Йошио Танигучи. Музей современного искусства. Нью-Йорк

20 ноября в Нью-Йорке после реконструкции открылся музей современного искусства (MoMA). Здание на Манхэттене модернизировал японский архитектор Йошио Танигучи. На реконструкцию ушло три года и $650 млн. Музей повторно открылся для публики после самой обширной реконструкции за всю его 75-летнюю историю и обещает стать самым выдающимся архитектурным сооружением подобного масштаба в Нью-Йорке за многие десятилетия.

История

Танигучи выиграл два тура специального проектного конкурса еще в 1997 году, где, кроме него, участвовали такие звезды, как Рем Кулхаас, Тойо Ито, Доминик Перро, Херцог и де Мерон, Стивен Холл, Бернард Чуми, Рафаэль Виньоли. Нью-йоркский музей современного искусства был построен в 1939 году архитекторами Эдвардом Дарреллом Стоуном и Филипом Гудвином и неоднократно расширялся в последующие десятилетия. Теперь шестиэтажное здание площадью 62.000 м2 занимает целый квартал. Новый музей стал почти вдвое больше прежнего. Для расширения музей скупил прилегающую недвижимость — пришлось даже снести гостиницу неподалеку. В результате нынешней перестройки старое здание оказалось внутри нового. Сохранился сад с коллекцией скульптур.
Руководство музея не было заинтересовано в слишком оригинальном здании, которое затмевало бы собой знаменитые экспонаты. Поэтому, будучи чрезвычайно функциональным, новый комплекс внешне представляет собой всего лишь цепь традиционных выставочных "коробок". Материалы были использованы самые нейтральные, хотя и элегантные — анодированный алюминий, абсолютно черный гранит из Зимбабве, темное стекло на фасадах и полупрозрачное белое, прикрывающее старые постройки. Кроме того, для соединения старого и нового зданий "прорубили" проход в 54-этажном жилом доме, а чтобы сохранить вид на церковь св. Фомы с 54-й улицы, изменили проект и сделали щель в самой постройке. Обилие естественного света как нельзя более кстати в музее, где демонстрируются шедевры современной живописи, среди которых — работы Пабло Пикассо, Матисса, Энди Уорхола, Ван Гога и Джексона Поллока. В западном крыле музея расположены дополнительные выставочные площади, в восточном здании — новый научно-исследовательский центр. Есть аудитория на 125 мест и специальный вход для школьников и экскурсионных групп.

Проект
Критики проекта Танигучи считают, что это было совершенно излишнее строительство и, соответственно, затраты для музея и города. А для профессиональной архитектуры Нью-Йорка — прививка провинциальности. Вместо восьмиэтажной коробки Танигучи с ее постепенным вертикальным развитием галерею, по их мнению, можно было легко уместить в горизонтальном трехэтажном здании с видом на сад. Многим наблюдателям выбор Танигучи в качестве проектировщика показался странным еще семь лет назад. Тогда только что был закончен Гетти-центр Ричарда Мейера в Лос-Анджелесе и музей Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гери. Концепция музейной архитектуры, отразившаяся в этих проектах, была господствующей и казалась единственно приемлемой на ближайшее будущее — драматизм и работа на публику.
Постройки Танигучи в Японии, так как до этого проекта он почти не строил за ее пределами, напротив, обманчиво просты. С самого начала все складывалось нелегко. Музей изо всех сил пытался раздобыть в общей сложности $858 млн — на землю, строительство и финансирование временного пристанища музея в нью-йоркском районе Квинс. Финансовая ситуация серьезно ухудшилась после 11 сентября 2001 года, и в музее даже встал вопрос о кратковременной остановке проекта. Но несколько десятков спонсоров все-таки собрали более $500 млн. Несмотря на это плата за вход теперь увеличилась и составляет $20, что на $6 дороже, чем раньше. Только в день открытия вход в музей был бесплатным и благодаря спонсорам будет бесплатным по пятничным вечерам. Решение повысить входную плату также вызвало критику, однако руководство музея полагает, что новый музей все-таки станет посещать больше людей — до 2 млн в год.

Здание
Каждый раз, бывая в "своих" зданиях, архитектор Танигучи огорчается, отмечая каждый компромисс, на который вынужден был пойти. Во время последней такой экскурсии по нью-йоркскому музею перед его публичным открытием все было так же. На пятом этаже Танигучи остановился и провел пальцами по шву одной из разделяющих комнаты металлических панелей и отметил, что поверхность должна была быть не в пример более гладкой. Очарование архитектуры Танигучи во многом зависит от традиционно высокого уровня строительства, по мнению многих, существующего только в Японии. Но в данном случае он обязан был держаться в рамках бюджета, что мешало ему добиться привычного у себя на родине совершенства. В Японии архитекторам разрешается вносить изменения в бюджет, в Нью-Йорке они не имеют таких полномочий. Несмотря на огромный бюджет, компромиссы по ходу строительства были неизбежны. Танигучи жаловался на то, что сократили число окон в крыше, что стеклянная стена читального зала книжного магазина на втором этаже отделяет центр здания от атриума. Он подверг сомнению даже целесообразность размещения знаменитого "Танца" Матисса на лестнице между четвертым и пятым этажами. Но в конце концов самые важные идеи архитектора были реализованы — в том числе атриум как раз на пересечении 53-й и 54-й улиц, вокруг которого расположены практически все галереи. И Танигучи все-таки признался, что испытывает редкий момент удовлетворения. "Это почти совершенство, — сказал он. — Хотя я и не должен говорить так, потому что японец должен казаться скромным".
Хотя Танигучи создавал свой проект на компьютере, он работал главным образом с объемными моделями, чтобы видеть, как упадет свет и как все будет выглядеть на самом деле. Он считает, что его здания трудно фотографировать, хотя в МоМА накануне открытия издали альбом "Девять музеев" как раз с фотографиями некоторых из его работ последних 25 лет. Там среди прославивших Танигучи изящных и строгих зданий есть музей префектуры Нагано (1990), муниципальный художественный музей Тойота (1995) и галерея сокровищ Хориджи (1999). Сегодня мастер работает над расширением национального музея в Киото. В тексте манера Танигучи названа "почти кинематографической".

Танигучи
Во время работы над проектом МоМА Танигучи оставался в Японии. Но за восемь лет он 40 раз посетил Нью-Йорк, проводя в нем по две недели.
У Танигучи и его жены Ками нет детей, но он считает, что музей ему теперь как дочь. Тем более, что руководство музея назвало японца своим почетным опекуном, и теперь он намерен "строго следить за тем, как дочь будет расти". 67-летний Танигучи высок и благороден. Он не любит говорить, особенно о своей архитектуре, потому что надеется, что она в состоянии говорить сама за себя. Сын видного в послевоенной Японии архитектора-модерниста, Танигучи вырос в Токио. Он получил степень бакалавра технического проектирования в университете Кейо и архитектурную степень в Гарварде. Прежде чем организовать собственную практику, он с 1964 до 1972 года работал в студии Kenzo Tange, которая занималась реконструкцией Хиросимы и других разрушенных городов. Теперь в Хиросиме прославленный мастер согласился строить мусороперерабатывающий завод. В здании с высокими стеклянными стенами он предусмотрел специальный проход для публики, которая сможет наблюдать за процессом уничтожения хлама. Такой "музей мусора" стоимостью $400 млн вполне удовлетворяет амбициям городских властей. Это одновременно и архитектурная достопримечательность, и средство борьбы с экспансией отходов, удушающих город. Замышляя этот проект, бургомистр хотел наглядно показать жителям, сколько мусора они производят. Именно поэтому новостройку поручили такому известному архитектору. В Америке же до 2006 года Йошио Танигучи должен будет построить "Азиатский дом" площадью 3.000 м2 и стоимостью $30 млн для техасского Азиатского общества в Хьюстоне. Он опять выиграл конкурс.

Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2004 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость