Строительство и реконструкция трубопроводов: современные подходы

11 марта в конференц-зале минской гостиницы «Беларусь» прошел семинар на тему: «Современные энергосберегающие технологии и материалы в строительстве и реконструкции трубопроводов». Его организаторами выступили Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, Базовый центр по пропаганде прогрессивных технологий строительства, ремонта и эксплуатации трубопроводных систем из полимерных материалов при Госстрое России, ЗАО НПО «Стройполимер» (Москва) и ООО «СтройполимерБел» (Минск). Основными участниками семинара стали руководители и специалисты проектных, строительных и эксплуатационных организаций Беларуси.

Рано или поздно мероприятие такого высокого уровня, посвященное трубопроводам, в Беларуси не могло не состояться. Объективная необходимость эффективного использования энергии и материальных ресурсов заставляет нашу страну идти, кроме прочего, на радикальное сокращение потерь энергии в тепловых сетях и рационализацию использования строительных и конструкционных материалов в инженерно-строительной сфере. Логично, что в России, где общая протяженность инженерных коммуникаций существенно больше, чем в Беларуси, и опыт их строительства и реконструкции заметно богаче. Неудивительно поэтому, что на передовые позиции в трубопроводной сфере Беларуси выдвигается российское научно-производственное объединение «Стройполимер».

НПО «Стройполимер» — это крупный холдинг с высоким научно-техническим и технологическим потенциалом, который специализируется на выпуске полимерных труб и соответствующих фасонных деталей для отопления, водоснабжения и канализации зданий и сооружений, а также стальных и полипропиленовых труб и фасонных деталей в пенополиуретановой теплоизоляции с полиэтиленовой или стальной гидрозащитной оболочкой. Важно, что в состав НПО «Стройполимер» входит и Учебный центр, осуществляющий деятельность по подготовке и повышению квалификации профильных специалистов. Белорусским партнером московского холдинга выступает минская фирма «СтройполимерБел». Можно ожидать, что вскоре данное взаимовыгодное белорусско-российское сотрудничество в трубопроводной сфере начнет приносить свои плоды. А пока оно дало весьма интересный, познавательный и поучительный семинар, на котором в первую очередь довольно откровенно обсуждались темы, связанные главным образом с тепловыми сетями и теплопроводами на основе предварительно изолированных пенополиуретаном труб (ПИ-труб).

Справочная информация
ПИ-труба — это трехслойная система «труба в трубе». На рисунке: 1 — внутренняя труба, по которой транспортируется теплоноситель (изготавливается чаще всего из стали); 2 — теплоизоляция из пенополиуретана, которая заполняет пространство между внутренней трубой и внешней защитной оболочкой; 3 — внешняя защитная оболочка (из полиэтилена — для подземной бесканальной прокладки; из тонколистовой оцинкованной стали — для надземной прокладки). ПИ-трубы имеют высокую степень защиты от коррозии, в том числе от блуждающих токов. Бесканальная прокладка исключает возможность сезонного затопления каналов и связанное с этим намокание теплоизоляции. В случае теплопроводов из ПИ-труб реализуется оперативный дистанционный контроль состояния изоляции (ОДК) с использованием проводов, расположенных в пространстве между внутренней трубой и гидрозащитной оболочкой. ОДК позволяет своевременно обнаруживать увлажнение теплоизоляции. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. №1820 предусмотрено при реконструкции, капитальном ремонте и новом строительстве тепловых сетей с 1 января 2003 г. применять только ПИ-трубы. Далее идут наиболее интересные фрагменты семинара. Причем их оказалось столько, что они будут опубликованы не в одном номере газеты. В конференц- зале гостиницы «Беларусь» выступили заместитель руководителя Департамента правительства Москвы Анатолий Герцен, генеральный директор НПО «Стройполимер» Ольга Устюгова, ведущий специалист НПО «Стройполимер» Вадим Бухин, руководитель Базового центра «Пласттрубы» при Госстрое России Елена Зайцева и другие москвичи, заведующий отделом Института экономики НАНБ Василий Ермашкевич, заместитель главного инженера УП «Минские тепловые сети» Игорь Чирка, директор ООО «СтройполимерБел» Юлия Абрамова и другие. Сказанное на семинаре с целью адаптации к печатной форме подачи информации подвергнуто минимально необходимой стилистической правке.

Проблемы энергосбережения в Республике Беларусь
Василий ЕРМАШКЕВИЧ, заведующий отделом экономики ресурсного потенциала Института экономики НАН Беларуси, доктор технических наук:

- Остановлюсь на некоторых принципиальных проблемах, носящих многофакторный характер. Первая проблема — неверно выбранный нами термин «энергосбережение». В развитых европейских государствах такого понятия нет. Там это называют моралистическим подходом. Что значит «беречь»? Важно, чтобы каждый из нас понимал, что сберечь энергию просто невозможно, она сама перейдет в другое состояние. Постепенно понимание приходит. К примеру, раньше был Комитет по энергосбережению, сегодня это Комитет по энергоэффективности. Если пользоваться общепринятой терминологией, то надо говорить «энергоэффективность», что означает эффективное использование энергии на производство товаров, продукции, услуг.
Издается много программ, которые нацеливают именно на более эффективное использование энергии, а не на энергосберегающие моменты. Это не исключает в некоторых случаях расточительного использования энергии. Но расточительное использование надо приравнять к воровству. Тогда будет правильно не «беречь», а отвечать за расточительность. Сейчас разрабатывается программа «Основные направления энергетической политики Республики Беларусь до 2020 года». Самый распространенный удельный показатель — энергоемкость валового внутреннего продукта. Как по этому показателю нас оценивает мировое сообщество? Согласно информации Международного энергетического агентства за 2003 год «Анализ макроэкономических показателей отдельных стран в 2001 году», Беларусь для производства единицы продукции стоимостью один доллар США потребляет 1,64 кг нефти. В то же время Франция — 150 г, Швеция — 170 г, Великобритания — 180 г. И отмечено, что уровень потребления топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции в Беларуси намного выше (в 7-10 раз), чем в странах Евросоюза. Мы можем отключить все, чтобы беречь энергию, но все равно нам надо жить. Тепло, электричество — основа жизни человека, предприятия, общества, государства в целом. Исходя из этого, разрабатываются и такие программы, как «Энергетическая безопасность». Но лучше ее называть «Топливно-энергетическая безопасность». Ставится задача использовать собственные энергоресурсы в объеме 25%. Это лес, торф. У нас в Институте экономики другая позиция. Во-первых, торф для производства электроэнергии использовать неверно. Чтобы получить увеличение производства торфа на полмиллиона тонн, нужно осушить 8 тыс. гектаров болот. В результате цена этого торфа, если учесть все факторы, возрастает до невероятной величины. Даст это возможность снизить энергоемкость? Нет! Мы недооцениваем необходимость создания инфраструктуры. У нас принято постановление — в каждой области нужно создать девять ТЭЦ, работающих на древесных отходах. Однако главная проблема — создание того вида древесного топлива, которое может эффективно гореть. ТЭЦ — не деревенская печь, куда можно бросать дрова любой влажности. Чтобы добиться эффективности и экологию сохранить, нужно сделать древесные отходы видом топлива и хранить его в сухом состоянии. И расстояния определенное значение имеют.

Сегодня у нас разрабатывается «Концепция развития теплоснабжения Республики Беларусь на период до 2020 года». Это относится к нашему случаю. И нам надо сегодня подготовить предложения по этому поводу — чтобы их учли в этой Концепции развития теплоснабжения. У нас есть четкие требования норм: в помещениях в зависимости от их назначения должно быть от 18 до 21 градуса. Но это социальная сфера. И где же эффективность? А эффективность очень интересная. Возьмем квартиру. В ней и 15 градусов может быть. Дело тут в производстве тепла в котельных либо на ТЭЦ и в его транспортировке. И, оказывается, официальные потери тепла по данному коридору — 10%. Сейчас снег лежит, а есть такие коридоры, что по ним кошки ходят, трава растет. Это тепловые потери и 30%, и 40%, и 50%. В Концепции развития теплоснабжения о теплопотерях ни слова. Но ведь без обоснования тепловых потерь никакие ПИ-трубы не пойдут. И в Германии прокладывают такие трубы. И программа там есть в этом направлении — потери 3-4%. Но немцы начали с 1970 года. Россия — где-то с 1987-1988 года начала прокладку ПИ-труб. Мы занимаемся этим вопросом около 6-7 лет. Но кто бы мог сегодня предоставить нам информацию, что удалось решить? Если мы утеплили 10-15 домов, а 50% тепла потеряли на теплотрассах, то это мы создали индивидуальный уют для квартиросъемщиков. Для государства же это фантастические потери тепловой энергии. А на тепло в 2003 году израсходовано 51,4% всех топливно-энергетических ресурсов, или 15 млн тонн условного топлива. Если из этих 51,4% еще 50% потери, можно представить, сколько топливно-энергетических ресурсов уходит у нас впустую. Нефть и газ постоянно дорожают. Мы очень обеспокоились, когда цену на природный газ нам подняли до 46,6 доллара США за 1000 кубов. У нас есть обоснование, что 80 долларов не за горами, а 100 долларов будет до 2013 года. А, может, и раньше. Значит, если мы не начнем эффективно использовать топливно-энергетические ресурсы, перейдем на энергосбережение, то есть все будет отключено.

Что касается тепловых труб, в Концепции развития теплоснабжения записано: «Предусматривать при проектировании тепловых сетей, а также при разработке проектно-сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт оснащение этих объектов предварительно изолированными трубами в бесканальном исполнении и индивидуальными тепловыми пунктами». Направление есть. Наша задача — показать, что следует иметь целевую
государственную программу по замене старых труб ПИ-трубами. Эта программа должна быть отдельной от Концепции развития теплоснабжения. Мы в Институте экономики такое предложение обосновали и внесли в Министерство энергетики и Совет Министров. И настаиваем на том, чтобы все тепловые системы были переданы одному производителю тепла, то есть Министерству энергетики.

Павел ТКАЧИК, главный редактор журнала «Архитектура и строительство» и бюллетеня «Белорусский строительный рынок»:

— Василий Никитович Ермашкевич сказал, что Россия продвинулась дальше: она занимается не энергосбережением, а энергоэффективностью. А в России есть безусловный лидер — Московский регион.

Опыт строительства и проектирования тепловых сетей в пенополиуретановой изоляции в Московском регионе

Анатолий ГЕРЦЕН, заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы:
— Мы очень внимательно следим за достижениями Республики Беларусь в области энергоэффективности. Это внимание определено тем, что в России нет такого Комитета по энергоэффективности, как в Беларуси, который мог бы законодательно направлять всю эту большую и полезную работу в то самое русло, в которое это сейчас направлено в вашей республике. Поэтому мы очень тесно контактируем со специалистами из Минска. Мы ежегодно проводим форум «Москва — энергоэффективный город». И специалисты из Минска очень активно участвуют в этом мероприятии. Наша тема — обеспечить внимание к потерям от источника теплоснабжения до потребителя. В Москве принята программа по, все-таки, энергосбережению до 2010 года, в которой, как и во всякой программе, расписаны все мероприятия по отраслям, по подразделениям, отвечающим за эту работу в части ее организации, и определены источники финансирования. Одним из наиболее эффективных мероприятий в этой программе является замена устаревших труб на трубы с современной изоляцией.

Что представляет собой Москва в плане теплосетевого хозяйства? Это 14 крупных источников Мосэнерго — ТЭЦ Мосэнерго, 68 муниципальных районных и квартальных тепловых станций, от которых идут магистральные сети и, дальше, разводящие сети к потребителям. Общую протяженность таких сетей в Москве мы оцениваем в 11 тыс. км (это в двухтрубном исчислении). Из них магистральных сетей (диаметры от 200 до 1400 мм) — порядка 4 тыс. км. Сегодня в Москве узаконены следующие нормативные потери в тепловых сетях. Для организации Тепловые сети Мосэнерго (эта организация ведет свои сети до центральных тепловых пунктов — ЦТП), или, иными словами, для магистральных тепловых сетей (от ТЭЦ до ЦТП) — 9%. Для разводящих сетей — от 3% до 4%. Следовательно, в целом общие узаконенные потери от большого источника до стены дома — 12-13%. При потреблении тепловой энергии в Москве порядка 90 млн ГКал (порядка 40 млрд рублей, то есть более 1 млрд евро потребитель платит за тепловую энергию) снижение потерь на 1% влечет за собой очень приличную экономию.

Стальные трубы с пенополиуретановой изоляцией и системой контроля увлажнения изоляции начали внедряться в Москве поначалу в порядке эксперимента с 1985 года. Для температур теплоносителя до 150 градусов у нас принято применять именно стальные трубы. В начале 1990-х годов было решено включать в проекты прокладку труб только таким способом. И на сегодня мы проложили в Москве не так уж и мало — 2 тыс. км ПИ-труб. Из них примерно 300 км — на магистральных тепловых сетях, остальные — на разводящих. Таковы наши показатели по внедрению стальных труб с пенополиуретановой теплоизоляцией заводской готовности, обеспеченных системой сигнализации. Некоторые иногда идут по пути упрощения и отказываются от сигнализации. А вот, например, бульдозер проехал там, где ездить нельзя, и наружная изоляция дала трещину, через трещину пошло намокание. Но без системы контроля мы ничего об этом своевременно не узнаем. Важный момент. Если раньше тариф на тепловую энергию определялся у нас для пяти групп потребителей, то с этого года у нас установлено всего 2 тарифа: один для жилищных организаций, для населения, второй — для всех прочих. Таким образом, мы постепенно уходим от перекрестного субсидирования.

Павел ТКАЧИК:
— Допускается ли сдача в эксплуатацию каких-то фрагментов тепловых сетей из ПИ-труб без систем ОДК?

Анатолий ГЕРЦЕН:
— Нет. Сегодня у нас проекты проходят экспертизу. Для этого создана Мосгорэкспертиза, которая подчиняется только московскому мэру.

Продолжение следует

Дмитрий Жуков, канд. техн. наук


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость