Структура системы обучения и повышения квалификации специалистов строительной отрасли Германии

Сообщение, сделанное 12 октября 2004 г. на международном семинаре "Европейский опыт и отечественная практика подготовки, повышения квалификации и аттестации персонала строительной отрасли" директором бюро оказания организационной поддержки импорта-экспорта (Хемнитц, Германия) профессором Фолькмаром Крайсиком.

Свое выступление г-н Крайсик начал с шутки. Когда я был ребенком, сказал он, в Германии нередко говорили: того из твоих детей, который проявляет не самые лучшие интеллектуальные качества, направляй в строительную организацию. Но в 50-60-е годы строительство развивалось достаточно быстро, и сегодня недалекий человек в строительной отрасли, увы, работать не сможет. Инвестиционное участие в деятельности строительной отрасли Германии всегда было солидным предприятием. Когда же Германия объединилась, актуальность данного направления возросла в весьма значительной степени.

В строительной отрасли ГДР было занято не менее 56% всех занятых в промышленности страны. Сегодня же в строительной отрасли объединенной Германии работает не менее 80% всех занятых в промышленности. Сразу же после объединения страны работа в новых землях осуществлялась в соответствии с большой программой, которая предусматривала привлечение значительных средств и создание большого количества новых рабочих мест.
Когда закончилась Вторая мировая война, всю Германию было нужно восстанавливать заново. Что касается ФРГ, объекты которой восстанавливались в соответствии с планом Маршалла, то в восстановление инженерной инфраструктуры, в частности, в строительство дорог, были инвестированы миллиарды долларов США. После же объединения Германии в строительном комплексе страны (на восточных территориях и под патронажем партнеров из западных земель) возникли строительные предприятия, которые могли конкурировать с серьезными западными компаниями. Стройкомплекс восточных земель был в значительной степени рационализирован. Сюда пришло очень много современной строительной техники. И очень сильно возросли требования к строительному персоналу.

Как-то я посетил один из объектов, возводимых в Китае, вспомнил г-н Крайсик. В данной стройке участвовало множество людей. На объекте одного и того же масштаба в Германии и Китае бывает занято 5 и 100 человек соответственно. В большинстве случаев в развитой стране речь идет лишь о персонале, обслуживающем технику XXI века. И сегодняшняя программа развития строительного сектора Германии просто опрокидывает тот анекдот, которым было начато выступление г-на Крайсика.
Система профессионального образования и повышения квалификации в Германии базируется на всеобщей системе образования и на науке и исследованиях. Данная система включает, во-первых, социальное обучение в детском саду, посещать который имеет право каждый ребенок в возрасте от 3 до 6 лет. Во-вторых, обучение в общеобразовательной школе (начальная школа — 1-4 класс, базовая школа — 5-9 класс, реальная школа — 5-10 класс, гимназия — 5-12/13 класс, всеобщая школа — 5-9/10/13 класс, а также специальная школа), которое является обязательным. В-третьих, в данной связи можно говорить о профессиональном обучении в общеобразовательной школе (дуальная система, предусматривающая работу по специальности в течение 2-3 лет). Отдельный разговор — получение дальнейшего научного образования после получения аттестата зрелости, диплома университета, диплома технического ВУЗа.

В принципе же система профессионального образования и повышения квалификации в Германии чаще всего и основывается на продолжении научной деятельности с присвоением ученой степени (доктор, доцент), а также профессионального и иного повышения квалификации, организуемого предприятиями, профессиональными союзами, образовательными учреждениями на предприятиях, кроме того, частными организациями, заочными институтами, а также народными школами, ВУЗами и академиями, благотворительными организациями, церквями, профсоюзами (пожизненное образование). И, разумеется, непременно имеется в виду переподготовка для получения новых специалистов, наличие которых необходимо на рынке труда. Данное направление финансируется Федеральным агентством труда и в большинстве случаев осуществляется названными в п.6 организациями.
Обучение и повышение квалификации специалистов строительной отрасли начинается с профессионального образования в профессиональной школе для строителей (2-3-летнее обучение). Сегодня из-за высокой степени автоматизации в строительстве и высокой профессиональной специализации необходимо получение специальных технических знаний (водитель строительной машины, специальные рабочие в строительстве). Выдача разрешений на производство работ частным специалистам (инженерам-консультантам, архитекторам, проектировщикам), а также повышение ими квалификации осуществляется государством и регулируется региональными союзами архитекторов и инженеров. Разрешение фирмам выдается торгово-промышленными палатами и отраслевыми ассоциациями. Научная квалификация присваивается в университетах, технических ВУЗах и академиях с целью получения ученой степени и возможности дальнейших исследований.

В последнее время наблюдается определенный дефицит в системе всеобщего обучения (вспомним последнее место в европейских PISA-Studie и UNESCO-Studien), а также отсутствие места в дуальной системе профессионального образования. На фоне данной (хотим мы или не хотим, а критической) ситуации немецкая система повышения квалификации является одной из лучших во всем мире с многолетними традициями. Вспомним: Германия всегда считалась страной образования и науки. И сегодня это отражает система обучения и повышения квалификации специалистов строительной отрасли. В сегодняшних условиях в Германии очень сложно получить квалификацию и, соответственно, работу. Наиболее же реальным вариантом представляется получение реальной квалификации. В восточных землях было традицией: дед — инженер, отец — инженер, сын — инженер. Сегодня внук еще подумает… Да, и сегодня среди гимназистов есть такие, которые хотели бы в дальнейшем изучать строительные профессии. Однако их не так много. Что же касается сегодняшнего уровня германской технической подготовки, то это образование, которым (в зависимости от изучаемой профессии) овладевают в течение 2-3,5 лет.

Сегодня в Германии практические знания можно получить как в образовательных центрах, так и в дуальной системе, то есть на предприятиях. Ученики в возрасте от 16 до 19 лет стажируются у опытных специалистов, которые демонстрируют им, как теоретические знания могут быть применены на практике. В Германии существует проблема сочетания безработицы и нехватки на предприятиях высококвалифицированных специалистов. С другой стороны, многие предприятия не в состоянии набирать учеников для развития у них навыков работы по необходимым для страны специальностям. Другие предприятия, сотрудничая с союзами предприятий (которые имеют возможность централизованного обучения), направляют своих потенциальных молодых рабочих в соответствующие обучающие центры.
Сегодняшняя тенденция такова, что традиция получения профобразования на предприятиях уходит в прошлое. Причина этого состоит в первую очередь в том, что для обучающегося на предприятии необходимо создать рабочее место. Создание же рабочего места в Германии стоит очень дорого. Чрезвычайно дорога даже подготовка каменщика, ранее бывшая весьма простым делом. Дело в том, что, как известно, сегодня в строительстве используется очень много техники, которая, к тому же, постоянно усложняется, и данное обстоятельство не может не накладывать и на руководителей, и на рядовых исполнителей, работающих в строительном секторе, серьезных обязательств. Что же нужно для того, чтобы дать будущим работникам строительной отрасли профобразование?

Прежде всего финансовое обеспечение данной деятельности. Ведь в основном все те, кто получает образование на предприятиях, получают и высокую зарплату. Но рабочее место может находиться далеко от места проживания, так что для того, чтобы добираться до работы, часто бывает просто необходим автомобиль. А для того, чтобы быть более мобильным (а значит, более востребованным), опять-таки, нужны деньги. Предприятие же средней руки чаще всего просто не имеет материальной возможности организации полноценной подготовки таких специалистов, профессиональный уровень которых соответствовал бы сегодняшним требованиям рынка. Существует также заметная разница между тем, каким на самом деле должен быть этот самый уровень, и тем, каким его порой представляют себе молодые люди.

Германская система технического образования, помимо технических университетов, включает также профессиональные академии. Это учебные заведения особого характера на манер советских и постсоветских ПТУ, но гораздо более высокого уровня. Они имеют практическую ориентацию. Помимо того, что существует система экономического и научного образования, аспирантура, докторантура (все это также очень похоже на то, что было в СССР и сейчас существует в России и Беларуси — разница состоит лишь в объеме вкладываемых средств). И с каждым годом все это становится все дороже и дороже (поэтому сегодня в Германии профессор университета может иметь не более одного ассистента). Кроме того, в Германии есть технические колледжи (раньше в СССР были техникумы, а теперь на постсоветском пространстве эти учебные заведения также называются техническими колледжами). Кроме того, существует система постоянного повышения квалификации. Тот, кто постоянно не повышает свой образовательный уровень, имеет неважные шансы на рынке труда.

Например, умение оператора строительной и дорожной техники должно постоянно соответствовать все повышающемуся уровню ее сложности. Либо он занимается самообразованием в свободное время, либо его предприятие гарантирует ему повышение квалификации. На практике же сплошь и рядом руководители предприятий просто увольняют менее квалифицированных работников и принимают на их место более квалифицированных, благо безработица обеспечивает им такую возможность (в Германии 4 миллиона безработных). В идеале хорошее предприятие должно не только давать персоналу возможность повышения квалификации, но и поддерживать так называемый рабочий климат. Это климат в команде (а также соответствующая зарплата). Все это должно способствовать удерживанию людей на предприятии как штатных сотрудников. И это очень трудно реализовать на предприятии средней руки.

Еще одна проблема, связанная с профобразованием, состоит в том, что квалифицированная команда должна быть гибкой и постоянно работоспособной. Например, того, что нередко имеет место в Беларуси — одновременного ухода в отпуск всего рабочего коллектива, — ни в Германии, ни в какой-то иной развитой стране нет и быть не может. Строительный сектор характеризуется сильной зависимостью от временного фактора, поэтому сроки отпусков строго регулируются. Те же, кому это не нравится, просто ищут другую работу.

Следует принимать во внимание как общее развитие экономики, рынка, так и развитие конкретно рынка труда. И, разумеется, необходимость повышения квалификации. Г-н Крайсик особо остановился на таком аспекте, как переквалифицирование. Потерявший работу имеет шанс вновь найти ее. Этот шанс состоит в приобретении новой специальности — той, владение которой делает соискателя рабочего места более востребованным на рынке труда. Согласно государственной программе повышения культуры строительства в восточных землях в 90-е гг. специалисты из металлообрабатывающей отрасли переквалифицировались в рабочих строительных специальностей. Например, слесарь мог стать жестянщиком. Переквалифицирование финансировалось за счет этой программы, но в определенный момент денег стало не хватать. И сейчас Федеральное агентство труда Германии не располагает средствами, достаточными для того, чтобы переучивать персонал. Поэтому современная германская система развития рабочих кадров должна рассматриваться, образно говоря, не как новенький "Мерседес", но как машина, нуждающаяся в определенном ремонте. Иное дело, что надежды на то, что этот "Мерседес" будет отремонтирован, достаточно велики. Предпосылкой успеха является инвестирование в образование, в мотивацию.

Вообще следует сказать, что обучение и подготовка специалистов в Германии является делом земель. То есть каждая земля решает эти вопросы самостоятельно через земельное министерство образования. Плюрализм имеет не только свои плюсы, но и свои минусы. Ситуация же в новых федеральных землях такова, что выпускники гимназий после 12 лет обучения должны сдавать экзамены на аттестат зрелости (в старых землях нужно учиться в гимназии 13 лет). И вот аттестат одной земли не признается в другой. И поэтому для получения допуска для поступления в университет молодому человеку приходится доучиваться. В любом случае совершенствование системы требует признания факта совершения ошибок. И, разумеется, исправления их.

С 1990 по 1997 гг. в новых федеральных землях шел следующий процесс. Открывались новые фирмы, пролетарии же меняли не свои профессии, а свои рабочие места. В среднем каждые 2-3 года нужно было искать новое место работы. Это было связано с необходимостью повышения квалификации и зависело не от проблем интеграции в коллектив, а от приобретения новых знаний, от способности адаптироваться к новым условиям. Кроме того, влияло и наличие или отсутствие жилья по месту работы (или личного автомобиля).

Каковы сегодня рамки системы образования? И что позаимствовано в старых федеральных землях? Дело в том, что на самом деле существенной разницы между системами образования в ГДР и ФРГ не было. Тем не менее, какие-то новые для всех рамки, к которым нужно было адаптироваться, после объединения Германии все же появились. Поэтому залогом успеха не в последнюю очередь являются гибкость и способность меняться самому вслед за изменениями, происходящими в экономике и обществе.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость