Работа над ошибками

На заседании внеочередной коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь рассматривались факты, изложенные в
докладной записке Комитета государственного контроля о результатах проведенного анализа рационального использования бюджетных средств при
благоустройстве и строительстве особо значимых объектов г. Минска и принятии предупредительных мер по недопущению вскрытых и других имеющих
место недостатков, усилению ответственности руководителей и наказанию виновных. С докладом о проблемных точках в отрасли выступил заместитель
министра ЖКХ Беларуси Валерий Новак. Предлагаем его выступление в сокращении.


В выступлении на совещании по социальным вопросам Президент Республики Беларусь А. Лукашенко, отметил: «Областным, районным и городским
предприятиям жилищно-коммунального хозяйства необходимо научиться рационально и экономно использовать каждый рубль. (…) Вопрос экономии в
жилищно-коммунальной сфере — это очень важный государственный вопрос, от решения которого зависит благополучие нашей страны». Поэтому
Правительством поставлена перед нами задача по снижению в 2005 году затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг для населения в сопоставимых
условиях не менее чем на 30% по сравнению с 2003 годом, в том числе, и даже в первую очередь, за счет более рационального использования всех
имеющихся у нас ресурсов. Отмеченные в докладной записке Комитета государственного контроля на имя главы государства данные о результатах
проведенного анализа рационального использования бюджетных средств при благоустройстве и строительстве особо значимых объектов г. Минска и
результатах работы других контролирующих органов, в том числе и ведомственных ревизионных служб, говорят об обратном.

Контрольно-ревизионные проверки

С целью акцентирования вашего внимания на нарушениях в ваших же организациях начну с последних. Анализ вскрытых при проведении в 2004 году в
организациях жилищно-коммунального хозяйства республики контрольно-ревизионными службами комплексных ревизий, оперативных проверок показывает,
что нарушения (в части ценообразования, соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, снижения себестоимости и др.) имеют место в значительном
количестве организаций отрасли. В целом по отрасли в 2004 году ведомственными контрольно-ревизионными службами системы министерства проведена
541 ревизия, из них 396 комплексных, проведено 557 тематических проверок по вопросам обращения граждан, ведомственного контроля, контроля за
ценообразованием, соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, сохранности государственной собственности, снижения себестоимости. Ревизиями и
проверками в 2004 году выявлено ущерба на сумму 1.156.936 тыс. рублей, в том числе из-за недовзыскания арендной платы и коммунальных услуг,
завышения объемов ремонтно-строительных работ — на 223.230 тыс. руб., нецелевого использования бюджетных средств — на 89.878 тыс. руб.
Предотвращено незаконных и необоснованных расходов на сумму 297.731 тыс. руб. По результатам ревизий издано 647 приказов, привлечено к
дисциплинарной ответственности 1508 должностных лиц, в том числе 33 освобождены от занимаемых должностей. Принятыми по результатам ревизий и
проверок мерами возмещено вреда на сумму 508.120 тыс. рублей, в том числе взыскано с виновных лиц 142.767 тыс. рублей. Передано в следственные
органы 40 материалов ревизий на сумму 397.339 тыс. рублей, по которым возмещено вреда на сумму 99.876 тыс. руб., возбуждено одно уголовное дело,
по трем материалам вынесен приговор суда, по двум материалам продолжается следствие, один руководитель привлечен к административной
ответственности. По трем материалам расследование прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Причиной выявленных нарушений является
недостаточный внутрихозяйственный контроль. Восстановлены нецелевым назначением использованные бюджетные средства в размере 81.185 тыс. руб.
Доначислено платежей в бюджет и внебюджетные фонды 32.149 тыс. руб.

Ситуация в столице

Проверками, проведенными Комитетом госконтроля в сентябре-декабре 2004 года на 11 объектах города, на 8 объектах установлены нарушения порядка
ведения строительно-монтажных работ и завышение стоимости выполненных работ. Нарушена процедура проведения подрядных торгов при строительстве
трех объектов. Необоснованное и нецелевое расходование бюджетных средств выявлено по четырем объектам. Так, из 58,9 млрд руб., выделенных
Мингорисполкомом в 2003-2004 гг. на строительство и благоустройство 11 объектов, необоснованно израсходовано 1,8 млрд руб. (и это без учета
суммы необоснованных расходов по объекту "Канализационные очистные сооружения (1 очередь)" от начала его строительства (с 1991 г.) до 2003
года).

Горремавтодором для недопущения в дальнейшем нарушений, выявленных Комитетом Государственного контроля, был издан приказ от 17 сентября 2004 г.
№112а «О результатах проверки», согласно которому 5 должностным лицам объявлен выговор, разработан план мероприятий по устранению выявленных
нарушений, изменена структура предприятия путем реорганизации, расширения укрепления службы заказчика, создан сметно-договорной отдел, приняты
меры по обеспечению выполнения функций заказчика в соответствии с Положением о заказчике (застройщике) в строительстве, утвержденным приказом
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22 июня 1999 г. №174 (положения об отделах и должностные инструкции работников
службы заказчика переработаны с учетом Положения, осуществляется более тщательный подбор кадров; в 2004 году прошли обучение по повышению
квалификации, приняли участие в семинарах 15 специалистов, откорректирован план обучения и повышения квалификации с отрывом и без отрыва от
производства работников службы заказчика; сумма материального вознаграждения специалистов службы заказчика поставлена в зависимость от наличия
(отсутствия) предписаний контролирующих органов. Теперь уже с особой тщательностью работниками предприятия проверяется соответствие объема,
качества и стоимости СМР, выполняемых подрядными организациями, ПСД и предъявляемым к оплате документам (справкам Ф-2 и Ф-3); пристальное
внимание уделяется подготовке пакета документов по обеспечению своевременности и правильности открытия финансирования строительных объектов,
предоставления подрядчикам авансовых платежей, расчетов за выполненные работы, а также начисления индексации и возврата неиспользованных сумм
авансов. Так, за период с сентября по ноябрь 2004 г. службой технического надзора выявлено завышение объемов СМР по объектам капитальный ремонт
проезжей части (в связи с изменением индексов стоимости СМР) и тротуаров по пр. Скорины на сумму 121.689.862 тыс. рублей и 66.927.899 тыс.
рублей соответственно, произведен перерасчет стоимости СМР по объектам капитальный ремонт ул. Тростенецкой на сумму 6165,079 тыс. рублей и
58985,077 тыс. рублей, капитальный ремонт ул. Радиальной — 12594,782 тыс. рублей; возвращены суммы неиспользованного аванса в размере 100 млн
рублей и произведена индексация неиспользованных авансов (сумма индексации составила 323,564 тыс. рублей) по объекту капитальный ремонт ул.
Сердича. Вышеуказанные суммы возвращены заказчику через управление госказначейства по г. Минску.

Под особым контролем находится обеспечение своевременности получения разрешительных и других документов, необходимых при строительстве объектов
городского благоустройства за счет бюджетных средств. Своевременно принимаются меры к предупреждению, предотвращению нарушений действующего
законодательства подрядчиками путем внесения записей в журнал производства работ, выставления претензий. За период с июля по сентябрь 2004 года
подрядчикам выставлено 4 претензии. Направлено 2 ходатайства в Управление госказначейства по г. Минску с просьбой о списании сумм авансов и
штрафных санкций в бесспорном порядке. 29 сентября с ООО «ТДТ» взыскана сумма 27381,144 тыс. рублей. В контракты работников включены пункты,
касающиеся привлечения их к дисциплинарной и материальной ответственности за причинение материального ущерба предприятию.
Для недопущения в дальнейшем подобных нарушений УП «Горремавтодор Мингорисполкома» укреплена служба заказчика, кроме того, усилен контроль за
соблюдением подрядными организациями договорных обязательств (нормативных сроков строительства и др.). Так, за нарушение сроков, установленных
графиком производства работ, подрядчикам ПК «Эквивалент», УП «ТВ Дорстрой» в сентябре и октябре не начислялась премия за производственные
результаты.

По объекту "Канализационные очистные сооружения (1 очередь)" (далее — КОС), заказчиком которого является КУП "Управление коммунального хозяйства
Мингорисполкома", проверкой установлено следующее. Строительство КОС осуществляется с 1991 года. Из-за внесения многочисленных поправок в
проектную документацию по снижению производственных мощностей строящихся очистных сооружений часть уже построенных объектов комплекса оказалась
невостребованной. Стоимость возведенных "ненужных" объектов в ценах 1991 года составляет 19,9 млн руб. (в действующих ценах — более 20 млрд
руб.).

Причины недостатков

Одной из причин нецелевого и нерационального использования средств наряду с недостаточным контролем со стороны организаций жилищно-коммунального
хозяйства за корректировкой проектно-сметной документации, выделением пусковых комплексов и ходом строительства, когда в первую очередь
возводятся нетехнологические сооружения вспомогательного назначения, является несоблюдение нормативных сроков строительства объектов
водоснабжения и водоотведения, других объектов коммунального хозяйства вследствие недостаточного финансирования строительных работ. Из-за
длительных сроков строительства выполняются корректировки проектно-сметной документации, зачастую с изменением технологии, вследствие чего не
находит применения в технологическом процессе и остается невостребованным ряд построенных сооружений, а также закупленное ранее и морально
устаревшее оборудование. Например, построенное здание доочистки на КОС г. Минска стоимостью в ценах 1991 года 8 млн руб. исключено из проекта с
мая 1997 г., заброшено и в настоящее время пришло в полную негодность. Закупленное оборудование воздуходувной станции, исключенной из проекта в
1998 году, складировано под открытым небом и в настоящее время непригодно к эксплуатации. Построенная автобаза на 140 спецмашин для вывоза
осадков сточных вод стоимостью в ценах 1991 года 3,2 млн руб. и готовностью 80% также исключена из пускового комплекса с 2001 года, работы на
данном объекте прекращены, объект находится в незаконсервированном состоянии и разрушается. Такая же ситуация и по другим объектам КОС. Все это
приводит к нерациональному использованию и замораживанию капитальных вложений.

Минскзеленстрой. Повторной проверкой объекта "Реконструкция сквера на пл. Победы и прилегающей территории" (объект проверялся в 1 квартале 2004
г.) дополнительно установлено завышение стоимости выполненных работ на 12 млн руб. На объекте не оказалось в наличии более 20 деревьев и около
200 кустарников, предусмотренных проектом. В ходе проверки недостающие зеленые насаждения были высажены. В связи с неудовлетворительным
качеством выполненных работ по озеленению Комитетом госконтроля изучено состояние производственной базы УП "Бровки", специализирующегося на
выращивании посадочного материала для озеленения города. Установлено, что под посадками занято всего 95 га имеющихся площадей питомника (180
га). Питомник, а также теплицы и парники находятся в запущенном состоянии. Отсутствует необходимое количество саженцев липы, каштана, клена.
Площади питомника покрыты сорной растительностью, переросшими саженцами березы, которых насчитывается более 10 тыс. шт. и которые не могут быть
реализованы и требуют выкорчевки. При таких условиях хозяйствования потребность г. Минска в посадочном материале обеспечивается предприятием
лишь на 40-50%.

В ходе проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности УП «УДМСиБ», связанной со строительством объектов «Реконструкция
транспортного пересечения в 2-х уровнях пр. Партизанский — ул. Ленина с железной дорогой» (акт от 1.11.2004 г.) и «Транспортная развязка в двух
уровнях на пересечении пр. Жукова — ул. Аэродромной — ул. Брилевской (акт от 24.01.2005 г.) (заказчик УП «УКС Мингорисполкома», генподрядчик —
УП «УДМСиБ»), установлено некачественное и с нарушением проектно-сметной документации устройство турникетного ограждения и технического тротуара
и, кроме того, по второму объекту нарушение сроков (1 месяц) начала строительства без разрешения органов Госстройнадзора. Решением Комитета
государственного контроля от 04.2.2005 г. №05/4-7 к предприятию применены экономические санкции в размере 800 базовых величин (19200000 рублей),
что было выплачено полностью. За допущенные нарушения виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

Устранение причин и недопущение нарушений

По результатам проверок разрабатываются мероприятия по устранению причин и недопущению в дальнейшем нарушений, отраженных в актах проверок; в
план работы контрольно-ревизионной службы управления на 2005 год включены такие мероприятия, как проведение тематических проверок по вопросам
соблюдения законодательства при проведении тендеров на закупку материалов и подрядных торгов, а также проверка по целевому использованию
бюджетных средств.

По ГП УЖХ Мингорисполкома выявлены нарушения в целевом использовании бюджетных средств в ЖРЭО Октябрьского района в сумме 1437,0 тыс. рублей,
где проведено необоснованное начисление безналичной жилищной субсидии населению. Суммы восстановлены. При проверке использования бюджетных
средств на проведение капитального, текущего ремонта, благоустройства дворовых территорий в результате неправильного применения расценок,
коэффициентов, завышения стоимости материалов, неправильного применения накладных расходов и плановых накоплений установлено завышение объема
ремонтно-строительных работ. Незаконное расходование бюджетных средств, выделенных на проведение капитального и текущего ремонта объектов
благоустройства жилого фонда в результате неправильного применения расценок, коэффициентов, завышения стоимости материалов, неправильного
определения накладных расходов и плановых накоплений, выявленное в УП «ГП УЖХ Мингорисполкома» (УП ЖРЭО Московского, Партизанского, Ленинского,
Советского, Центрального, Октябрьского, Первомайского, Заводского, Фрунзенского районов) составило 87,6 млн рублей. Восстановлена сумма 55780,0
тыс. рублей.

Следует признать, что одной из причин выявленных нарушений в части нецелевого использования бюджетных средств является и то, что действующий в
настоящее время «Перечень мероприятий, осуществляемых за счет средств, ассигнуемых из бюджета на текущее содержание объектов городского
благоустройства» устарел и не соответствует требованиям законодательства в части создания и содержания объектов благоустройства и современной
технологии производства работ. Поэтому на данной коллегии будет рассмотрен и вопрос об утверждении нового Перечня.

Ответственность и наказание

В ноябре 2004 г. Минжилкомхозом была рассмотрена информация, подготовленная Прокуратурой Республики Беларусь по материалам проверок
эффективности использования бюджетных средств, израсходованных на строительство, реконструкцию и благоустройство объектов инфраструктуры
Мингорисполкома, поступившим из Комитета государственного контроля Республики Беларусь, и представлены предложения в Министерство финансов для
подготовки проекта доклада главе государства Республики Беларусь по данному вопросу о поддержании решения республиканской прокуратуры об отказе
в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц КУП «Минскзеленстрой», УП «Городские парки Минскзеленстроя», УП «Мингорсвет», УП
«Горремавтодор» за отсутствием в их действиях состава преступления. За допущенные нарушения законодательства виновные должностные лица
привлечены к дисциплинарной ответственности.

Сегодня на основании ваших данных можно сделать вывод, что целевое использование бюджетных средств находится на контроле ведомственных
контрольно-ревизионных служб областных и Минских городских управлений и организаций жилищно-коммунального хозяйства и проверяется в ходе ревизий
финансово-хозяйственной деятельности предприятий. При нецелевом использовании бюджетных средств принимаются меры по их восстановлению, виновные
привлекаются к ответственности. Примером тому является то, что, по отмеченным фактам, Минскими городскими отраслевыми управлениями и
организациями проведена работа по ликвидации нарушений, отмеченных в докладной записке. Проведена работа и приняты меры по устранению 34
выявленных нарушений с привлечением к ответственности 100 должностных лиц, в том числе в УП «Горремавтодор» — 19 нарушений и 60 лиц, УП
«Управление коммунального хозяйства Мингорисполкома» — соответственно 7 и 14, УП «Минскзеленстрой» — 8 и 26. Однако надо констатировать, что
качество проводимых ревизий производственной и финансовой деятельности по-прежнему находится не на должном уровне. В этом наряду с дефектами
работы ревизионных служб наших областных организаций надо признать и значительные недоработки контрольно-ревизионного отдела Министерства, от
которого мы были вправе ожидать более конкретного методологического руководства отраслевыми контрольными службами. Так, например, в нарушение
п.1 абз.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. №293 при проведении ведомственных ревизий в полном объеме не принимают участия
специалисты соответствующих отделов. В результате остаются без надлежащего контроля вопросы правильности применения и формирования цен по
подрядным организациям негосударственной формы собственности, которые являются подрядчиками коммунальных предприятий, правильности отнесения
затрат на себестоимость, эффективности производственной деятельности, договорной, правовой и кадровой работы, что ведет к выявлению нарушений по
данным вопросам органами вневедомственного контроля, в том числе и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. В то же время, без
конкретной работы в этом направлении руководителей наших областных организаций больших успехов достичь нельзя.

С целью обеспечения сохранности государственной собственности, устранения причин, порождающих незаконные расходы, хищения денежных средств и
материальных ценностей, целевого использования бюджетных средств, в соответствии с поручением Правительства Министерством разработаны и
утверждены Мероприятия по созданию хозрасчетного предприятия РУП «Служба ведомственного контроля Минжилкомхоза», предусматривающие разработку
Положения о службе и Инструкции о порядке организации и проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в организациях
Минжилкомхоза, а также Положения о порядке формирования и использования средств отчислений на финансирование ведомственного контроля, решение
других вопросов. Но без изменения нашего отношения к организации добросовестной, квалифицированной работы всех специалистов отрасли, их
профессиональной подготовки и повышения требовательности к ним и эта мера может не сработать. Я надеюсь, что сегодняшний разговор станет для
всех участников коллегии уроком, посвященным «работе над ошибками».

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 2005 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость