Тресту «Белтрансстрой» — 65

В начале 1940 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР была намечена программа усиления транспортных связей на северо-западе страны. Реализовать ее могла лишь крупная строительная организация, а не мелкие предприятия Карелии и Мурманской области того времени. Поэтому приказом наркома путей сообщения №34 от 8 февраля 1940 г. было сформировано Управление строительства №101 — сегодня РУП "Трест Белтрансстрой".

Перед новой организацией стояла первоочередная задача — строительство 400 км путей второй ветки на участках Волховстрой — Лодейное поле и дальше к Петрозаводску и Мурманску. 1 апреля 1940 г. (раньше намеченного срока) по вторым путям ветки Волховстрой — Лодейное поле пошли поезда. А через 5 месяцев — по двум линиям от Лодейного поля до Петрозаводска. В январе-июне 1941 г. транспортные строители трудились на реконструкции Кировской железной дороги от Петрозаводска до Беломорска. Когда началась Великая Отечественная война, большинство транспортных строителей ушло на фронт. Оставшиеся работали за двоих, главные же силы были сосредоточены на строительстве оборонительных сооружений.
В январе 1942 г. ГКО решил строить прямую железнодорожную линию Войбокало — Ладожское озеро (пункт Коса), которая сокращала путь доставки хлеба блокадникам. На эти работы был направлен 42-й участок стройки. По завершении строительства участок передислоцировался в Подмосковье, где влился в основные силы УС-101. Восстанавливали пути, строили локомотивные депо на станциях Узловая, Елец, Касторная, Старый Оскол. Позже стройка сместилась на Смоленский узел. После освобождения Беларуси начиная с лета 1944 г. транспортные строители восстанавливали станции Унеча, Осиповичи, Березки, Калинковичи, Новобелица, Кричев, Полоцк, Гомельский, Жлобинский и Могилевский железнодорожные узлы. В июле 1944 г. в Минске был образован участок строительно-восстановительных работ (УСВР) Западной железной дороги. А в ноябре в Барановичах был организован УСВР Брест-Литовской железной дороги. Были созданы участки на станциях Барановичи, Брест, Пинск, Волковысск, Гродно. В 1948 г. оба УСВР были присоединены к строительству №101. В мае 1948 г. дела начальника УС принял А.И. Захаров. Начинается строительство Витебского (окончено в феврале 1952 г.), Смоленского (завершено в декабре 1951 г.) и других железнодорожных вокзалов. Гордостью же строителей треста "Белтрансстрой" стали построенные на привокзальной площади Минска высотные по тем временам дома — ворота города по проекту известного архитектора академика Бориса Рубаненко.

В 1952 г. приказом МПС УС-101 было объединено с УСВР Белорусской железной дороги и передислоцировано в Минск. Начальником был назначен А.И. Захаров, главным инженером — Г.В. Осадчий, которого вскоре сменил А.С. Чмырь. В тех непростых условиях Александр Захаров много сделал для развития производственных мощностей управления и поднятия его авторитета. 7 января 1955 г. постановлением СМ СССР УС-101 было реорганизовано в строительно-монтажный трест "Белтрансстрой" и передано в Минтрансстрой. Тогда УСВРы стали строительными управлениями, а в 80-е годы — строительно-монтажными поездами. Оршанским строительным управлением (ныне СМП-724) треста было восстановлено 58 км железнодорожных путей участка Орша — Лепель, построено 386 км новых станционных и подъездных путей, реконструированы Оршанский и Могилевский железнодорожные узлы, построено более 160 железнодорожных вокзалов, подъездные пути к Лукомльской ГРЭС, Могилевской и Оршанской ТЭЦ, Шкловскому комбинату стройматериалов, Светлогорскому заводу искусственного волокна, Могилевскому лифтостроительному заводу, к объединениям Могилевсельмаш, Могилевхимволокно. В 1971-1974 гг. коллектив треста построил трамвайные линии в Витебске и Полоцке, первый корпус Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле, подъездные пути к растущим промышленным предприятиям — объектам Белорускалия, Слуцкому, Глубокскому, Лидскому, Кричевскому, Витебскому мясокомбинатам, молокозаводам, мелькомбинатам, Витебскому заводу доломитовой муки. Кроме того, специалисты треста участвовали в возведении таких знаменитых объектов, как новые корпуса МГУ, Дворец спорта в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве. Они помогали прокладывать дороги в Афганистане, Ираке и других странах.

В январе 1964 г. по указанию Совета Министров СССР трест "Белтрансстрой" принял от Министерства гражданской авиации СМП-2 и на его базе создал СУ-343 (ныне СМП-667). Это подразделение вело строительство на территории Минского аэропорта, а также возводило на месте заболоченного озера корпуса для ремонта самолетов площадью 16 тыс. м2 для 407-го завода гражданской авиации. В 1968 г. корпус принял в ремонт первые 6 самолетов ТУ-134. В 1974 г. трест возглавил управляющий Иван Лазарев, руководивший организацией в течение 22 лет. За это время в Минске в самые короткие сроки реконструирован железнодорожный вокзал, построен пригородный вокзал и подземные тоннели, заново отстроен вагоноремонтный завод. Восстановлены и реконструированы прямоугольное и веерное локомотивные депо, ряд железнодорожных станций. Минскими строителями электрифицированы пути на ряде железнодорожных участков, построено 16 складов минеральных удобрений с подъездными железнодорожными путями, больница и поликлиника, Дворец культуры железнодорожников, десятки кварталов жилых домов. А в 1979 г. строители СМП-738 построили производственную базу и приступили к сооружению взлетно-посадочной полосы аэропорта Минск-2, в 1983 г. построили и открыли движение поездов на пути Смолевичи — Аэропорт протяженностью 28 км. За 10 лет строителями СУ-343 (СМП-667) построен ставший главным в республике аэропорт Минск-2. В 1982 г. аэропорт принял первые самолеты ТУ-154, и сегодня на его взлетно-посадочной полосе могут садиться самолеты любых типов. В 1983 г. СМП-667 приступил к строительству жилого поселка авиаторов "Сокол".

Во все времена транспортные строители считались самыми мобильными. Во втором полугодии 1958 г. в окрестностях Полоцка заработали механизированные комплексы СУ-316 (ныне СМП-715). В конце 1959 г. новая станция с 40-километровыми подъездными путями вступила в строй. Началось строительство Новополоцка и Новополоцкого НПЗ. Витебские транспортные строители построили более 30 железнодорожных вокзалов, 550 км путей для Белорусской железной дороги, 28 км подъездных путей для Смоленской ГРЭС, Дом культуры железнодорожников, локомотивное депо, речной порт с ремонтной базой в Витебске, 14 складов минеральных удобрений с подъездными путями, авторемонтный завод в Полоцке, жилые дома во всех регионах Витебской области, школы и детские сады. За 60 лет существования СМП-678 (Брест) его специалисты возвели более 800 объектов. По проекту архитектора "Киевгипротранса" И. С. Пестрякова ими был реконструирован Брестский железнодорожный вокзал. Кроме того, на счету брестских специалистов более 700 км станционных и подъездных железнодорожных путей, в том числе к Березовской ГРЭС, 39 км электрифицированных железнодорожных линий, 40 км железнодорожных путей с пересечениями на разных уровнях с автомагистралью Москва — Брест. Коллективом СМП построены 16 баз сельхозтехники, аэропорт в Бресте, жилые дома и поселки в Брестской области. Гомельские транспортные строители, работники СМП-716 (ранее СУ-318), практически заново построили локомотивное депо, вагоноремонтный, электротехнический, ремонтно-механический заводы, новый Дворец культуры железнодорожников, четыре общежития БИИЖТ, стадион "Локомотив", профилакторий, больницу, детские сады и восстановили памятник архитектуры — бывшую женскую гимназию (ныне здание БИИЖТ) в Гомеле, базу ремонта тепловозов в Жлобине, более 500 км станционных и подъездных путей к промышленным гигантам Гомеля, Светлогорска, Мозыря, более 300 тыс. м2 жилья в Гомельской области. Еще в конце 1943 г. в районе станции Березки начала свою деятельность ремонтная база УСВР Белорусской железной дороги. Войдя в состав треста "Белтрансстрой", организация образовала крупные участки выпуска металлоконструкций и капитального ремонта техники в составе гомельского СМП-716. За 40 лет своей истории коллектив СМП-294 в Барановичах успел возвести более 25 тыс. м2 жилья, железнодорожный вокзал в Гродно, 7 складов минеральных удобрений, более 300 км станционных и подъездных железнодорожных путей к Полоцким нефтеперерабатывающему заводу и химкомбинату, четырем солигорским калийным комбинатам, дробильно-сортировочному заводу в Микашевичах, моторному заводу в Столбцах, заводу электродвигателей в Лунинце.

В 80-е годы трест еще продолжал расти. В 1987 г. было создано Управление производственно-технической комплектации. В Чернигове был сформирован новый строительно-монтажный поезд СМП-714, впоследствии переданный Украине. Новое специализированное подразделение ССМП-1 (Минск), работая с 2001 г., выполняет отделочные и кровельные работы, утепление стен. На его счету отделка таких ответственных объектов, как комплексы Администрации Президента Беларуси в Минске и в поселке Дрозды, отделка построенного трестом за рекордный срок Дворца хоккея в Минске, а также большое количество жилых домов, объектов здравоохранения, соцкультбыта, отдыха. За последние 5 лет трестом "Белтрансстрой" построено около 2,5 тыс. квартир общей площадью свыше 150 тыс. м2. Ежегодно трест участвует не менее чем в 30 республиканских тендерах и выигрывает более трети из них. В 2004 г. введено в действие 54 объекта. Среди них — 1-я и 2-я очереди электрификации железной дороги на участке Помыслище — Крыжовка, реконструкция производственной базы на ул. Кальварийской в Минске (объекты СМП-738), 1-я очередь щебеночного завода в Фаниполе (СМП-667), реконструкция здания вокзала станции Хотислав, база содержания моста перехода через Западный Буг погранперехода Козловичи — Кукурыки (СМП-678), производственная база ДЭУ-7 в Юрцево (СМП-724). Для Белорусской железной дороги реконструированы и благоустроены 13 станций и остановочных пунктов (СМП-294 и СМП-715). Кроме того, сданы в эксплуатацию 18,4 тыс. м2 полезной площади жилья, в том числе 3,3 тыс. м2 жилья на селе. Наибольший вклад в выполнение программы строительства жилья на селе внесли труженики СМП-724. Из 48 одноквартирных домов, сданных в эксплуатацию филиалами треста, на долю СМП-724 пришлась ровно половина — 24 дома. Более того, как и в годы формирования, сегодня трест планирует развернуть в Смоленском регионе строительство жилых поселков и кварталов, реконструкцию железнодорожных подъездных путей. В течение всех 65 лет деятельности треста авторитет его формировался в ходе строительства жизненно важных для Беларуси объектов. Построено свыше 3830 км главных, станционных и подъездных путей, свыше 400 больших и малых мостов и путепроводов, более 200 депо, электрифицировано более 1000 км железнодорожных линий, сооружено и реконструировано более 70 железнодорожных вокзалов, Витебский речной порт, аэродромные комплексы в Бресте и Минске. В рамках осуществления социальных программ Беларуси трест "Белтрансстрой" сдал заказчикам более 1,3 млн м2 жилья, сотни объектов народного образования, здравоохранения и культуры. Уже в последние годы в кратчайшие сроки предприятием возведены важнейшие объекты государственного значения — грузовой таможенный терминал в Бресте, административные и банковские комплексы в Минске, Витебске, поселке Дрозды Минской области, Дворец хоккея в Минске, современные автозаправочные станции в Витебской и Могилевский областях, реконструирован автовокзал в Шклове, таможенный комплекс в Новой Гуте (Гомельская обл.), железнодорожные вокзалы в Полоцке и Столбцах, Борисовский шпалопропиточный завод и щебеночный завод в Фаниполе. Продолжается и зарубежная подрядная деятельность белорусских строителей-транспортников. В частности, трестом "Белтрансстрой" электрифицирован ряд участков Российской железной дороги. Нельзя не упомянуть об участии специалистов треста в строительстве новой железнодорожной линии Навои — Султануиздаг — Нукус (Узбекистан). На сегодняшний день в составе треста успешно действуют 7 СМП — в Бресте, Барановичах, Витебске, Гомеле, Орше и Минске, кроме того, ССМП и УМиАТ (Минск), а также Смоленский филиал. Входящий в состав СМП-716 (Гомель) мощный специализированный цех изготавливает достаточно широкий набор металлоконструкций. Комбинат строительных конструкций и деталей в Орше выпускает бетонные и железобетонные конструкции более 100 наименований, столярные изделия. Здесь же начато производство изделий сухого прессования — дорожных и тротуарных бордюров, тротуарной плитки. Вся продукция завода сертифицирована. Кроме того, строительно-монтажные поезда имеют собственные подсобные производства, обеспечивающие стройки раствором, бетоном, бетонными и столярными изделиями. Главный же капитал коллектива — высококвалифицированные рабочие и специалисты, способные решать производственные задачи любой сложности. Сегодня в тресте трудится 2670 человек. 25% работников предприятия имеют высшее и специальное образование. Именно этот капитал плюс эффективная организация производства, внедрение современных технологий и конструкций, единая экономическая политика позволяют коллективу предприятия строить качественно, дешево, в сжатые сроки, выполнять заказы в самом широком диапазоне. Специалистам треста одинаково по силам строительство новых железнодорожных линий, вторых и подъездных путей, реконструкция железнодорожных и автомобильных станций и узлов, электрификация железнодорожных магистралей. С неизменным успехом коллектив возводит аэропорты, речные порты, промышленные, гражданские, общественные, культурно-бытовые здания, жилье, выпускает качественные строительные бетоны и растворы, бетонные, железобетонные, металлические конструкции, столярные изделия. Филиалы треста продолжают помогать смежникам в распиловке древесины, ремонте автотранспорта и строительной техники, автомобильных перевозках.

По словам генерального директора РУП "Трест Белтрансстрой" Николая Шаповалова, "трест всегда служил кузницей кадров для народного хозяйства страны. Особенно это стало заметно во время становления Республики Беларусь. Многие наши начальники и главные инженеры подразделений, начальники отделов сегодня работают управляющими и главными инженерами строительных трестов, занимают ответственные посты в руководстве отделений Белорусской железной дороги, других строительных фирм. Многие вопросы решаются филиалами треста самостоятельно, а наиболее сложные — усилиями руководства треста. Особую тревогу и озабоченность вызывает финансирование строительства объектов. Заказов много, объемы работ на уровне плановых, а поступления денежных средств от заказчиков похожи на приливы и отливы. Однако положение не считаем безвыходным. Мы с оптимизмом смотрим в будущее".

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ и из архива треста
обсуждение статьи


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость