Опалубка из новых материалов

Наиболее часто рабочие поверхности сборно-разборных опалубок многократного применения изготавливаются из клееной фанеры и древесины. Главный недостаток древесины — высокая гигроскопичность, способность впитывать влагу из бетона и, как следствие, изменение формы, размеров, образование прогибов и ухудшение качества бетонной поверхности. Кроме того, деревянные элементы практически не поддаются реставрации, что принципиально сокращает срок их службы. Однако несмотря на недостатки фанерные щиты широко используются в строительстве. Их достоинства — низкая себестоимость и возможность менять конфигурацию и размеры панелей в зависимости от нагрузок и характеристик монолитных конструкций. Производители снижают гигроскопичность путем использования ламинированной фанеры и компенсируют ее недолговечность повышением прочности каркаса, защитой торцов и улучшением конструктивных особенностей.

Российский НТЦ "Опалубка" изготавливает универсальные системы, монтируемые из набора несущих профилей и заменяемых фанерных палуб. Каркасные модульные щиты могут быть собраны в панели практически любых размеров и конфигураций. Торцы ламинированной 18-миллиметровой фанеры конструктивно защищены алюминием или стальным профилем и герметиком. Также производятся специальные каркасные деревянные щиты с шипованными клееными соединениями и на специальных стальных пластинах. ООО "ДВК-Е" тоже использует в производстве опалубки ламинированную фанеру. Опалубка собирается из модульных щитов, которые соединяются между собой как в одной плоскости, так и под любым углом при помощи поворотных щитов. Применение таких опалубок позволяет добиться гладкой поверхности бетона даже при использовании деревянных элементов и строго вертикального расположения стен.
В последнее время древесина заменяется новыми материалами. Например, немецкая фирма MEVA начала продвижение на рынок пластмассовых полипропиленовых (РР) плит как наиболее современной альтернативы традиционно применяемым многослойным фанерным плитам. Новые опалубочные плиты "Алкус", хотя и с более высокой себестоимостью, обладают рядом преимуществ. Плита представляет собой пятислойную сэндвич-панель, состоящую из слоя пенопропилена, облицованного с двух сторон алюминиевым листом и слоем РР-полипропилена. По сравнению с фанерными щитами "сэндвичные" панели имеют меньший вес, низкую гигроскопичность, стойкость к ультрафиолетовому излучению, стойкость к механическим повреждениям, малую прилегаемость к бетону и упрощенную очистку. Особое внимание уделяется вопросу долговечности и надежности щитов, подвергающихся в процессе эксплуатации наибольшему износу из-за влияния давления бетонной смеси и непосредственного контакта с нею.

На рынке также представлены опалубки из пластика российских производителей — к примеру, мелкощитовая опалубка из композитного пластика фирмы "Техноком-БМ" (размер щитов — 0,6х0,9 м, вес — 9 кг, в кране нет необходимости). Сочетание пластиковых или фанерных палуб и алюминиевых несущих элементов позволяет получать конструкции с очень небольшой массой. Например, АОЗТ ЦНИИТОМП производит опалубку, каркас щитов которой выполнен из высокопрочных алюминиевых профилей, а палубы — из ламинированной фанеры толщиной 18 мм. Средний вес такой опалубки составляет 30 кг/м2, при этом она рассчитана на высокое давление бетонной смеси — 80 кПа.

Компания Ringer использует в производстве пластик в сочетании с алюминиевой рамой. Эта рама толщиной 10 см и 15-миллиметровая палуба образуют легкую (всего 20 кг/м2) конструкцию, которая выдерживает 60 кПа. Опалубка с металлическими палубами — это долговечность, прочность, легкость, идеальность готовой поверхности. В большинстве случаев щиты металлической опалубки состоят из металлического листа толщиной 3 или 4 мм с элементами жесткости и несущими конструкциями, которые воспринимают усилия от бетонной смеси и обеспечивают необходимую устойчивость. Металлические туннельные опалубки — французская Outinoid и российская производства Орского завода — имеют высокую прочность (до 80 кПа), а их долговечность — 600-800 циклов. Сталь, применяемая для изготовления опалубок, может быть оцинкованной или гальванизированной с порошковым покрытием. Так, например, опалубки МАНТО и РАСТО от Hunnebeck выполнены из стали с горячей оцинковкой, при этом на каждый щит шириной 75 см приходится 5 кг цинка. Этот материал имеет высокую износостойкость, а в случае необходимости поддается ремонту прямо на месте поломки. Дополнительно щиты защищены стальным окантовочным профилем, который выступает по всему периметру и предохраняет поверхность от ударов и повреждений. Рамы опалубки "Фрамакс" фирмы Doka также оцинкованы горячим методом и имеют порошкообразное покрытие, что гарантирует легкую очистку.

Конструкции опалубочных систем постоянно видоизменяются. Точность соединений, возможность применения щитов разного размера и удобство креплений играют важную роль — от этого зависят гладкость готовой поверхности, скорость монтажа и вариативность использования опалубочных систем при возведении разнообразных архитектурных форм. Туннельные опалубки, при помощи которых одновременно возводятся стены и перекрытия, образуют качественную чистовую поверхность. Применение туннельных полусекций, каждая из которых образует стену и перекрытие, позволяет полностью избежать стенно-потолочных стыков и наплывов бетона. Кроме того, скорость возведения зданий из таких опалубок очень велика — весь монтаж занимает 7-8 часов рабочего времени. При таком темпе бригада из 28 человек в течение 10-12 часов ежедневно принимает и укладывает порядка 55-60 м3 бетона. Распалубливание полусекций туннельной опалубки осуществляется путем опускания опорных домкратов, при этом горизонтальная панель отрывается от забетонированного перекрытия. Переставляют полусекции, поочередно выкатывая их из готовой ячейки на выкатные платформы. На платформах производится очистка и смазка поверхностей, далее полутуннель переставляется на новую захватку.

Для увеличения удобства и скорости монтажа у рамных опалубок Hunnebeck имеется оригинальный направляющий замок. Он соединяет щиты за одну рабочую операцию, устанавливая их по одной линии стык в стык с достаточной устойчивостью к растяжению и вибрации. Это позволяет ставить щиты в вертикальное положение, возможна опалубка и перемещение фрагментов большой площади, а также снятие надстроенных элементов за один цикл работы крана, не укрепляя их дополнительными элементами жесткости. В тех случаях, когда необходимо перекрыть при подгонке значительные длины, когда вертикальные щиты надо соединить с горизонтальными, используется комбинированный замок длиной 55 см, также образующий подгонку стык в стык по одной линии. В опалубках Ringer применяется самозакрывающийся замок Мастер, который дает возможность закреплять, стягивать и выравнивать щиты одним ударом молотка.

Скорость строительства можно увеличить также за счет сокращения сроков наращивания опалубки при использовании больших щитов 240х270 см и 240х330 см (Hunnebeck). При этом для соединения больших щитов (Hunnebeck — 2,40 м, Ringer — 2,70 м) необходимы лишь две точки крепления. Небольшие размеры щитов, в свою очередь, позволяют пользоваться ими без помощи крана и расширяют возможности их применения в разных ситуациях. Хорошую приспосабливаемость и многогранность применения обеспечивают балочные системы опалубок для перекрытий. Они собираются из балок и крепящихся к ним щитов. Так, опалубочная система "Докафлекс" представляет собой комбинацию из стальных телескопических стоек, деревянных балок и панелей, а также опускающихся четырехпозиционных головок. Телескопические стойки несут расчетную нагрузку вне зависимости от того, на какую высоту они выдвинуты. Опускаемая головка одним ударом молотка опускается на 6 см, что позволяет быстро демонтировать поперечные балки и опалубочную обшивку. Профили, образующие конструкции опалубок, можно совершенствовать различными способами. Так, НТЦ "Опалубка" предусматривает дополнительные опорные поверхности в профиле с целью применения более мощных замков-балок с опорой около палубы щита. Кроме того, выполняются дополнительные насечки на поперечных ребрах, повышающие безопасность работ, и дополнительная анкеровка в ребрах, защищающих торцы фанеры для исключения срыва герметика при эксплуатации.

Важную роль в возведении монолитных сооружений играет возможность создавать колонны и поверхности неправильной формы. Фирма PERI применяет для строительства прямоугольных колонн систему каркасной опалубки, в которую входят щиты, угловые элементы и регулируемые в двух плоскостях подкосы, которые крепятся к основанию специальными анкерами. Опалубка круглых колонн выполняется из стальных сегментов, соединяемых замками PERI. В арсенале Hunnebeck для опалубки круглых сооружений есть рейка специальной формы, которая служит соединительным элементом. Она может выгибаться до 15 градусов внутрь и наружу, позволяя создавать многогранную облицовку круглых резервуаров диаметром от 5 метров. Опалубки Ringer имеют в своем ряду гибкие стальные листовые вкладыши, способные принимать любую неправильную форму.

Возможность осуществления разнообразных конструктивных особенностей, выбора наиболее подходящих материалов, долговечность, быстрота исполнения и точность изготовления опалубочных систем превращают монолитное строительство в наиболее перспективную технологию возведения зданий.

Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2004 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость