В Минске завершился второй республиканский конкурс «Дизайн интерьеров. Идеи и реализации»

1 декабря в Минске прошел заключительный этап второго республиканского конкурса "Дизайн интерьеров. Идеи и реализации". Конкурс был организован салоном мебели "Тина Влати" при поддержке итальянских компаний Vivere и Genesis.

Весь октябрь организаторы принимали заявки от участников, которыми по условиям конкурса могли быть как отдельные авторы, так и проектные фирмы, а также строительные организации, работающие в области дизайна интерьеров на территории Беларуси. Потом весь ноябрь работы претендентов были выставлены на обозрение публики в салоне "Тина Влати". Члены жюри, среди которых были председатель комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства при Мингорисполкоме, главный архитектор Минска Руслан Белогорцев, декан архитектурного факультета БНТУ Галина Полянская, декан факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства Белорусской академии искусств Кристина Стрикелева и другие известные представители отрасли и бизнеса, тем временем изучали проекты и посещали объекты. Наконец 1 декабря итоги конкурса были оглашены. Как и ожидалось, многие имена номинантов, а в особенности лауреатов, прошлогоднего конкурса прозвучали и на нынешнем. Правда, некоторые из них выступили в ином качестве. Так, например, член прошлогоднего жюри, председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский стал конкурсантом и завоевал третье место в номинации "Общественные интерьеры". И, наоборот, обладатель гран-при первого конкурса Александр Кратович в этом году уже оценивал работы своих коллег в составе жюри.

Заявок в этом году было не в пример больше, чем в прошлом. Изменились и номинации. Если в прошлом году премии присуждались за лучшее использование в интерьере керамической плитки, светильников и мебели, то в нынешнем победителей выбирали тотальнее — в номинациях "Интерьер квартиры" (представлено 37 проектов), "Интерьер индивидуального жилого дома" (16 проектов), "Общественный центр" (50 проектов). В результате самыми интересными признаны квартиры, оформленные Людмилой Татариновой (3 место), Олегом Лошакевичем и Натальей Хотяновской (2 место), Анной и Станиславом Макеевыми (1 место). В номинации "Интерьер жилого дома" победителями стали Виктор Кобызев и Алексей Морозов (3 место), Владимир Кузьмин (2 место) и Любовь Пясковская (1 место). Лучшие публичные интерьеры года, по мнению организаторов конкурса, создали Дмитрий Сурский (3 место за оформление салона "Фотомакс"), Олег Лошакевич и Ольга Телепнева (2 место за недавно открывшийся в Минске клуб "Изюм") и Дмитрий Сидельников (1 место за бильярдный клуб Bronx). Гран-при достался Алене Матросовой за интерьерное оформление салона посуды Sotheby's. Кроме того, были присуждены дополнительные премии за лучшее использование в интерьере света (бюро КМК2), керамики (Андрею Тумасу), оформление окна (Маргарите Кошель), за выдержанность стиля (Олегу Лошакевичу и Ольге Телепневой), цветовое решение (Анне и Станиславу Макеевым) и элегантность (Дмитрию Дедюле). Присутствовавший на вечере Андрей Макаревич вручил от себя лично приз Олегу Капустину за внеконкурсный проект частной квартиры.

В чем же смысл прошедшего мероприятия? Ведь устойчивый спрос на услуги дизайнеров в нашей стране пока не сформировался, хотя стремление не отставать от времени, которое запечатлевает себя в том числе и в модных интерьерах, уже налицо. Будить потребительские инстинкты широкой публики по отношению к элитным интерьерам тоже пока еще бессмысленно. Скорее всего, подобные конкурсы нужны для создания цеха. Во всяком случае, движение в эту сторону очевидно. Дизайн качественных современных интерьеров предполагает использование настенной живописи, мозаики, керамики, художественного текстиля, витражей и прочих элементов декора. В одном лице все эти художественные специализации объединяются чрезвычайно редко — вот и нужны целые дизайнерские команды, которые у нас пока еще только формируются. Безусловно, все персонажи этой среды прекрасно и давно знают друг друга. Знают, чего от кого ждать, в том числе и в профессиональном смысле. Но основная, хотя и медленная, тенденция развития интерьерного дизайна в Беларуси — выделение профессии в особую отрасль, будущее которой — в комплексных проектных структурах. Конечно, по-прежнему нужно приучать заказчика к самой идее профессионального дизайна и желательности его практического применения. Потому что, хотя настоящий стиль формируют не дизайнеры — даже самые талантливые из них, — а жизнь, которая каждый раз заставляет по-новому решать обычные бытовые проблемы, моду в интерьерах диктуют все-таки дизайнеры — в последнее время чаще всего свободные от какой-либо стилевой зависимости, особенно если речь идет о частных жилищах.

Судя по представленным на конкурс проектам, у нас все как у людей: кто-то возвращается к классике, кому-то по-прежнему дорог хай-тек. Для одних минимализм отжил свое, а другие разве что делают его более мягким, "буржуазным". Не забыты и основные принципы современного дизайна с его зонированием пространства, простыми формами мебели, царством алюминия, металлических конструкций, прозрачных материалов, графичностью и любовью ко всему японскому и модерну, под которым каждый понимает что-нибудь свое. Модный интерьер сегодня — это главным образом свободное, незагруженное пространство. Дизайнеры все увереннее обращаются с цветом, все активнее используют свет, искусственный и естественный. Легкость достигается за счет многообразия стекла, цветного и прозрачного пластика. Форма перестает зависеть от функции того или иного предмета и сама начинает диктовать. Есть движение в сторону "хенд-мейд" — вещей, которые делаются специально для того или иного интерьера по собственным эскизам архитекторов-декораторов.

Можно было бы сказать, что белорусские дизайнеры ищут во всем этом свое лицо. Но лучше сказать, что они просто делают свое дело. Как, впрочем, делают свое дело и организаторы конкурса. Салон мебели "Тина Влати", салон светильников "Сиреневая луна", салон сантехники и плитки "Андеграунд", салон посуды Sotheby's, — все это магазины, то есть коммерческие предприятия, которые страдают от отсутствия у нас в стране модных традиций оформления домов. Без известных дизайнеров эти дорогие магазины существовать не могут. Их клиенты как раз хотят и могут пользоваться услугами дизайнеров, но только дизайнеров с именами. И то, что будет понято и принято этими дизайнерами, получит шанс стать реальным бестселлером. А практически все нынешние интерьерные бестселлеры приходят из Италии. Там нынче Мекка современного дизайна, чему есть, наверное, какие-то природные объяснения. Что-то там такое в климате. Вероятно, поэтому все победители второго белорусского конкурса "Дизайн интерьеров. Идеи и реализации" получили в качестве награды от официального спонсора компании "Алатан Тур" путевки в Италию. Раньше так премировали стоящих художников. Теперь — стоящих дизайнеров.



Елена РЫБАЛТОВСКАЯ, фото Сергея ЧЕРВЯКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2004 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость