Деятельность МЖКХ Беларуси по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Катастрофа на ЧАЭС поставила перед системой Министерства жилищно-коммунального хозяйства республики ряд сложнейших социальных, экономических, экологических и других проблем, на решение которых в последний 18 лет и были направлены усилия сотрудников министерства. Целью работы МЖКХ является обеспечение безопасного проживания людей в сложных радиоэкологических условиях, создание нормальных условий для хозяйственной деятельности населения на загрязненных радионуклидами территориях. В основу работы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС положены требования Законов Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности населения» и задания Государственной программы Республики Беларусь по предупреждению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года.

В настоящее время основные усилия сосредоточены на обеспечении жизнедеятельности людей в наиболее пострадавших от катастрофы на ЧАЭС городских и сельских населенных пунктах республики, отнесенных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 г. №1623 к зонам радиоактивного загрязнения. Специалистами системы министерства во взаимодействии с учеными научно-исследовательских институтов Национальной академии наук, Институтом радиологии Комчернобыля и другими отраслевыми институтами разработаны основные нормативные, методологические и методические документы, составляющие научную основу для планирования защитных мер, а также мероприятий по реабилитации и развитию ЖКХ на загрязненных радионуклидами территориях. В ходе преодоления последствий чернобыльской катастрофы только в 12 наиболее пострадавших административных районах Гомельской (Брагинский, Ветковский, Наровлянский, Чечерский, Хойникский и Лельчицкий районы), Могилевской (Славгородский, Краснопольский, Чериковский, Быховский районы) и Брестской (Столинский район) областей построены и введены в эксплуатацию (реконструированы) водозаборные скважины общей мощностью 125 тыс. м#3/сутки, 881,3 км водопроводных сетей, 132,2 км канализационных сетей, 17 очистных сооружений канализации производительностью 213,6 м#3/сутки, 1500 км улично-дорожной сети с усовершенствованным покрытием, 22 км тепловых сетей, проведена реконструкция 18 отопительных котельных с переводом на сетевой газ. Приоритетной социальной и экологической проблемой, которую министерство решает в ходе преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС, является обеспечение населения пострадавших территорий качественной питьевой водой. В целях обеспечения выполнения требований Республиканских допустимых уровней 1999 г. по содержанию радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в питьевой воде не более 10 Бк/л (Беккерелей на литр) и 0,37 Бк/л соответственно, получения оперативной и достоверной информации о состоянии радиоактивного загрязнения объектов ЖКХ, необходимой для принятия решений по планированию и реализации защитных мероприятий в системе Минжилкомхоза работают 32 радиометрические лаборатории, в том числе головная лаборатория РУП «Жилкоммунтехника» и радиометрические лаборатории предприятий ЖКХ: в Гомельской области — 10 лабораторий, в Могилевской — 6, Брестской — 4, Гродненской — 6, Минской — 3 и Витебской — 2 лаборатории. На проведение радиационно-экологического мониторинга и радиационного контроля объектов ЖКХ Комчернобылем из республиканского бюджета Минжилкомхозу в 2003 и 2004 гг. выделялось по 42 млн руб. ежегодно. Анализ результатов радиационно-экологического мониторинга и радиационного контроля объектов ЖКХ за последние годы (1997-2004 гг.) свидетельствует о том, что питьевая вода в централизованных системах питьевого водоснабжения населенных пунктов республики, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, по содержанию цезия-137 и стронция-90 не превышает нормативов, установленных Республиканскими допустимыми уровнями 1999 г. Однако по целому ряду других показателей (наличие железа, аммиака, мутности, микроорганизмов и др.) около половины населения на загрязненных радионуклидами территориях потребляет для питьевых нужд воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям, что является одной из причин кишечно-инфекционных и других заболеваний. Указанное состояние объясняется тем, что более 50% централизованных систем водоснабжения не имеют сооружений по очистке воды. Особого внимания требует водоснабжение жителей сельских поселений на территориях, загрязненных радионуклидами, где питьевой водой из подземных источников обеспечены не все населенные пункты. Так, в Столинском районе Брестской области и в Лельчицком районе Гомельской области питьевой водой из подземных источников обеспечено только около 5% сельского населения.

Государственной программой предусматривается в 2001-2005 гг. ввод в действие 646,5 км сетей водопровода, что позволит несколько улучшить водоснабжение сельских жителей. Задача обеспечения населения загрязненных территорий качественной питьевой водой неразрывно связана с решением задач водоотведения и очисткой сточных вод и должна решаться в комплексе в единой системе водного хозяйства административных районов. Вместе с тем, на загрязненных территориях услугами систем канализации пользуется только 50% населения районных центров и других городских населенных пунктов и только 10% сельских жителей. Государственной программой на 2001-2005 гг. предусмотрено строительство и ввод в действие на загрязненных территориях 34,5 км сетей канализации. В большинстве городов на загрязненных территориях применяются традиционные упрощенные технологии очистки сточных вод с естественной биологической очисткой (кроме гг. Хойники, Чечерск и Быхов), приводящие к ежегодному накоплению на очистных сооружениях больших объемов радиоактивно загрязненных осадков сточных вод, являющихся потенциальным источником вторичного загрязнения радионуклидами окружающей среды (почвы, грунтовых и подземных вод). Специалистами МЖКХ совместно с учеными Национальной академии наук для загрязненных регионов разработаны технологии очистки сточных вод и обработки осадков, исключающие вторичное загрязнение окружающей среды, однако их внедрение осуществляется медленно, так как для этого требуются значительные финансовые средства.

Необходимо и в дальнейшем совершенствовать благоустройство и санитарную очистку населенных пунктов на загрязненных территориях. Так, в Столинском районе всего 35% сельских населенных пунктов имеют твердое покрытие улично-дорожной сети, а в Славгородском районе — 41%. Не во всех сельских населенных пунктах Хойникского, Чечерского, Краснопольского и других районов улично-дорожная сеть имеет твердое покрытие. Государственной программой на 2001-2005 гг. предусматривается благоустройство 610,1 км дорог в загрязненных населенных пунктах и поселках для переселенцев. Результаты радиационного контроля свидетельствуют о том, что даже в городских поселениях около 75% зольных отходов, образующихся от сжигания дров, заготовленных на загрязненных территориях, относятся к категории радиоактивных отходов (РАО), то есть уровень загрязнения их цезием-137 превышает 10 кБк/кг (килобеккерелей на килограмм). Так, в 2004 г. уровни загрязнения зольных отходов цезием-137 в г. Ветка достигали 108 кБк/кг, в г. Чериков — 98,6 кБк/кг. Следовательно, обеспечению населения экологически чистыми видами топлива, внедрению разработанных специалистами НП РУП «Жилкоммунтехника» совместно с учеными Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Национальной академии наук Республики Беларусь технологий изолирования радиоактивных зольных отходов с целью предупреждения вторичного загрязнения ими окружающей среды в республике необходимо уделять большее внимание. МЖКХ считает, что Комчернобылю, местным исполнительным и распорядительным органам необходимо совместно с предприятиями ЖКХ, привлечением сил и средств спецпредприятий «Радон» и «Полесье» с 2005 г. наконец приступить к централизованному сбору, вывозу и изолированию радиоактивных зольных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО), предназначенных для указанных целей.
Особую озабоченность у министерства вызывают условия, в которых проживают жители сельских населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, где в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.1998 г. №922 и от 13.11.2001 г. №1653 предприятиями ЖКХ системы Минжилкомхоза принята на баланс жилищно-коммунальная сфера. Специалисты НП РУП «Жилкоммунтехника» совместно с РНИУП «Институт радиологии» Комчернобыля в рамках программы «Реабилитация загрязненных территорий. Социально-экономическое развитие районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы», раздела 7 Госпрограммы разработали конкретные программы, которые необходимо реализовать по реабилитации и развитию ЖКХ в сельских поселениях наиболее пострадавших от катастрофы на ЧАЭС административных районов республики. Реализация предложений министерства позволит:

— обеспечить сельское население качественной питьевой водой из подземных источников;
— разработать и внедрить в центрах хозяйств и крупных сельских поселениях малоэнергоемкие, технологически эффективные очистные сооружения, значительно уменьшающие объем образующихся на них радиоактивно загрязненных осадков сточных вод, а в небольших сельских поселениях — локальные системы водоотведения малой производительности с установками для очистки и обеззараживания сточной воды;
— обустроить улично-дорожную сеть во всех пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС сельских населенных пунктах твердым покрытием, исключающим пылеобразование, построить для групп сельских населенных пунктов мини-полигоны для обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, организовать сбор и изолирование радиоактивных зольных отходов.

Реализация предприятиями ЖКХ системы Минжилкомхоза задания Государственной программы Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 г. и предложенных программ позволят создать безопасные условия для жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, обеспечивающие снижение ущерба здоровью людей, а также негативных социальных, психологических и экологических последствий катастрофы на ЧАЭС.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2005 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость