Большие перемены в строительстве и недвижимости

Накануне и сразу после наступления 2005 года многие издания рассказывали своим читателям о том, что нового принес год ушедший. Мы тоже написали в первом номере о том, "что в год грядущий мы построим" (см. СиН №1 от 11 января 2005 г.). Но уроков прошлого, 2004-го, нам хватит еще надолго. Сегодня, например, мы хотим представить некоторые идеи и тенденции, зародившиеся или изобретенные в прошлом году, но, как утверждают авторитетные эксперты, способные определять настоящее и будущее в сфере строительства и недвижимости. И, надо сказать, наше завтра будет светлым, потому что изобретен...

Прозрачный бетон

Один из самых популярных строительных материалов современности, бетон в последние десятилетия прошел путь от структурного элемента до материала для поверхности зданий. Многие архитекторы использовали его, но, несмотря на свою вездесущесть, бетон часто считался громоздким и бесчеловечным. И отчасти потому, что этот дешевый, прочный материал не пропускает свет. Но в этом году на выставке в Национальном строительном музее в Вашингтоне венгерский архитектор Арон Лосонци смог, наконец, реабилитировать унылую репутацию бетона, продемонстрировав его новую версию, более родственную стеклу, чем граниту.

28-летний Лосонци экспериментировал с кусочками стекла разной толщины, вложенными в массивные бетонные формы, и изобрел LiTraCon (сокращенное от "light-transmitting concrete" — "светопроводящий бетон"). Новый материал получается при внедрении оптических волокон в мелкозернистый бетон. Стекловолоконные нити проводят свет от одной до другой поверхности блока. Из-за своего небольшого размера — от 2 микрометров до 2 мм в диаметре — волокна становятся составной частью бетона. В литраконовых блоках всего 5% оптоволокна, их технические характеристики те же, что и у бетона, используемого для их производства. Стена из литракона, будучи крепкой, прозрачна, как абажур лампы. При этом можно увидеть даже цвет предмета, находящегося за такой стеной. Новый материал прошел испытания в техническом университете Будапешта. На выставку в вашингтонский музей он попал уже после того, как на мебельной выставке в Кельне и ярмарке Light+Building во Франкфурте был показан первый дизайнерский объект — лампа из литракона. Кроме того, блоки Лосонци уже использовались при строительстве в Стокгольме.

Для продажи своего детища Лосонци создал одноименную компанию. Филиалы LiTraCon находятся в Германии и Венгрии, организовано промышленное производство материала. Но появление целых зданий из литракона пока маловероятно. Теоретически стены из литраконовых блоков могут быть толщиной в несколько метров, так как волокна сохраняют светопроводимость до 20 м! Но использование стеклянных или пластиковых волокон делает новый материал слишком дорогим для крупномасштабного строительства. Его применяют пока только для украшения отдельных зданий. В Америке, например, прозрачный бетон предлагают использовать для строительства ограждений правительственных зданий. Сложившийся после 11 сентября "бункерный" менталитет американцев все-таки не предполагает того, что бункеры должны быть темными.

Сухая вода
Если бетон может быть прозрачным, то почему вода не может быть сухой? Прошлой весной в США была впервые продемонстрирована необычная новая противопожарная система. Одно из подразделений компании Tyco International анонсировало вещество под названием "Сапфир", которое может гасить огонь, не повреждая электронное оборудование, драгоценные библиотечные собрания, бесценные произведения искусства и другое "важное корпоративное имущество". Бесцветное отравляющее вещество Novec 1230, которое лежит в основе формулы, напоминает воду и прохладно на ощупь. Вылетая из огнетушителя, эта жидкость превращается в газ, который тушит пламя. Он испаряется в 25 раз быстрее обычной воды, оставляя все предметы в комнате совершенно сухими. С апреля Tyco проводит кампанию по продвижению своего товара и демонстрирует его по всей Америке, макая компьютеры, мобильные телефоны, телевизоры, книги, фотографии, картины и одежду во вновь изобретенную жидкость. Причем все электронные устройства работают, иногда даже во время погружения. Плавающие телефоны издавали мелодии. Другие предметы высыхали за секунды без каких-либо обычных повреждений: ни отметин, ни пятен. Tyco якобы уже получила заказов на миллионы долларов от телекоммуникационных, банковских, телевизионных и прочих компаний.

Не целиком отели
О том, что материальные ценности — в частности, телекоммуникации — приобретают все большую ценность, свидетельствует и появившийся в последние годы термин телеком-отель, который обозначает здание, предназначенное для содержания исключительно телекоммуникационного оборудования. Они называются гостиницами, потому что там хранится оборудование многих компаний.

В сфере организации и развития гостиничной недвижимости для людей в прошлом году также наблюдалось множество интересных новых тенденций. Появились, например, мини-гостиницы. Британская компания easyGroup, специализирующаяся в организации недорогих воздушных, морских и автопутешествий, объявила, что готова обеспечить упрощенное хранение человеческих тел, и организовала сеть easyHotel. Маркетологи компании исходили из соображения, что современный путешественник после множества передвижений по городу с наступлением сумерек желает только одного — заснуть. И для этого ему не нужны номера люкс, а всего лишь небольшая комната и кровать. Поэтому теперь ночь в центре Лондона может обойтись такому неприхотливому постояльцу всего в $10. Правда, придется провести ее в комнате размером с тюремную камеру. Такие микрономера напоминают японские "капсульные" гостиницы, но британцы решили, что западные жители захотят, по крайней мере, встать в своем гостиничном номере. Вся обстановка там имеет двойное назначение. Спинка кровати — она же туалет, стена — полка, кровать — стул. Спроектированные архитектором из Нью-Йорка Джоэлем Сандерсом комнаты составлены из металлических модулей.

Идея нашла отражение и в других местах. Жители нью-йоркского Манхэттена за $13 могут арендовать "комнату внутри комнаты" — один из "спальных коконов" компании MetroNap на 24-м этаже Эмпайер Стейт Билдинг. Эта компания планирует адаптировать свое предложение для корпораций, больниц, мотелей и аэропортов.

Полисы и полии
Надо сказать, с застройкой аэропортов связано особенно много новых понятий и специальных терминов, появившихся в последние годы в самом международном из языков — английском.
Например, аэротрополисы — города, в которых планировка, инфраструктура и экономика завязаны вокруг крупного аэропорта. Что-то вроде "авиагорода" или "города-аэропорта". Но в таких городах развивается обычно коммерческая инфраструктура. Жилые застройки, расположенные поблизости от аэропортов, где домовладельцы могут подлетать на своих самолетах прямо к домам, получили название "летательных коммун". Так, известный голливудский актер Джон Траволта был выгнан из такой коммуны, расположенной неподалеку от Дейтоны во Флориде, когда соседи пожаловались на то, что его личный самолет слишком большой и громкий. Следует отметить, что "полисы" в последнее время появились в мире самые разнообразные. Так, идеополисами называют теперь зоны постиндустриальных метрополий, где преобладают наукоемкие отрасли промышленности, университеты и исследовательские клиники. Примером может послужить Силиконовая долина.

Но понятием 2004 года в США стал термин "микрополия". Это городская зона, объединяющая несколько округов, с населением от 10.000 до 50.000 человек. Легче всего определить микрополию от противного, описав то, чем она не является, то есть метрополией, которая предполагает "основной" город с более чем 50.000 жителей, окруженный большой группой предместий и пригородов. С 1950 года Бюро переписи США разделило страну на метрополии и неметрополии. Третьего до 2004 года было не дано. Теперь в США собраны данные о 573 областях по всей стране, названных микрополиями. Эти микрогорода, наверно, лучше было бы отнести к деревням, чем к городам. Аэропорты обычно очень далеко, как и хорошие рестораны. Однако считается, что переизбрание Джорджа Буша произошло в основном благодаря жителям микрополий.

Золотые гетто
Внутри собственно городов, как известно, также всегда существовало подразделение на более или менее успешные территории. В современном английском, например, появилось понятие "золотого гетто", где сконцентрированы фешенебельные магазины и роскошное жилье. Впрочем, теперь так называют любой богатый квартал.

"Золотое гетто" становится платой за процветание. Впрочем, сами обитатели таких кварталов часто жалуются на отсутствие духа товарищества у соседей и называют свои поселения "скопищем больших домов за большими воротами". У больших домов, разумеется, тоже нет недостатка в определениях. Тут тебе и огромный, но не вписывающийся в окрестный ландшафт "дом-монстр", и "дом больших волос" (прозванный так в память о пышных, но не слишком изысканных прическах 1980-х), и "первый зaмок", расположенный обычно на непропорционально маленьком по отношению к размерам дома участке. Таким домам как нельзя лучше подходит какой-нибудь "Гараж-Махал" — огромная, роскошная парковка с колокольнями, башенками, магнолиями у входа, вестибюлями из полированного гранита, медной обшивкой и музыкой Моцарта в лифтах. Тягу, в частности, американцев к замене скромной жилой недвижимости более презентабельной уже давно окрестили "mansio-nization", что можно перевести приблизительно как "особнякомания". Особо ярым поклонникам такого стиля жизни рекомендуются также "золотая обшивка", то есть использование при строительстве или реконструкции особенно дорогих материалов, с тем чтобы оправдать большие расходы или существенно увеличить будущую арендную плату.
Не могло не отразиться в языке и появление новых социальных групп. Например, молодые амбициозные профессионалы — яппи — стали выкупать недвижимость, ремонтировать ее и селиться компактно, потому места их часто излишне комфортабельного проживания прозвали "трущобами яппи". Вообще же любое ограниченное сообщество частных домов, особенно те, в которых домовладельцы устанавливают и диктуют жителям правила поведения, теперь по-английски называется "приватопия".

Но в принципе жилье теперь становится все более разнообразным. Наши интерьерные журналы только-только привили читателям понимание слова "лофт", которым обозначается комфортабельный чердак, а на Западе они уже разделились на подвиды. Появились, к примеру, "мягкие чердаки", в которых правило любого лофта быть одной большой комнатой сочетается с локальным делением на отдельные помещения, как в традиционном жилище. Или "бунгалофты", которые, судя по названию, представляют собой бунгало с лофтом. Обилие потребительских предложений, особенно в сфере недвижимости, породило даже особое понятие "покупательская дурнота", которое описывает вовсе не глупость клиента, а состояние потребителя, перепуганного очень широким выбором. Опытные агенты даже отказываются показывать потенциальным покупателям больше четырех-пяти домов за раз. Они снимают квартиры на цифровые камеры и вручают эти записи клиентам, чтобы те смогли позже в спокойной обстановке все посмотреть.

Домашняя порнография
Этим малопривлекательным термином, вынесенным в подзаголовок, обозначается вовсе не то, что первое пришло на ум. Это всего лишь книги, журналы и телешоу, которые демонстрируют нам "жилище нашей мечты" — совершенный дом, которого, как догадываются даже женщины, не существует, но о котором продолжают грезить поколения за поколениями. Впрочем, надо сказать, что даже на страницах этой самой домашней порнографии женщинам отводится совсем иная роль. Из пассивной принимающей стороны они превращаются в действующую, активную.
Распространенный термин "сделай сам" теперь повсеместно трансформируется и звучит как "сделай сама". Теперь женщины все чаще выполняют практически весь текущий и капитальный ремонт в доме — примерно в половине американских семей, согласно некоторым данным. Мужья дарят им в годовщины свадьбы и на дни рождения роскошные беспроводные дрели и пилы, а компании меняют свои слоганы, заменяя слово "man", словом "people".

Но последнее слово хочется сказать не о людях, а о "баркитектуре", или архитектуре собачьих конур (от англ. bark — "лаять"). После появления этого термина, заимствованного из специальных книг последнего времени, есть надежда, что следующее поколение конур будет проектироваться с учетом индивидуальных особенностей их потенциальных обитателей. Для боксера будут строить дом в виде ринга, будку ирландского сеттера оформят как паб, а колли отведут за конурой небольшое поле для выпаса овец.

Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2005 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость