ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» 30 лет
30 января 2005 г. исполняется 30 лет с момента пуска первой технологической установки на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе. Идея возведения завода возникла еще в начале 60-х. В 1963 году Совет Народного Хозяйства БССР выдал задание на проектирование МНПЗ как одного из объектов Мозырского промышленного узла, а в начале 1966 года было принято решение о его первоочередном строительстве.
Мозырь в качестве места расположения крупного предприятия был выбран не случайно. Во втором по величине городе Гомельской области имелись все необходимые условия для успешного строительства. Но главное из того, что принимали в расчет разработчики проекта, — небольшое расстояние от будущего завода до действующего нефтепровода "Дружба". Это решало важнейшую задачу бесперебойной транспортировки углеводородного сырья к месту переработки. Для самого же Мозыря строительство нефтеперерабатывающего завода являлось важным фактором дальнейшего динамичного развития города.
За основу будущего предприятия были взяты новейшие в то время в стране нефтеперерабатывающие комплексы ЛК-6У, технология которых существенно отличалась от технологий всех аналогичных заводов СССР. В 1969 году началась вырубка леса, укладка сетей противопожарного трубопровода, подготовка территории для строительства.
Таким образом, именно этот год можно считать "официальным" временем начала возведения Мозырского НПЗ, который должен был обеспечивать моторным и котельным топливом не только южные области Беларуси, но также и прилегающие территории России и Украины.
Через 6 лет, 30 января 1975 г., предприятие выдало первый полесский бензин. Именно этот день считается днем рождения завода. В последующие годы на МНПЗ было сдано в эксплуатацию немало новых производственных установок и объектов. В 1976 году заводчане освоили выпуск нового вида продукции — реактивного топлива. В марте 1978 г. была сдана в эксплуатацию комбинированная битумная установка с вакуумным блоком, а два года спустя завод стал выпускать автомобильный бензин АИ-93. 14 декабря 1980 г. на МНПЗ была введена в строй установка по производству жидких парафинов "Парекс-1". Позже были построены еще две аналогичные установки, а также установка регенерации серной кислоты. Производимые заводом нефтепродукты не раз демонстрировались на ВДНХ СССР и получали дипломы. Большой размах приобрело жилищное строительство, были построены Дворец культуры нефтепереработчиков, профилакторий "Сосны". Кроме того, было создано подсобное хозяйство. 1 августа 1988 года началось регулярное движение заводских трамваев, и по сей день доставляющих мозырян на предприятия промышленного узла.
С распадом СССР завод пережил непростое время: сократились поставки нефти, производственные мощности пришлось перевести на минимальный режим загрузки. Рост цен на нефть, необходимость вхождения в мировой рынок потребовали более экономичной и эффективной схемы переработки. С учетом этого была разработана стратегия выживания в новых условиях: в первую очередь предстояло акционироваться, чтобы получить определенную свободу действий и найти надежного партнера, который бы своевременно и в полном объеме поставлял нефть. Затем следовало поэтапно произвести реконструкцию завода, повысить глубину переработки нефти и качество выпускаемой продукции. В феврале 1994 года решением исполкома Мозырского городского Совета народных депутатов было зарегистрировано ОАО "Мозырский НПЗ". Одновременно с подготовкой завода к акционированию шла наработка документов по созданию российско-белорусской компании, которая сосредоточила бы в себе весь комплекс работ от разведки залежей углеводородного сырья до сбыта нефтепродуктов. В конце 1994 г. компания была зарегистрирована и получила название ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть". В нее вошли: АО "Мозырский НПЗ", АО "Мегионнефтегаз", АО "Мегионгеология" и предприятия по реализации нефтепродуктов (в настоящее время доля государства в уставном фонде ОАО "Мозырский НПЗ" составляет 42,8%, АО "НГК "Славнефть" — 42,58%, ОАО "МНПЗ+" — 12,3%, остальными акциями владеют работники предприятия). К 1995 году была разработана схема поэтапной реконструкции завода, которая позволяла оптимально использовать имеющееся оборудование и выведенные из эксплуатации мощности для снижения объема привлеченных средств со стороны. Причем каждый этап реконструкции представлял собой законченный валютоокупаемый проект, в результате реализации которого получается дополнительное количество светлых нефтепродуктов.
Первый этап включал в себя модернизацию существующих технологических установок, входящих в комплекс ЛК-6У №2, и вакуумного блока битумной установки. В результате его реализации получена гибкая технологическая схема первичной переработки нефти, расширен ассортимент и улучшено качество автомобильных бензинов, улучшено качество дизельного топлива в соответствии с требованиями европейских стандартов (содержание серы до 0,05%). Кроме того, была построена собственная паротурбинная ТЭС, позволившая снизить закупку пара и электроэнергии со стороны. Завершением первого этапа реконструкции стал ввод установки PSA, вырабатывающей водород для процесса легкого гидрокрекинга.
В 1999 году начались работы по второму этапу реконструкции завода. В ходе реализации этого этапа была запущена установка вакуумной дистилляции мазута, создана секция гидроконверсии вакуумного газойля, дооборудована секцией отпарки кислой воды установка "Сера". В результате усовершенствования установок уменьшился выход мазута, увеличилось производство экологически чистого дизельного топлива и вакуумного газойля, снизились энергозатраты. Третий этап реконструкции включал в себя ввод в действие процесса висбрекинга, что позволило исключить использование таких ценных продуктов, как дизельное топливо и вакуумный газойль в процессе приготовления котельного топлива — мазута. К тому же, примерно на 10% увеличился выход дизельного топлива и в несколько раз — вакуумного газойля. Реализация в 2003 году четвертого этапа (самого важного и наиболее эффективного) — строительства комплекса каталитического крекинга — позволила достичь среднеевропейской глубины переработки нефти (68%) и производить высокооктановые бензины из вакуумного газойля и мазута, полученного из белорусской нефти (без дополнительной ее подготовки). При этом в полтора раза увеличились объемы производства высокооктановых автомобильных бензинов (их производство составляет сейчас 75% от всего объема выпускаемых бензинов) и втрое — сжиженного газа. Таким образом, решены три важнейшие задачи: повысилась глубина переработки нефти, обеспечена гибкость технологических процессов и приведена в соответствие с европейскими стандартами товарная продукция. Строительство комплекса каталитического крекинга проведено за счет средств акционеров, потративших на эти цели $104 млн. Сегодня программа модернизации предприятия продолжается. Реконструкция стала неотъемлемой частью жизни всего трудового коллектива завода. Необходимость ее проведения доведена до сознания каждого заводчанина, с учетом проходящей реконструкции составляются перспективные и текущие планы, реконструкция оказывает влияние на кадровую и социальную политику предприятия.
Что же реконструкция дала заводу? На начало реконструкции в 1997 году работала только одна установка, и только на половину проектной мощности. Переработка сырья за год составила 4 млн 580 тыс. тонн. Прошедший 2004 год стал рекордным по объему переработки углеводородного сырья — 9,6 млн тонн. Значительно выросли и показатели экспорта. Интенсивное развитие завода позволило за последние 7 лет дополнительно привлечь на работу 500 человек, что весьма немаловажно для такого города, как Мозырь. Достижение этих результатов стало возможным именно благодаря реконструкции, благодаря тому, что каждый новый пущенный объект открывал новые возможности в организации производства, вызывал все больший интерес к заводу со стороны партнеров, поставщиков сырья. Но не только одними производственными проблемами живет коллектив завода. Здесь большое внимание уделяется вопросам создания необходимых условий труда, быта, отдыха работников, реализуется широкая социальная программа: строится жилье, своевременно выплачивается зарплата, многое делается по оздоровлению нефтепереработчиков и их детей. Несмотря на меняющуюся конъюнктуру мирового нефтяного рынка Мозырский нефтеперерабатывающий завод уверенно смотрит в будущее, вносит свой весомый вклад в развитие нефтехимического комплекса и всей экономики Беларуси.
Подготовил по материалам концерна "Белнефтехим" Александр ПАНИЧ
Мозырь в качестве места расположения крупного предприятия был выбран не случайно. Во втором по величине городе Гомельской области имелись все необходимые условия для успешного строительства. Но главное из того, что принимали в расчет разработчики проекта, — небольшое расстояние от будущего завода до действующего нефтепровода "Дружба". Это решало важнейшую задачу бесперебойной транспортировки углеводородного сырья к месту переработки. Для самого же Мозыря строительство нефтеперерабатывающего завода являлось важным фактором дальнейшего динамичного развития города.
За основу будущего предприятия были взяты новейшие в то время в стране нефтеперерабатывающие комплексы ЛК-6У, технология которых существенно отличалась от технологий всех аналогичных заводов СССР. В 1969 году началась вырубка леса, укладка сетей противопожарного трубопровода, подготовка территории для строительства.
Таким образом, именно этот год можно считать "официальным" временем начала возведения Мозырского НПЗ, который должен был обеспечивать моторным и котельным топливом не только южные области Беларуси, но также и прилегающие территории России и Украины.
Через 6 лет, 30 января 1975 г., предприятие выдало первый полесский бензин. Именно этот день считается днем рождения завода. В последующие годы на МНПЗ было сдано в эксплуатацию немало новых производственных установок и объектов. В 1976 году заводчане освоили выпуск нового вида продукции — реактивного топлива. В марте 1978 г. была сдана в эксплуатацию комбинированная битумная установка с вакуумным блоком, а два года спустя завод стал выпускать автомобильный бензин АИ-93. 14 декабря 1980 г. на МНПЗ была введена в строй установка по производству жидких парафинов "Парекс-1". Позже были построены еще две аналогичные установки, а также установка регенерации серной кислоты. Производимые заводом нефтепродукты не раз демонстрировались на ВДНХ СССР и получали дипломы. Большой размах приобрело жилищное строительство, были построены Дворец культуры нефтепереработчиков, профилакторий "Сосны". Кроме того, было создано подсобное хозяйство. 1 августа 1988 года началось регулярное движение заводских трамваев, и по сей день доставляющих мозырян на предприятия промышленного узла.
С распадом СССР завод пережил непростое время: сократились поставки нефти, производственные мощности пришлось перевести на минимальный режим загрузки. Рост цен на нефть, необходимость вхождения в мировой рынок потребовали более экономичной и эффективной схемы переработки. С учетом этого была разработана стратегия выживания в новых условиях: в первую очередь предстояло акционироваться, чтобы получить определенную свободу действий и найти надежного партнера, который бы своевременно и в полном объеме поставлял нефть. Затем следовало поэтапно произвести реконструкцию завода, повысить глубину переработки нефти и качество выпускаемой продукции. В феврале 1994 года решением исполкома Мозырского городского Совета народных депутатов было зарегистрировано ОАО "Мозырский НПЗ". Одновременно с подготовкой завода к акционированию шла наработка документов по созданию российско-белорусской компании, которая сосредоточила бы в себе весь комплекс работ от разведки залежей углеводородного сырья до сбыта нефтепродуктов. В конце 1994 г. компания была зарегистрирована и получила название ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть". В нее вошли: АО "Мозырский НПЗ", АО "Мегионнефтегаз", АО "Мегионгеология" и предприятия по реализации нефтепродуктов (в настоящее время доля государства в уставном фонде ОАО "Мозырский НПЗ" составляет 42,8%, АО "НГК "Славнефть" — 42,58%, ОАО "МНПЗ+" — 12,3%, остальными акциями владеют работники предприятия). К 1995 году была разработана схема поэтапной реконструкции завода, которая позволяла оптимально использовать имеющееся оборудование и выведенные из эксплуатации мощности для снижения объема привлеченных средств со стороны. Причем каждый этап реконструкции представлял собой законченный валютоокупаемый проект, в результате реализации которого получается дополнительное количество светлых нефтепродуктов.
Первый этап включал в себя модернизацию существующих технологических установок, входящих в комплекс ЛК-6У №2, и вакуумного блока битумной установки. В результате его реализации получена гибкая технологическая схема первичной переработки нефти, расширен ассортимент и улучшено качество автомобильных бензинов, улучшено качество дизельного топлива в соответствии с требованиями европейских стандартов (содержание серы до 0,05%). Кроме того, была построена собственная паротурбинная ТЭС, позволившая снизить закупку пара и электроэнергии со стороны. Завершением первого этапа реконструкции стал ввод установки PSA, вырабатывающей водород для процесса легкого гидрокрекинга.
В 1999 году начались работы по второму этапу реконструкции завода. В ходе реализации этого этапа была запущена установка вакуумной дистилляции мазута, создана секция гидроконверсии вакуумного газойля, дооборудована секцией отпарки кислой воды установка "Сера". В результате усовершенствования установок уменьшился выход мазута, увеличилось производство экологически чистого дизельного топлива и вакуумного газойля, снизились энергозатраты. Третий этап реконструкции включал в себя ввод в действие процесса висбрекинга, что позволило исключить использование таких ценных продуктов, как дизельное топливо и вакуумный газойль в процессе приготовления котельного топлива — мазута. К тому же, примерно на 10% увеличился выход дизельного топлива и в несколько раз — вакуумного газойля. Реализация в 2003 году четвертого этапа (самого важного и наиболее эффективного) — строительства комплекса каталитического крекинга — позволила достичь среднеевропейской глубины переработки нефти (68%) и производить высокооктановые бензины из вакуумного газойля и мазута, полученного из белорусской нефти (без дополнительной ее подготовки). При этом в полтора раза увеличились объемы производства высокооктановых автомобильных бензинов (их производство составляет сейчас 75% от всего объема выпускаемых бензинов) и втрое — сжиженного газа. Таким образом, решены три важнейшие задачи: повысилась глубина переработки нефти, обеспечена гибкость технологических процессов и приведена в соответствие с европейскими стандартами товарная продукция. Строительство комплекса каталитического крекинга проведено за счет средств акционеров, потративших на эти цели $104 млн. Сегодня программа модернизации предприятия продолжается. Реконструкция стала неотъемлемой частью жизни всего трудового коллектива завода. Необходимость ее проведения доведена до сознания каждого заводчанина, с учетом проходящей реконструкции составляются перспективные и текущие планы, реконструкция оказывает влияние на кадровую и социальную политику предприятия.
Что же реконструкция дала заводу? На начало реконструкции в 1997 году работала только одна установка, и только на половину проектной мощности. Переработка сырья за год составила 4 млн 580 тыс. тонн. Прошедший 2004 год стал рекордным по объему переработки углеводородного сырья — 9,6 млн тонн. Значительно выросли и показатели экспорта. Интенсивное развитие завода позволило за последние 7 лет дополнительно привлечь на работу 500 человек, что весьма немаловажно для такого города, как Мозырь. Достижение этих результатов стало возможным именно благодаря реконструкции, благодаря тому, что каждый новый пущенный объект открывал новые возможности в организации производства, вызывал все больший интерес к заводу со стороны партнеров, поставщиков сырья. Но не только одними производственными проблемами живет коллектив завода. Здесь большое внимание уделяется вопросам создания необходимых условий труда, быта, отдыха работников, реализуется широкая социальная программа: строится жилье, своевременно выплачивается зарплата, многое делается по оздоровлению нефтепереработчиков и их детей. Несмотря на меняющуюся конъюнктуру мирового нефтяного рынка Мозырский нефтеперерабатывающий завод уверенно смотрит в будущее, вносит свой весомый вклад в развитие нефтехимического комплекса и всей экономики Беларуси.
Подготовил по материалам концерна "Белнефтехим" Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2005 год в рубрике новости