22 февраля коллегия департамента «Белавтодор» подвела итоги работы отрасли за первый месяц текущего года. В рамках этого вопроса был рассмотрен ход выполнения основных параметров социально-экономическ

22 февраля коллегия департамента «Белавтодор» подвела итоги работы отрасли за первый месяц текущего года. В рамках этого вопроса был рассмотрен ход выполнения основных параметров социально-экономического развития, Программы дорожных работ и Программы действий департамента. С основным докладом выступила начальник экономического отдела Тамара Камера.

Каким же был минувший январь для предприятий отрасли? Если говорить о финансовой составляющей, то доходы республиканского дорожного фонда составили 110,4%. В результате Министерство финансов полностью произвело расчет за выполненный объем дорожных работ, а также профинансировало закупку основных дорожно-строительных материалов. Что касается программы работ на республиканской сети, то она выполнена как в целом (на 103,1%), так и в разрезе на виды работ (содержание, текущий и капитальный ремонт, реконструкция). На 103% были выполнены в январе и задачи, отраженные в постановлении Совмина №335 «О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог». Анализ результатов осмотра республиканских дорог в январе текущего года показал, что в целом качество зимнего содержания по сравнению с предыдущим месяцем практически не изменилось. Тревожит штаб дорожной отрасли другое: среди автодоров самую низкую оценку по данному показателю получили дороги, обслуживаемые «Магистральавтодором» и «Белавтострадой» — теми предприятиями, у которых на балансе самые важные дороги страны и, естественно, самые высокие требования по качеству содержания. Важное значение для успешной работы по году имеет своевременность проведения тендеров и заключения договоров. Однако в этом плане далеко не все предприятия сработали как положено, а в полном объеме определены подрядчики и заключены договора только в «Гомельавтодоре». Наихудшее положение сложилось в «Магистральавтодоре» и «Гродноавтодоре». Кроме того, департамент выдвигает заказчикам требование активизировать работу по утверждению проектно-сметной документации и оформление отвода земель.

Прогнозные показатели

В целом неплохо справились с программой работ собственными силами (106,5%) и по дорожной отрасли (106,9%) подрядные предприятия. А программа подрядных работ на республиканских дорогах выполнена на 108,9%. Выполнены и основные параметры прогноза социально-экономического развития департамента. Так, инвестиции в основной капитал составили 137,8%, производство потребительских товаров — 116,7%, объем экспорта услуг — 101,2% к заданию, энергосбережение — минус 20,7% (при задании минус 5%), рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах — 127,7% (задание — 113%). Среднемесячная заработная плата возросла на 37,1% к уровню прошлого года и составила 468,7 тыс. рублей при задании 456 тыс. рублей. «Болячки» минувшего года по-прежнему сказываются на результатах работы «Дорстройиндустрии»: это предприятие немного не дотянуло по производству товарной продукции, да и ее невостребованные запасы пока еще велики.

Экономические аспекты работы предприятий отрасли

Как показывают результаты января, многие из них не в полном объеме используют начисленные средства амортизационных фондов, у некоторых достаточно велики остатки прошлых лет. Есть проблемы и по таким показателям, как прибыль и рентабельность от реализованной продукции. Особенно это касается подрядчиков — зимний сезон в силу своей специфики не позволяет им набрать нужные обороты. Хотя, как отметила Тамара Камера, по сравнению с прошлым годом у трестов наметился определенный прогресс.
В целом предприятия департамента успешно справились с доведенными заданиями. Однако в разрезе предприятий не все так гладко: многие предприятия допустили те или иные отклонения по различным параметрам. Отчеты о недостатках их руководителей и были заслушаны коллегией. Отметим, что большинство заверений о сроках наверстывания упущенного были приняты к сведению, а их исполнение будет проверено уже на следующем заседании коллегии. Однако не всеми объяснениями руководителей был удовлетворен директор департамента. Первый месяц достаточно показателен с той точки зрения, что как начнешь работу, так и будешь двигаться дальше по году. Поэтому сейчас предельно важно создать напряжение по всем направлениям деятельности, тщательно отработать все вопросы и учесть недоработки, допущенные ранее. Одним из важнейших приоритетов в работе отрасли ее руководитель назвал инвестиции в основной капитал. Ответственность дорожников за выполнение этого показателя подчеркивает и тот факт, что практически половину Государственной инвестиционной программы Беларуси составляют объекты, финансируемые из республиканского дорожного фонда. Требует повышенного внимания и работа по использованию средств амортизационных фондов — максимальное их использование является долгосрочной политикой департамента.

Дорожники России и Украины изучают белорусский опыт зимнего содержания дорог

С 16 по 18 февраля Белорусский дорожный научно-исследовательский институт встречал своих коллег из стран-соседок. В эти дни в БелдорНИИ проходил международный научно-практический семинар, посвященный зимнему содержанию автомобильных дорог. Изучить наш опыт в данной проблематике и поделиться своим в Минск приехало около 50 представителей дорожных и отраслевых научных организаций из России и Украины. Отметим, что география участников семинара была «от Москвы до самых до окраин»: Россию представляли специалисты из 16 городов различных регионов страны, а Украину — коллеги из Киева.

Открылся семинар пленарным заседанием в стенах БелдорНИИ. Генеральный директор института доктор технических наук, профессор Алексей Бусел выступил перед собравшимися с приветственным словом. Коротко охарактеризовав дорожное хозяйство Беларуси, он подчеркнул, что зимнее содержание дорог — это очень важный аспект в работе отрасли. Ведь именно зимой существенно возрастает значимость такого фактора, как проезжаемость, от которой зависит и скорость доставки грузов, пассажиров, и безопасность дорожного движения, и многое другое. Как добиться того, чтобы обеспечить бесперебойный и комфортный проезд транспорта по зимним дорогам с одной стороны и как уменьшить затраты на зимнее содержание и минимизировать отрицательное воздействие противогололедных материалов на окружающую среду — с другой. Поиском ответов на эти вопросы и занята отраслевая наука.

Надо сказать, что за последние годы сделаны довольно ощутимые шаги в этом направлении. Так, все шире используются ПГМ с добавками, обеспечивающими неслеживаемость соли, повышающими ее плавящую способность и снижающими коррозионное воздействие на кузова автомобилей, искусственные сооружения и т.д. Их разработка стала плодом совместного научного сотрудничества БелдорНИИ и Национальной академии наук. Важной задачей становится и снижение затрат на зимнее содержание. Здесь ученые видят выход в широком применении профилактических обработок покрытия чистыми солями перед образованием гололеда. Предпосылки для этого есть: в отрасли все интенсивнее развивается система дорожно-измерительных станций, а информация, получаемая с ДИС, как раз и помогает определить тот момент, когда наиболее целесообразно произвести посыпку. Применение чистых солей имеет и основательную экономическую подоплеку. Судите сами: песчано-соляная смесь состоит из 4 частей песка и 1 части соли, т.е. ПСС необходимо в 4 раза больше, чем чистой соли. Отсюда — повышенный расход топлива, времени и других затрат на ее распределение. К тому же, современные распределители позволяют дозировать по 10-20 г смеси на квадратный метр. Это не только экономический, но и экологический эффект: точная дозировка позволяет уйти от пресловутого «пересола». К слову, Белавтостраде благодаря ставке на превентивную обработку и использование технической соли удалось существенно снизить затраты на зимнее содержание главной дороги страны — М1/Е30. Отраслевая наука намерена и дальше двигаться в этом направлении: по мнению Алексея Бусела, минимизация затрат по-прежнему остается одной из наиболее важных и приоритетных задач.

Новые разработки белорусской науки в сфере новых противогололедных материалов

О последних разработках белорусской науки в сфере новых противогололедных материалов рассказал Анатолий Радько, доктор химических наук, член- корреспондент Национальной академии наук. По его словам, ученые изучали возможность применения различных видов противогололедных материалов в нашей стране. В результате был сделан вывод, что целесообразнее использовать техническую соль — отходы «Беларуськалия». Дальнейшие исследования были направлены на повышение эффективности таких ПГМ. В частности, ученым удалось решить проблему повышения плавящей способности соли, ее антислеживаемости и снижения коррозионной активности. По данным Анатолия Радько, с каждым годом объемы потребления модифицированной таким образом соли растут: она все шире используется в столице и областных центрах, на магистральных дорогах.

Компьютерная программа по оперативному управлению зимним содержанием дороги

Сотрудник БелдорНИИ Евгений Вольский, в свою очередь, представил собравшимся компьютерную программу по оперативному управлению зимним
содержанием дороги. Этот многофункциональный продукт призван оказывать существенную помощь диспетчеру: он рассчитывает целый комплекс данных, необходимых для снегоуборки и ликвидации зимней скользкости на конкретном участке дороги, выдает соответствующие задания и т.д. Выступление заведующей центром мостовых конструкций и материалов БелдорНИИ Ольги Вайтович было посвящено эксплуатации искусственных сооружений, а также оценке их состояния в зимний период. С особым интересом участники семинара заслушали информацию о применении высокоэффективных материалов по защите бетонов от коррозионного воздействия.

Экономика зимнего содержания дорог

Заместитель генерального директора БелдорНИИ Владимир Товстик остановился на экономических аспектах зимнего содержания дорог. По его словам, зимний период в нашей стране является достаточно неблагоприятным для дорог: число переходов температуры покрытия через 0°С за один сезон достигает 100-130 раз. В результате покрытия дорог, значительная доля которых эксплуатируется с превышением межремонтных сроков и,
соответственно, имеет дефекты, подвергаются ускоренному разрушению. Владимир Николаевич также подробно изложил собравшимся экономику зимнего содержания: по стоимости, элементам затрат и т.д. Как оказалось, наибольший вес здесь имеют транспортные затраты, поэтому с экономической точки зрения именно над снижением этой составляющей и надо работать.

Экологические проблемы зимнего содержания дорог

Экологическим проблемам зимнего содержания было посвящено выступление заведующей лабораторией геотехники и экологии БелдорНИИ Людмилы Лясковской. По словам докладчицы, цель зимнего содержания заключается не только в обеспечении бесперебойного и безопасного движения, но и в соблюдении экологически безопасного состояния окружающей среды. Что касается воздействия зимнего содержания на экологию, то здесь ученые выделяют коррозию, загрязнение почвы, грунтовых и поверхностных вод, а также угнетение растительности. Следует отметить, что лаборатория института провела целый ряд исследований в данном направлении. Их результаты показали, что вдоль дорог складывается неблагополучная экологическая обстановка, поэтому необходимо отрабатывать вопросы снижения вредного воздействия, в том числе и посредством уменьшения расхода противогололедных материалов.

Надо сказать, что участники семинара с интересом выслушали прозвучавшую в ходе пленарного заседания информацию. О том, что наработки белорусских дорожников по зимнему содержанию не оставили равнодушными российских и украинских коллег, красноречиво свидетельствовали и многочисленными вопросы, которыми гости буквально засыпали выступающих. Ответы на многие из них были наглядно продемонстрированы в практической части семинара, в ходе которой было организовано посещение ряда дорог и производственных баз отрасли. В частности, был проведен осмотр столичной кольцевой дороги и автотрассы М1/Е30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией. Участники семинара также ознакомились с технологией выполнения работ по зимнему содержанию, с деятельностью диспетчерских служб ДЭУ, дорожно-измерительных станций. Кроме того, зарубежные коллеги посетили Музей истории дорожного хозяйства.

Дороги и транспорт: разрушение неминуемо?

Приход весны для дорожников традиционно оборачивается двумя основными заботами: во-первых, необходимо подготовиться к пропуску паводка и преодолению весенней распутицы, а во-вторых, нужно уберечь дороги от разрушения в период оттаивания грунтов. Об этом, в частности, шел разговор на коллегии департамента «Белавтодор». С основным докладом по этому вопросу выступил начальник управления содержания дорожной сети департамента Василий Яковлев. Предлагаем наиболее интересные моменты вниманию читателей.

Предприятия отрасли готовятся к паводку на должном уровне ежегодно. Об этом, в частности, говорят и итоги весны минувшего года, когда дорожники в целом в установленный срок провели подготовку к пропуску паводка и преодолению весенней распутицы. Так, в полном объеме были заготовлены необходимые материалы, создан запас ГСМ, заключены договора на проведение в период ледохода взрывных работ. Кроме того, в предполагаемых местах размыва земполотна были заблаговременно сосредоточены спецтехника и материалы, а также проводились работы по ликвидации участков, подверженных пучинообразованию, и по усилению проезжей части грунтовых дорог. Вместе с тем, в прошлом году был выявлен и ряд недостатков. Так, в ряде автодоров и Минском облдорстрое недостаточно оперативно осуществлялись подготовительные работы, местами не проводилась расчистка подмостовых участков, не везде были установлены водомерные рейки. Что касается нынешнего года, то департаментом «Белавтодор» были приняты специальные меры по организации подготовительных работ к пропуску паводка и преодолению весенней распутицы, был издан соответствующий приказ. Этот документ обязывает предприятия отрасли создать противопаводковые комиссии, разработать планы мероприятий по обеспечению сохранности автодорог и сооружений. Для ликвидации аварийных ситуаций предусмотрено создание необходимого запаса материалов. Этой работой и занимаются в настоящее время дорожные предприятия.

Особенно остро на коллегии был обсужден вопрос организации в весенний период пропуска тяжеловесных транспортных средств по дорогам нашей страны. Весной вследствие увлажнения грунтов резко снижается несущая способность конструкций дорожной одежды. В этот период наблюдается интенсивное разрушение покрытий дорог под воздействием повышенных осевых нагрузок транспорта. Поэтому ежегодно дорожники с целью недопущения разрушений покрытий дорог и обеспечения безопасности дорожного движения инициируют введение временных ограничений движения транспорта с осевыми нагрузками, превышающими допустимые по несущей способности автотрасс. Увы, предусмотренные бюджетом объемы финансирования дорожного хозяйства по-прежнему не позволяют выполнить усиление дорожных конструкций даже на основных маршрутах, чтобы исключить на них ограничения осевых нагрузок в весенний период.

Анализ выполнения ремонтных работ в прошлом году показал, что в силу финансовых возможностей отрасли капитальный ремонт был проведен только на 156,4 км республиканских дорог, или на 1,4% к общей протяженности участков, нуждающихся в этом виде ремонта. Поэтому неудивительно, что в минувшем году по сравнению с 2003 годом увеличилась протяженность участков автотрасс с несоответствием по несущей способности (с 7088 км до 8700 км), а также по ровности (с 3702 км до 5496 км). Следует отметить, что по основным и дополнительным маршрутам движения грузового транзитного транспорта техническое состояние дорог удалось сохранить на прежнем уровне. Так или иначе, но в итоге общая протяженность участков, на которых в весенний период планируется ввести ограничения, составляет 9260 км. Перечень дорог, на которых будут вводиться сезонные ограничения массы и нагрузок на оси ТС, отражен в проекте соответствующего постановления Минтранса, который одобрила коллегия департамента. Ожидается, что данный документ будет принят на ближайшей коллегии министерства. В проекте предусмотрено введение ограничений на весенний (с 25 марта по 1 мая) и летний (с 1 июня по 31 августа) периоды. Кроме того, в нем оговаривается, что временные ограничения не будут распространяться на транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, а также перевозки, связанные с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Традиционно, дабы обеспечить ритмичное функционирование отраслей народного хозяйства и транзитных потоков, нагрузки на ось на большинстве магистральных дорог будут снижены до минимальных.

Как видно из вышеприведенного, руководство департамента принимает исчерпывающие меры по сохранности республиканских дорог. Однако, судя по опыту прошлых лет, противоположная картина может сложиться на местных дорогах ряда областей. Так, в прошлом году Брестским, Гродненским и Минским облисполкомами не были введены временные ограничения. В результате для проезда тяжелых грузовиков использовались местные дороги, которые, естественно, имеют более низкую грузоподъемность, чем республиканские.

Материалы полосы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость