Обзор рынка вибропрессованных бетонных изделий Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Система предприятий строительной индустрии МЕЛИКОНПОЛАР (Санкт-Петербург) входит в промышленную группу "Троярд" и объединяет предприятия, которые производят строительные материалы и оказывают услуги по строительству и благоустройству.

Компания МЕЛИКОНПОЛАР подготовила обзор рынка бетонного вибропрессования Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Задачи данного исследования — проанализировать емкость рынка и его динамику; выявить основных участников рынка, проанализировать их позиции; описать сегменты рынка, а также целевые группы потребителей; проанализировать основные методы продвижения предприятий и их продукции на рынок; проанализировать основные тенденции рынка.

История формирования рынка, его особенности
Бетонные изделия, изготовленные методом полусухого вибропрессования, являются современной альтернативой целому ряду традиционных материалов для строительства и благоустройства.
Технология вибропрессования пришла на рынок Северо-Запада совсем недавно — в 1996 году. Именно тогда была запущена первая производственная линия, выпускающая тротуарную плитку по этой технологии. Можно сказать, что этот рынок был сформирован за 9 лет благодаря усилиям производителей по продвижению вибропрессованной продукции. Вывод новой товарной категории совпал с революционными изменениями на рынке строительства и благоустройства — увеличением объемов жилищного строительства и поиском новых решений по оформлению фасадов зданий и дворовых территорий, необходимостью возвращения к 300-летию Петербурга элементов его исторического облика — в частности, заново вымощенных тротуаров и пешеходных зон. Характеристики материалов, выпускаемых по технологии вибропрессования — прочность, износостойкость, большой ассортимент форм, цветов, фактур, размеров — оказались адекватным ответом ожиданиям рынка. Основными видами мелкоштучных бетонных изделий, выпускаемых по методу полусухого вибропрессования, являются: камни мощения, стеновые камни, бордюрные камни.

Емкость рынка и его динамика
Емкость рынка вибропрессованных изделий Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2004 г. можно оценить в 8-9 млн евро (300 млн руб.). Среднегодовые темпы прироста объема рынка (за последние 5 лет) составляют около 20%. Ожидается, что такая тенденция сохранится до 2008 г. Емкость рынка камней мощения в 2003 году составила 550 тыс. м2, в 2004 — 650 тыс. м2 (или 49,5 тыс. м3). В денежном эквиваленте это составило 150 млн руб. (при средней цене за 1 м2 камней мощения в 230-250 руб.). Темпы роста рынка сохранятся до 2008 года. В дальнейшем емкость рынка камней мощения стабилизируется и будет составлять около 1 млн м2 в год.



В 2004 году один из депутатов Законодательного Собрания города Санкт-Петербурга обнародовал предложения по массовому мощению и благоустройству всех вновь вводимых жилых зданий. Реализация такого предложения могла бы увеличить емкость рынка мощения на 500.000 м2 в год. Однако предложение депутата не нашло отклика у строительных компаний из-за кажущейся относительной дороговизны мощения по сравнению с укладкой асфальта. С другой стороны, опыт дворов Центрального района Санкт-Петербурга показывает рост спроса и цен на квартиры в домах, имеющих благоустроенный и мощеный двор. Учитывая текущую стагнацию в продажах строящегося жилья, можно предположить повышение интереса строительных компаний к мощению территории вокруг дома с целью увеличения привлекательности строящегося объекта и его ценности в глазах потенциальных покупателей и жильцов такого дома. Емкость рынка стеновых камней в 2004 году в натуральных показателях составила 15.000 м3 (эквивалентно 8-9 млн условного кирпича). Емкость рынка бортовых камней в 2004 году — 22.000 м3 (или 500-600 тыс. п. м). По оценкам, в рамках дорожного строительства по программам КБДХ используется около 200-250 тыс. п. м бордюра, для благоустройства дворов при вводе новых жилых домов — 80-100 тыс. п. м, при благоустройстве коммерческих объектов и прочем строительстве — 150 тыс. п. м бордюра.

Факторы, ограничивающие темпы роста рынка:
• ярко выраженная сезонность (связанная с сезонностью проведения строительных работ и работ по благоустройству);
• локальный (региональный) характер рынка. Физические характеристики продукции (габариты и вес) делают ее доставку на расстояние более 500 км от места производства нерентабельной.



При дальней транспортировке транспортные расходы занимают большой удельный вес в конечной стоимости продукции — например, при доставке продукции на 400-500 км стоимость квадратного метра камней мощения может вырасти с 230 руб. до 415 руб.

Основные участники рынка
В настоящее время на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области представлена песчано-бетонная вибропрессованная продукция 20 производителей, расположенных на территории распространения продукции. Более половины компаний имеет оборудование в эксплуатации менее 3 лет. В связи с этим оборудование большинства фирм имеет незначительную степень износа. На рынке также присутствует вибролитая продукция (по своим потребительским характеристикам, функциональности и технологии производства схожа с вибпропрессованной) 5 производителей, которая занимает 3-5% от всего объема рынка. Импортная продукция на рынке отсутствует. Продукция на экспорт также не производится.

Название компанииГод выхода на рынокСущественное присутствие в сегментах рынкаОборудованиеПроизводственные возможности, м3Выпуск в 2004 г., м3
СПСИ МЕЛИКОНПОЛАР (ООО «Полар Инвест»)1997Камни мощения, стеновые камни, бортовые камниНоваблок (Poyatos, Испания), Компакта-2000, Компакта-600 (Prensoland, Испания),М-32 — 3 линии (Беларусь)6000038000
ЗАО «ЖБИ-6»Бортовые камниСтанки 2ПБ (Россия) — 2 ед.1500011000
ЗАО «Экспериментальный завод»1997Камни мощенияMASA (Германия)3600010000
ЗАО «БиК»1995Камни мощения,KNAUER (Германия)360006000
ЗАО «Метробетон»1994Камни мощения, бортовые камни1 линия (Италия)80004000
ЗАО «ТСК»2001Стеновые камниКомпакта-600 (Prensoland, Испания), 2 линии120004000
ЗАО «Бессер-Гатчина»2003Стеновые камниBesser (США)400003000
ОАО "Ленстройдеталь"2004Камни мощения, стеновые камни, бортовые камниHESS Multimat-2000 (Германия)600004000
ООО «Кировский ДСК»2004Стеновые камниЕврокомпакта (Prensoland, Испания)20000
ОАО «Обуховский СмиК»*Бортовые камниМ-32 (Беларусь). Пр-во закрыто в 2004 году60001500
Прочие (ООО «РусколСтройСевис» ЗАО «Экспериментальный завод «Красная Заря», ЗАО «Ленстройтрест-5», ООО «Элстил» и т.д.)*Камни мощенияОтечественное120005000
Всего30500086500
* нет информации

Как видно из таблицы 1, производственные мощности компаний-производителей в 3,5 раза превышают емкость рынка. Чтобы загрузить существующие мощности компаний, исходя из темпов роста рынка бетонных изделий, потребуется порядка 5 лет. На лидера рынка МЕЛИКОНПОЛАР приходится 44% выпускаемой продукции. На первую тройку — МЕЛИКОНПОЛАР, Экспериментальный завод и ЖБИ-6 — приходится 37% производственных мощностей и 71% рынка. На новичков, заявивших о выходе на рынок в последние 1,5 года — "Ленстройдеталь", "Бессер-Гатчина" и "Кировский ДСК" — приходится 40% производственного потенциала и только 8% рынка. В результате выхода на рынок новых производителей с большими производственными возможностями заметно возрос уровень конкуренции. Очевидно, что наиболее острая конкурентная борьба в ближайшее время развернется среди участников «большой шестерки».

Ожидать выхода на рынок новых участников не приходится, ведь стоимость проекта по организации производства (по декларациям компаний) составляет от 4 до 6 млн евро, а сроки его окупаемости — 8-10 лет. Это делает рынок непривлекательным для новых инвестиций в производство.

СПРАВОЧНО:
Из интервью директора по маркетингу компании «МЕЛИКОНПОЛАР» Вячеслава Засухина газете «Деловой Петербург» от 17.07.2003 в отношении планов ЗАО «Бессер-Гатчина»: «Новичку на рынке в первый год стоит хотя бы попробовать выпустить 10% от заявленного объема». Согласно данному обзору, прогноз оправдался. Из интервью генерального директора компании "Ленстройдеталь» Андрея Волкова газете «Деловой Петербург» от 06.07.2004: «Мощности завода позволяют производить 1 млн м2 тротуарной плитки в год. В этом сезоне производственные мощности завода будут загружены на 60- 70%". Согласно данному обзору, реальный выпуск компании составил всего лишь 10% от заявленного планируемого объема и 7% от возможностей оборудования. Т.е. вместо 600-700 тыс. м2 компания выпустила 60-70 тыс. м2 плитки.


Основная номенклатура продукции и цены
В ближайшее время не следует ожидать серьезного повышения цен на продукцию компаний-производителей из-за жестких ценовых войн. Средняя отпускная цена сохранится на уровне 100 евро за 1 м3 вибропрессованных камней. Но и не следует ожидать сильного снижения цен: затраты на факторы производства растут, что снижает рентабельность бизнеса. Если компании-«старожилы» уже имеют опыт успешной деятельности в условиях низкой рентабельности за счет увеличения продаж, то у новичков в этих же условиях не останется шансов на окупаемость инвестиций. Обычной картиной в этом секторе индустрии является демпинг по отдельным ключевым контрактам, как правило, связанным с мощением крупных территорий или поставками на крупные строительные объекты.

Камни мощения
В настоящее время ассортимент фирм-производителей включает от 2 до 55 вариантов форм изделий. Камни мощения ряда форм выпускаются большинством производителей. К популярным формам относится прямоугольная («кирпич», «паркет», «брусчатка»). Распространены также «клевер», «катушка», «классика», «лотос», «тюльпан», «скоба». Камни мощения выпускаются в широкой цветовой гамме. Практически все производители предлагают камни мощения красного цвета, к серийным также относятся черный, желтый, коричневый цвета. Помимо стандартного ассортимента, практически у каждой компании есть свой уникальный продукт, связанный с производственными возможностями оборудования. Компании, использующие технологию вибропрессования, производят в основном камни мощения толщиной 60-80 мм, применяющие метод вибролитья — предлагают камни меньшей толщины — 40-50 мм. На городских территориях мощение производится с применением 60 мм и 80 мм камней мощения, камни меньшей толщины применяются при загородном строительстве (коттеджи, участки, дачи). При одинаковой толщине камни, произведенные методом вибропрессования, на 30-40% дешевле вибролитых. Цветные камни дороже неокрашенных в среднем на 20% (именно поэтому неокрашенная плитка пользуется большим спросом). Средняя цена 1 м2 неокрашенных камней мощения — 230 руб. Причина относительной дешевизны вибропрессованных камней — большая производительность линий по прессованию. Отмеченная разница в ценах, а также недолговечность вибролитых плит — основные причины, по которой вибролитая плитка не используется строителями-профессионалами.

Стеновые камни
Ассортимент стеновых камней включает до 25 вариантов форм изделий. Основными видами стеновых камней являются облицовочные, перегородочные, фундаментные и рядовые. Наибольшие достижения в продаже стеновых камней имеются у компаний МЕЛИКОНПОЛАР и ЗАО «ТСК». Практически этим компаниям принадлежит 100% всего рынка стеновых камней.

Один из очень интересных и перспективных облицовочных материалов — сплитер (от английского split — расщеплять, раскалываться). Этот камень получил свое название потому, что представляет собой небольшой бетонный блок, расколотый пополам. В результате по линии раскола образуется рваная поверхность, которая по своему внешнему виду напоминает поверхность натурального камня. Это сходство так велико, что неспециалисту бывает довольно трудно с первого взгляда отличить их друг от друга. Сплитер как облицовочный материал очень популярен на Западе вот уже не один десяток лет. На рынке этот камень впервые начала продавать 8 лет назад МЕЛИКОНПОЛАР, поэтому в Санкт-Петербурге он больше известен под другим названием — «полар».
Свои «стеновые программы» имеют компании "Бессер-Гатчина", "Кировский ДСК" и "Ленстройдеталь", но пока продукция этих компаний на рынке не встречается. По информации самих компаний, стеновые камни ими будут выпускаться для реализации собственных жилых программ. Стеновые облицовочные камни, как и камни мощения, также выпускаются в широкой цветовой гамме. И также, помимо стандартного ассортимента, у компаний есть свои уникальные разработки стеновых камней.

Бордюрные камни
Ассортиментный ряд бордюрных камней всех производителей охватывает десяток позиций. Но на рынке наибольшее распространение получили 3 вида камней: метровые камни для дорожных работ (габаритные размеры — 100.30.15 и 100.30.18) и полуметровый камень для обустройства газонных дорожек и тротуаров (габаритные размеры — 50.20.8). Лидерами в производстве этих камней можно назвать компании ЗАО «ЖБИ-6», МЕЛИКОНПОЛАР и "Метробетон". Как правило, продукция производится в неокрашенном виде.

Целевые группы потребителей
Потребителями камней мощения являются как строительные компании, у которых 80% объемов потребления, так и физические лица — 20%. Около 30% камней мощения уходит на благоустройство объектов по городскому и муниципальным заказам, остальные — на благоустройство жилищной и коммерческой недвижимости, загородных объектов. Средний объем заказа на благоустройство городской территории составляет 3-4 тыс. м2, средний заказ на благоустройство загородного объекта составляет 300-400 м2. Средний годовой объем мощения у фирм, предоставляющих подобные услуги, составляет 15- 25 тыс. м2. Основными потребителями стеновых камней являются строительные компании — до 98% потребления. Основными потребителями бортовых камней являются дорожные компании, которые также потребляют до 98%.

Анализ маркетинговых бюджетов и инструментов
В условиях относительно стабильных цен, скорее всего, развернется борьба рекламно-маркетинговых бюджетов компаний за привлечение внимания потребителей и за поиск новых ниш сбыта продукции. По мониторингу присутствия компаний на информационном поле можно оценить рекламные бюджеты компаний, которые варьируются от 1 тыс. до 50 тыс. евро.

Основные тенденции рынка в 2005 г.
В зарубежных странах, откуда пришла технология вибропрессования, на одном географическом рынке работают 4-5 компаний. Если экстраполировать эту тенденцию на рынок Санкт-Петербурга, можно предположить несколько вариантов развития рынка в 2005 и последующих годах:
1. Уход компаний с рынка.
2. Укрупнение компаний.
3. Специализация компаний (сосредоточение на одном специфичном продукте).
4. Развитие деятельности по строительству и благоустройству с использованием материалов собственного производства.

Например, в 2004 году Обуховский СМиК свернул свое производство вибропрессованных бордюров. И хотя спрос на этот вид продукции будет расти, он не сможет компенсировать производственный потенциал компаний. Скорее всего, на рынке останутся небольшие компании с маленьким объемом выпуска для своих нужд и дешевым оборудованием и 2-3 компании с дорогим оборудованием, но и большими возможностями по выпуску бюрдюров на продажу. Целый ряд компаний — МЕЛИКОНПОЛАР, "Бессер-Гатчина", "Ленстройдеталь", "Кировский ДСК", "ТСК" — начали развивать программы жилищного и гражданского строительства с использованием камней собственного производства. Такая тактика была выбрана предприятиями для стимулирования сбыта бетонных стеновых камней. Многим компаниям в развитии «стеновых программ» видится единственная возможность загрузки свободных производственных мощностей.

В качестве новых ниш компании планируют увеличивать объем предоставления услуг по благоустройству и мощению с использованием изготовляемой продукции. Так свои собственные строительные подразделения имеют МЕЛИКОНПОЛАР, ЗАО «БиК», Экспериментальный завод, а вот ОАО «Ленстройдеталь» выбрало для продвижения своей продукции стороннюю компанию. Наибольшие объемы мощения в 2004 году выполнили ЗАО «БиК» и МЕЛИКОНПОЛАР — по оценкам экспертов и данным компаний, объемы выполненных работ составили 50 тыс. м2 и 30 тыс. м2 соответственно. В планах компаний — увеличение объемов мощения собственными силами. ЗАО «БиК» известно своими возможностями по выполнению городских заказов, связанных с созданием пешеходных зон. В планах города — создание в ближайшие годы 15 таких зон с объемом мощения в 430 тыс. м2. А на МЕЛИКОНПОЛАР делают ставку на коммерческое мощение, для чего приобрели единственный в регионе автоматизированный укладчик камней мощения немецкой фирмы «Оптимас», позволяющий мостить большие территории в короткие сроки.

Вячеслав ЗАСУХИН, директор по маркетингу Системы предприятий строительной индустрии МЕЛИКОНПОЛАР, руководитель секции «Строительной индустрии» Ленинградского областного союза строителей


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2005 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость