Госпрограмма по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2005-2010 годы

В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь состоялось очередное заседание по вопросам выполнения Республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой, которая изначально преду сматривалась как механизм обеспечения реализации Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении». В частности, участники заседания обсудили ход выполнения программы и рассмотрели дальнейшие мероприятия по ее выполнению.

В 2000 году закончился срок выполнения одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 1998 г. №871 «Республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой» (далее Республиканская программа), которая изначально пред усматривалась как механизм обеспечения реализации Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении». В рамках этой программы выполнен ряд мероприятий по развитию систем водоснабжения. Однако как по объективным причинам, связанным с выделенными ограниченными финансовыми ресурсами на выполнение и сопровождение заданий программы, так и по субъективным (недостаточная организационная работа по координации заданий программы на местах) данная программа была выполнена не в полном объеме. Ход выполнения рассматривался на совместных заседаниях Координационного совета и рабочей группы по содействию реализации Программы ежеквартально, а задания по научно-техническому обеспечению Программы рассматривались на заседаниях проблемного инженерного центра по водоснабжению и водоотведению совместно с разработчиками заданий.

Финансирование

За период 2001-2004 гг. реализации Программы освоено финансовых средств на сумму 138.122 млн рублей в действующих ценах, в том числе 51.795,2 млн рублей из республиканского бюджета, 66.917,2 млн рублей из бюджетов областей и г. Минска, 19.409,6 млн рублей из внебюджетных источников, в том числе 18.144,9 — из собственных средств предприятий и 203 млн — из инновационных фондов министерств и облисполкомов. За этот период осуществился перевод водоснабжения городов Полоцка и Гродно на подземные источники, введены в эксплуатацию станции обезжелезивания в г.п. Микашевичи Брестской области, в г. Светлогорске Гомельской области, в Костюковичах, Быхове, Черикове Могилевской области, построен водозабор по ул. Набережной в г. Солигорске Минской области, очистные сооружения в городах Волковыске и Белоозерске и много других, выполнен ряд нормативно- правовых документов и т.д.

Выполнение программы

Ход выполнения Программы был рассмотрен на заседании президиума Совета Министров 27 ноября 2003 г., на котором Минэкономики было поручено провести проверку хода выполнения программы за период 2001-2003 гг., результаты которой рассматривались на заседании президиума Совета Министров 10 марта 2004 г. Протоколом данного заседания было дано поручение Минжилкомхозу совместно с облисполкомами, Мингорисполкомом и другими заинтересованными организациями выполнить корректировку Программы на 2004-2005 годы с уточнением прогнозных показателей, сосредоточением средств на выполнение наиболее актуальных заданий, имеющих высокую степень готовности, и определением приоритетных направлений на перспективу до 2010 года. Согласно поручению Минжилкомхозом был представлен в правительство проект откорректированной Программы.

В ходе рассмотрения корректировки Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на период до 2005 года правительством Республики Беларусь были высказаны критические замечания по ее структуре, указано на необходимость сокращения ее объема, включения в программу только тех вопросов, которые требуют решения на уровне Совета Министров, исключения инвестиционного раздела с пообъектным перечнем, который входит в соответствующие областные программы. Совет Министров Республики Беларусь поручил Министерству жилищно-коммунального хозяйства (№04/203- 333 от 5 января 2005 г.) совместно с Минприроды, Минэкономики, Минфином, ГКНТ, НАН, облисполкомами, Минским горисполкомом и другими заинтересованными подготовить и до 1 марта т.г. в установленном порядке внести на рассмотрение правительства проект Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2005-2010 годы. В соответствии с перечисленными требованиями правительства Республики Беларусь на основе анализа существующего состояния водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов республики и с учетом предложений заинтересованных — НАН Беларуси, Минприроды, Минпрома, Минстройархитектуры и др. — министерство разработало структуру программы, которая была одобрена правительством и согласно которой, несмотря на неудовлетворительное качество представленных предложений от облисполкомов и Мингорисполкома, разработан для первого чтения проект Программы, представленный на рассмотрение коллегии. С учетом требований Законов Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» основными исполнителями программы будут местные исполнительные и распорядительные органы (облисполкомы и Минский горисполком), а также Минжилкомхоз, Минприроды, Минпром, Минсельхозпрод.

Состояние систем водоснабжения и водоотведения

Оценка современного состояния систем водоснабжения и водоотведения содержит оценку сложившейся в ВКХ ситуации. По состоянию на 01.01.2005 г. организациями жилищно-коммунального хозяйства обслуживаются системы водоснабжения в 3353 населенных пунктах, в том числе в 3154 сельских, канализации — соответственно в 1725 и 1222 населенных пунктах, в их ведении находятся 7007 артезианских скважин, 25393,6 км водопроводных и 13234,5 км канализационных сетей, 988 объектов очистных сооружений (из них 180 имеют выпуски в водные объекты). Установленная мощность водопровода достигла 4662,8 тыс. м3 в сутки, канализации — 2718,9 тыс. м3 в сутки. При разработке Программы учитывалось современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства, которое характеризуется следующими основными проблемами:

1) недостаточная обеспеченность населения системами централизованного водоснабжения и водоотведения, особенно в сельской местности; 2) высокий физический износ сетей, оборудования и сооружений, сопровождающийся необходимостью вывода их из технологического процесса и перегрузкой оставшихся сооружений, недостаточные объемы их восстановления;
3) несбалансированность потребностей и реального финансирования работ по развитию и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов республики;
4) несоответствие качества воды подземных источников водоснабжения требованиям санитарных норм по содержанию железа и недостаточная обеспеченность действующих систем питьевого водоснабжения сооружениями подготовки воды;
5) устаревшие нормативные правовые и технические акты по проектированию, развитию и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения; 6) несовершенство и несоответствие общеевропейским нормам действующих в республике нормативных требований к качеству очищенных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты (см. таблицу);
7) перегрузка ряда эксплуатируемых очистных сооружений по объему поступающих сточных вод и количеству загрязнений в них;
8) отсутствие ответственности промышленных предприятий за качество сточных вод, сбрасываемых в коммунальные системы водоотведения, по специфическим ингредиентам;
9) низкий уровень эксплуатации, несовершенство конструкций и технологий очистки промышленных сточных вод на локальных очистных сооружениях (или их отсутствие);
10) недостаток надежного технологического оборудования, изделий и труб из современных материалов отечественного производства;
11) недостаточная обеспеченность городских населенных пунктов системами сбора, отведения и очистки поверхностных сточных вод;
12) нарушение градостроительных требований в вопросах освоения зон санитарной охраны водозаборов;
13) несоблюдение режимов содержания зон санитарной охраны водозаборов и нецентрализованных источников водоснабжения.

Поправки в программу
Учитывая изложенное, в проект Государственной программы «Чистая вода» на 2005-2010 годы включены следующие разделы.
Раздел 2. «Цели, задачи и приоритеты развития систем водоснабжения и водоотведения» определяет приоритетные направления развития систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов республики, находящихся на балансе организаций ЖКХ.

Раздел 3 «Основные направления развития» состоит из двух подразделов:
3.1. «Повышение качества питьевой воды», в который включены задания, направленные на повышение качества питьевой воды, в том числе
строительство, реконструкцию и расширение объектов водоснабжения включая станции обезжелезивания, на восстановление сетей водоснабжения, паспортизацию общественных колодцев и мелкотрубных скважин, оценку соответствия питьевой воды систем питьевого водоснабжения в населенных пунктах. К данному подразделу дается приложение, в котором представлен график оценки соответствия питьевой воды, т.е. сертификации. 3.2. «Повышение качества очистки сточных вод» включает задания по повышению качества очистки сточных вод. Это строительство, реконструкция и расширение объектов хозяйственно-бытовой канализации, в т.ч. очистных сооружений и канализационных сетей, восстановление сетей канализации, проектирование, реконструкция и строительство локальных очистных сооружений для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в коммунальные системы канализации, строительство, реконструкция и расширение объектов дождевой канализации населенных пунктов. В раздел 4. «Совершенствование управления и создание конкурентной среды в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению» в соответствии с положениями Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. №943, включены задания по созданию региональных информационных систем и специализированных предприятий ВКХ.

Работа водного хозяйства, как и народного хозяйства в целом, во многом зависит от состояния соответствующей нормативной и правовой базы. Поэтому в раздел 5 «Совершенствование нормативно-правовой базы по проектированию, развитию, эксплуатации и пользованию системами водоснабжения и водоотведения, водными ресурсами» проекта программы включена разработка комплекса нормативных и технических правовых актов по проектированию, эксплуатации и пользованию системами питьевого водоснабжения, водоотведения, водными ресурсами. Обеспечение нормальной работы систем коммунального водного хозяйства невозможно без эффективной системы контроля и локального мониторинга в области водоснабжения и водоотведения. Поэтому раздел 6 «Развитие систем контроля и локального мониторинга в области водоснабжения и водоотведения» включает задания по оснащению инструментальным учетом сооружений забора, подачи и распределения питьевой воды и систем производственного водоотведения на сбросе в централизованные системы водоотведения. Кроме того, в разделе предусмотрены задания по оснащению централизованных систем водоснабжения и водоотведения производственными лабораториями контроля качества питьевых и сточных вод, а также оснащению насосных агрегатов на водопроводных станциях второго подъема частотнорегулируемыми приводами.

Раздел 7. «Научно-техническое обеспечение программы». Научно-техническая политика в развитии водопроводно-канализационного хозяйства реализуется в рамках Государственной научно-технической программы “Разработать и внедрить технологии, оборудование и машины для объектов городского хозяйства (ГНТП “Городское хозяйство”). Руководство и координацию выполнения заданий программ осуществляет Минжилкомхоз, поэтому в проекте Программы задания не дублируются. В разделе 8. «Финансовое обеспечение программы» определяется стоимость реализации всех заданий программы. В целом на реализацию Государственной программы «Чистая вода» на 2005-2010 годы, по предварительным данным, необходимо около 500 млрд рублей (476334,7 млн рублей) в действующих ценах. В качестве основных источников финансирования заданий программы предусматриваются местные бюджеты всех уровней, бюджетные и внебюджетные фонды, средства предприятий. В разделе 9. «Ожидаемые результаты реализации программы» подводятся прогнозируемые итоги реализации данного этапа Программы. Реализация намеченных в программе основных заданий позволит достичь значительной суммарной экономической, социальной и экологической эффективности, а также — в 2010 году — бесперебойного снабжения населения питьевой водой, удовлетворяющей требованиям стандарта качества и в количествах, соответствующих гигиеническим требованиям, а также создания за счет эффективного водоотведения благоприятного экологического состояния населенных мест.

Подготовил Александр ПАНИЧ¶


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2005 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость