На РУПП «Спецжелезобетон» состоялся пуск второго поста Variant
Немаловажное для строительной отрасли Беларуси событие произошло 18 февраля 2005 г. На РУПП «Спецжелезобетон» (г.п. Микашевичи, Лунинецкий р-н Брестской обл.) успешно прошла презентация безнапорной трубы диаметром 1000 мм длиной 2,5 м. Таким образом, была расширена номенклатура этих изделий, выпускаемых методом вибропрессования на линии Variant 2500 производства компании Schlosser-Pfeiffer (Германия).
Теперь на предприятии работает два поста этой линии. В ноябре 2002 г. состоялся ввод в эксплуатацию первого из них, на котором все это время
производились безнапорные железобетонные трубы диаметром 300, 400, 500, 600, 800 мм длиной 2,5 м. Ежегодная производительность поста
приближалась к 5 тыс. м3. А сейчас максимально возможный диаметр выпускаемой трубы составляет 2,7 м. Безнапорные трубы производятся с утолщенной
стенкой и могут применяться при глубине более 5 м в агрессивной среде. Метод вибропрессования обеспечивает высокую плотность бетона и, таким
образом, позволяет получать изделия высокой водонепроницаемости. Кроме того, РУПП «Спецжелезобетон» гарантирует высокую надежность герметичных
соединений, выполняемых с помощью резиновых уплотнительных колец. Как видим, предприятие постоянно расширяет ассортимент продукции, производимой
с использованием оборудования Variant. Вообще же за более 20 лет своего существования РУПП «Спецжелезобетон» выпустило по технологии компании
Sentab (Швеция) более 500 тыс. м3 напорных железобетонных труб диаметром от 600 до 1600 мм длиной 5 м.
Предприятие, напомнил его директор Василий Басевич, было введено в эксплуатацию в 1984 г. как специализирующееся на производстве напорных
железобетонных труб. Тогда в БССР такие трубы изготавливал минский завод КПД-2. Что касается завода «Спецжелезобетон», то он входил в состав
такого союзного главка, как Главжелезобетон Минстройматериалов СССР. Главк включал специализированные предприятия, выпускавшие как напорные, так
и безнапорные железобетонные трубы, а также железобетонные железнодорожные шпалы. Впереди была определенная перспектива развития шпального
производства, но прекращение существования СССР существенно скорректировало эти планы. В подобном положении тогда оказалось большинство
предприятий как союзного, так и республиканского подчинения. Положение же завода «Спецжелезобетон» усугублялось его изначально заданной узкой
специализацией. Завод перешел в состав стройкомплекса Беларуси. Нужно сказать, что в советское время БССР потребляла не более 28%
производившихся им труб. Остальная продукция шла за ее пределы, география же поставок охватывала практически весь СССР.
Естественно, в начале постсоветской истории объем сбыта продукции завода сильно сократился и в отдельные периоды не превышал 10% достигнутого в советское время. После рассмотрения целого ряда вариантов дальнейшего развития предприятия его руководство решило и далее идти проторенной стезей
специализированного производства. На основе освоенной ранее технологии производства напорных труб стала развиваться технология производства
безнапорных труб. Кроме того, было освоено производство железобетонных блоков стен подвалов, а также производство вибропрессованных элементов
благоустройства (что явилось существенным подспорьем для предприятия). Самым же крупным проектом завода «Спецжелезобетон» стал тогда шпальный. С
участием БелЖД была сконструирована линия производства железобетонных шпал, оборудование для выпуска которых изготовил могилевский завод
«Строммашина». Весь замысел (проектно-конструкторские работы, монтаж, наладка) был реализован с января по ноябрь 1996 г. Сама линия обошлась в
$2 млн. Частично финансирование проекта осуществило предприятие, частично — БелЖД. Монтаж и наладку линии завод выполнил собственными силами.
Сегодня РУПП «Спецжелезобетон» четко определилось по таким направлениям, как трубы, элементы благоустройства (тротуарная плитка и бордюр) и
железнодорожные шпалы. Само же по себе вибропрессование, обеспечивая высокую степень уплотнения бетона, способствует, с одной стороны, повышению
качества изделий, с другой — сокращению расхода цемента и энергии.
Почему вообще потребовались кардинальные изменения технологии производства безнапорных труб? В первую очередь, потому, что по технологии,
согласно которой до внедрения оборудования Variant работало РУПП «Спецжелезобетон», сегодня уже никто в мире не работает. Во-вторых, для
производства таких труб использовалась высокопрочная проволока, которую предприятие завозит из России. Однако по-настоящему эффективно арматура,
изготавливаемая из высокопрочной проволоки, работает в напорных трубах. В конструкциях же безнапорных труб применять высокопрочную проволоку не
имеет смысла (да, расход металла на 30-40% меньше, но высокопрочная проволока вдвое дороже катаной). Поэтому каркасы труб, формуемых на постах
Variant, изготавливаются из проволоки производства БМЗ (вообще для данного производства свойственна минимальная металлоемкость). Весьма веский
довод связан с трудозатратами. Тут счет идет уже в разы. В зависимости от диаметра выпускаемых труб производительность труда при работе по
Variant-технологии повышается в 2,5-4 раза. Это яркий пример малолюдной технологии. Во всяком случае, в отличие от более старых технологий,
применявшихся как в мире, так и на РУПП «Спецжелезобетон», ручных операций в данном случае гораздо меньше.
Главный инженер РУПП «Спецжелезобетон» Павел Ходаковский уточнил: сменную норму при работе на одном приямке — 100 погонных метров безнапорных
труб — выполняют три человека, обслуживающих посты Variant, плюс крановщик. Для работы же по старой технологии требуется бригада в количестве 15
человек и три крановщика. И еще множество персонала обслуживает и оснастку, и армирование. Следовательно, можно говорить о пятикратном повышении
производительности. И вот еще на какой немаловажной проблеме остановился г-н Басевич. Всегда необходимо четко знать, насколько в данном
конкретном случае, на данном конкретном объекте оправдано применение пластмассовых труб. Если речь идет о приеме достаточно агрессивных стоков,
содержащих растворы солей либо кислот (чаще всего это стоки определенных предприятий), то, разумеется, в данном случае нужны полимерные
канализационные трубопроводы. На практике же нередко имеет место злоупотребление пластмассовыми трубами (бюджетные средства — вроде как не
свои), которые значительно дороже железобетонных. Пластмассовые трубы укладываются везде, в том числе и там, где можно обойтись железобетонными.
Например, безнапорная пластмассовая труба диаметром 1000 мм вдесятеро дороже железобетонной такого же диаметра. И чем больше диаметр трубы, тем
толще должна быть ее стенка для обеспечения несущей способности. В этих случаях ценовая разница растет в геометрической прогрессии. Установка же
Variant дает возможность изготавливать трубу, футерованную внутри пластмассой. Такие изделия могут использоваться уже для приема агрессивных
промстоков.
При формовании трубы на внутренний формующий сердечник надевается пластмассовое изделие, которое в процессе формования трубы остается внутри
нее. Что же касается стыка, то в его зону выдвигается специальная часть пластмассового изделия. Далее область стыка прогревается специальной
горелкой и заваривается. В результате получается сплошная пластмассовая труба. Данная технология уже отработана в ряде стран (в том числе в
Германии). По имеющимся отзывам, изделия, производимые в соответствии с ней, достаточно эффективны. Да, внутренняя оболочка вчетверо увеличивает
стоимость трубы. Но если пластмассовая труба вдесятеро дороже железобетонной, то в итоге нужное изделие все равно получается в 2,5 раза дешевле,
чем труба, привозимая из той же Бельгии. Внедрение же национального производства композитных труб означает, помимо всего прочего, еще и то, что
в стране в виде налогов остается до 34% извлекаемой прибыли (поэтому в соответствии с постановлением о тендерах предпочтение отдается
отечественному продукту, будь он даже на 25% дороже).
Ну, а если вернуться к обычным ливневым стокам, то, как известно, проблема их приема в полном объеме давно существует в Минске. Сейчас
институтом «Минскинжпроект» проектируется ливневой коллектор диаметром 2,5 м в районе Лошицы. Основная сложность минскинжпроектовских объектов
чаще всего состоит в необходимости прокладки коммуникаций в застроенных частях столицы, причем канализационный коллектор должен быть самотечным,
то есть его следует укладывать с определенным уклоном, выдерживая нужные отметки. Поэтому укладка труб таких коллекторов осуществляется в
соответствии с технологией бесканального микротуннелирования. РУПП «Спецжелезобетон» готово поддержать проект ГП «Минскинжпроект» — предприятию
нужно будет только сконструировать (в соответствии с проектом) оснастку, то есть институт задаст заводчанам диаметр труб и толщину их стенок.
Подобный заказ не отнести к разряду повседневных, но РУПП «Спецжелезобетон» всегда готово принять подобный вызов.
…Арматурно-формовочный цех РУПП «Спецжелезобетон», 3 часа дня, торжественный пуск второго поста Variant 2500. Перед тем, как перерезать красную
ленточку, заместитель председателя Лунинецкого райисполкома Андрей Мазько желает коллективу предприятия и его руководителю никогда не останавливаться на достигнутом. За пультом — формовщик IV разряда Сергей Курлович. Первые 1,37 м3 бетона марки 400 (именно столько нужно для изготовления трубы диаметром 1000 мм и длиной 2,5 м) поступают из бункера на поперечный конвейер и далее в форму. Через считанные минуты мостовой кран извлекает из формовочного приямка (нижний ярус цеха) свежеотформованное изделие и устанавливает для схватывания...
…Теперь, когда работают оба поста Variant, за время формования трубы на одном из них краном извлекается уже готовая труба на другом, после чего
на этом освободившемся посту готовится каркас к формованию следующей трубы. Что называется, только успевай продавать!
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Теперь на предприятии работает два поста этой линии. В ноябре 2002 г. состоялся ввод в эксплуатацию первого из них, на котором все это время
производились безнапорные железобетонные трубы диаметром 300, 400, 500, 600, 800 мм длиной 2,5 м. Ежегодная производительность поста
приближалась к 5 тыс. м3. А сейчас максимально возможный диаметр выпускаемой трубы составляет 2,7 м. Безнапорные трубы производятся с утолщенной
стенкой и могут применяться при глубине более 5 м в агрессивной среде. Метод вибропрессования обеспечивает высокую плотность бетона и, таким
образом, позволяет получать изделия высокой водонепроницаемости. Кроме того, РУПП «Спецжелезобетон» гарантирует высокую надежность герметичных
соединений, выполняемых с помощью резиновых уплотнительных колец. Как видим, предприятие постоянно расширяет ассортимент продукции, производимой
с использованием оборудования Variant. Вообще же за более 20 лет своего существования РУПП «Спецжелезобетон» выпустило по технологии компании
Sentab (Швеция) более 500 тыс. м3 напорных железобетонных труб диаметром от 600 до 1600 мм длиной 5 м.
Предприятие, напомнил его директор Василий Басевич, было введено в эксплуатацию в 1984 г. как специализирующееся на производстве напорных
железобетонных труб. Тогда в БССР такие трубы изготавливал минский завод КПД-2. Что касается завода «Спецжелезобетон», то он входил в состав
такого союзного главка, как Главжелезобетон Минстройматериалов СССР. Главк включал специализированные предприятия, выпускавшие как напорные, так
и безнапорные железобетонные трубы, а также железобетонные железнодорожные шпалы. Впереди была определенная перспектива развития шпального
производства, но прекращение существования СССР существенно скорректировало эти планы. В подобном положении тогда оказалось большинство
предприятий как союзного, так и республиканского подчинения. Положение же завода «Спецжелезобетон» усугублялось его изначально заданной узкой
специализацией. Завод перешел в состав стройкомплекса Беларуси. Нужно сказать, что в советское время БССР потребляла не более 28%
производившихся им труб. Остальная продукция шла за ее пределы, география же поставок охватывала практически весь СССР.
Естественно, в начале постсоветской истории объем сбыта продукции завода сильно сократился и в отдельные периоды не превышал 10% достигнутого в советское время. После рассмотрения целого ряда вариантов дальнейшего развития предприятия его руководство решило и далее идти проторенной стезей
специализированного производства. На основе освоенной ранее технологии производства напорных труб стала развиваться технология производства
безнапорных труб. Кроме того, было освоено производство железобетонных блоков стен подвалов, а также производство вибропрессованных элементов
благоустройства (что явилось существенным подспорьем для предприятия). Самым же крупным проектом завода «Спецжелезобетон» стал тогда шпальный. С
участием БелЖД была сконструирована линия производства железобетонных шпал, оборудование для выпуска которых изготовил могилевский завод
«Строммашина». Весь замысел (проектно-конструкторские работы, монтаж, наладка) был реализован с января по ноябрь 1996 г. Сама линия обошлась в
$2 млн. Частично финансирование проекта осуществило предприятие, частично — БелЖД. Монтаж и наладку линии завод выполнил собственными силами.
Сегодня РУПП «Спецжелезобетон» четко определилось по таким направлениям, как трубы, элементы благоустройства (тротуарная плитка и бордюр) и
железнодорожные шпалы. Само же по себе вибропрессование, обеспечивая высокую степень уплотнения бетона, способствует, с одной стороны, повышению
качества изделий, с другой — сокращению расхода цемента и энергии.
Почему вообще потребовались кардинальные изменения технологии производства безнапорных труб? В первую очередь, потому, что по технологии,
согласно которой до внедрения оборудования Variant работало РУПП «Спецжелезобетон», сегодня уже никто в мире не работает. Во-вторых, для
производства таких труб использовалась высокопрочная проволока, которую предприятие завозит из России. Однако по-настоящему эффективно арматура,
изготавливаемая из высокопрочной проволоки, работает в напорных трубах. В конструкциях же безнапорных труб применять высокопрочную проволоку не
имеет смысла (да, расход металла на 30-40% меньше, но высокопрочная проволока вдвое дороже катаной). Поэтому каркасы труб, формуемых на постах
Variant, изготавливаются из проволоки производства БМЗ (вообще для данного производства свойственна минимальная металлоемкость). Весьма веский
довод связан с трудозатратами. Тут счет идет уже в разы. В зависимости от диаметра выпускаемых труб производительность труда при работе по
Variant-технологии повышается в 2,5-4 раза. Это яркий пример малолюдной технологии. Во всяком случае, в отличие от более старых технологий,
применявшихся как в мире, так и на РУПП «Спецжелезобетон», ручных операций в данном случае гораздо меньше.
Главный инженер РУПП «Спецжелезобетон» Павел Ходаковский уточнил: сменную норму при работе на одном приямке — 100 погонных метров безнапорных
труб — выполняют три человека, обслуживающих посты Variant, плюс крановщик. Для работы же по старой технологии требуется бригада в количестве 15
человек и три крановщика. И еще множество персонала обслуживает и оснастку, и армирование. Следовательно, можно говорить о пятикратном повышении
производительности. И вот еще на какой немаловажной проблеме остановился г-н Басевич. Всегда необходимо четко знать, насколько в данном
конкретном случае, на данном конкретном объекте оправдано применение пластмассовых труб. Если речь идет о приеме достаточно агрессивных стоков,
содержащих растворы солей либо кислот (чаще всего это стоки определенных предприятий), то, разумеется, в данном случае нужны полимерные
канализационные трубопроводы. На практике же нередко имеет место злоупотребление пластмассовыми трубами (бюджетные средства — вроде как не
свои), которые значительно дороже железобетонных. Пластмассовые трубы укладываются везде, в том числе и там, где можно обойтись железобетонными.
Например, безнапорная пластмассовая труба диаметром 1000 мм вдесятеро дороже железобетонной такого же диаметра. И чем больше диаметр трубы, тем
толще должна быть ее стенка для обеспечения несущей способности. В этих случаях ценовая разница растет в геометрической прогрессии. Установка же
Variant дает возможность изготавливать трубу, футерованную внутри пластмассой. Такие изделия могут использоваться уже для приема агрессивных
промстоков.
При формовании трубы на внутренний формующий сердечник надевается пластмассовое изделие, которое в процессе формования трубы остается внутри
нее. Что же касается стыка, то в его зону выдвигается специальная часть пластмассового изделия. Далее область стыка прогревается специальной
горелкой и заваривается. В результате получается сплошная пластмассовая труба. Данная технология уже отработана в ряде стран (в том числе в
Германии). По имеющимся отзывам, изделия, производимые в соответствии с ней, достаточно эффективны. Да, внутренняя оболочка вчетверо увеличивает
стоимость трубы. Но если пластмассовая труба вдесятеро дороже железобетонной, то в итоге нужное изделие все равно получается в 2,5 раза дешевле,
чем труба, привозимая из той же Бельгии. Внедрение же национального производства композитных труб означает, помимо всего прочего, еще и то, что
в стране в виде налогов остается до 34% извлекаемой прибыли (поэтому в соответствии с постановлением о тендерах предпочтение отдается
отечественному продукту, будь он даже на 25% дороже).
Ну, а если вернуться к обычным ливневым стокам, то, как известно, проблема их приема в полном объеме давно существует в Минске. Сейчас
институтом «Минскинжпроект» проектируется ливневой коллектор диаметром 2,5 м в районе Лошицы. Основная сложность минскинжпроектовских объектов
чаще всего состоит в необходимости прокладки коммуникаций в застроенных частях столицы, причем канализационный коллектор должен быть самотечным,
то есть его следует укладывать с определенным уклоном, выдерживая нужные отметки. Поэтому укладка труб таких коллекторов осуществляется в
соответствии с технологией бесканального микротуннелирования. РУПП «Спецжелезобетон» готово поддержать проект ГП «Минскинжпроект» — предприятию
нужно будет только сконструировать (в соответствии с проектом) оснастку, то есть институт задаст заводчанам диаметр труб и толщину их стенок.
Подобный заказ не отнести к разряду повседневных, но РУПП «Спецжелезобетон» всегда готово принять подобный вызов.
…Арматурно-формовочный цех РУПП «Спецжелезобетон», 3 часа дня, торжественный пуск второго поста Variant 2500. Перед тем, как перерезать красную
ленточку, заместитель председателя Лунинецкого райисполкома Андрей Мазько желает коллективу предприятия и его руководителю никогда не останавливаться на достигнутом. За пультом — формовщик IV разряда Сергей Курлович. Первые 1,37 м3 бетона марки 400 (именно столько нужно для изготовления трубы диаметром 1000 мм и длиной 2,5 м) поступают из бункера на поперечный конвейер и далее в форму. Через считанные минуты мостовой кран извлекает из формовочного приямка (нижний ярус цеха) свежеотформованное изделие и устанавливает для схватывания...
…Теперь, когда работают оба поста Variant, за время формования трубы на одном из них краном извлекается уже готовая труба на другом, после чего
на этом освободившемся посту готовится каркас к формованию следующей трубы. Что называется, только успевай продавать!
Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 2005 год в рубрике материалы и технологии