых также увеличен до 95% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств, а срок пользования кредитом составляет 40 лет, при этом ежегодная плата за пользование кредитом снижена с 5% до 3% годовых. Кроме того, многодетным семьям предоставляется финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам в следующих объемах: семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей — в размере 30% от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых — 50%, пятерых и более детей — 100%. Молодые семьи и молодые граждане из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, имеют право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии, в том числе проживающие совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью). Молодым семьям при рождении детей также оказывается финансовая помощь государства в погашении задолженности по кредитам, выданным им на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений. При рождении первого ребенка финансовая помощь оказывается в размере 10%, второго — 20% от суммы задолженности.
Из материалов к презентационному семинару «Архитектурно-строительный комплекс Республики Беларусь»
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2005 год в рубрике официально