Модернизация российских цементных заводов
Цементная промышленность России сегодня с трудом удовлетворяет потребности строителей. Высокие издержки, низкая эффективность и сильный износ производственных мощностей тормозят развитие. Если в ближайшее время ситуация не изменится, цемент станет дефицитным товаром.
Такой вывод делается в опубликованном в первом номере нового журнала о строительстве и недвижимости Building life обзоре, посвященном проблемам отрасли.
Правительство России планирует к 2005 году увеличить объем вводимого жилья более чем в 2 раза по сравнению с 2002 годом. С учетом замены ветхого и аварийного жилья темпы строительства должны возрасти в 2,5 раза.
Однако уже сейчас ясно, что обеспечить такой объем потребления цемента при существующих мощностях цементных заводов невозможно без модернизации производства и совершенствования технологий. На эти цели потребуется около миллиарда долларов инвестиций. (На конференции "Петроцем-2004" отраслевые эксперты высказали опасение, что в 2006-2007 гг. дефицит цемента может достичь порядка 2 млн т в год, а к 2010 г. — от 5 до 10 млн т. Объемы инвестиций в масштабах страны оцениваются ими в размере около 10 млрд долларов со сроком окупаемости более 10 лет.).
Правительственные планы опираются на данные Госкомстата, согласно которым мощности цементной промышленности составляют около 73,3 млн тонн цемента. Между тем, при средней степени износа оборудования заводов свыше 67% предельная мощность составляет максимум 50-52 млн тонн в год.
По данным издания, уже сегодня дефицит наблюдается в центральном регионе, прежде всего в Москве и Московской области, где потребление цемента в 2003 г. превзошло производство почти на 30%.
В 2003 г., отмечается в материале, российские заводы выпустили 41 млн тонн цемента, что на 8,7% больше показателя 2002 года. 60% произведенного цемента пришлось на марку М-400. В 2004 г. ожидается выпуск этого вида строительных материалов на уровне 45 млн т. Главными проблемами отрасли журнал считает высокую себестоимость производства и высокий износ основных средств. Из 53 заводов 46 работают по полному циклу. Из них только 4 завода, производящие 15-20% от общего объема цемента, работают по "сухому" способу. В мире же этим способом делается 90% цемента, что позволяет экономить около 40% на топливе. Учитывая, что 50-55% в себестоимости цемента — электроэнергия и газ, экономия получается существенной.
Ведущими игроками цементного рынка Building life называет компании "Евроцемент" и "Интеко". Кроме них, на рынке представлено несколько крупнейших мировых игроков цементного рынка: мировой лидер из Франции Lafarge, номер два — швейцарская компания Holcim. При этом остается еще значительная часть заводов, чьи владельцы — как правило, региональные промышленные группы, ожидающие выгодного предложения для продажи. Из-за необходимости объемных инвестиций, ожидающих владельцев заводов при попытке активизировать производство, на рынке останется не более 3-5 производителей, у которых отчетливо просматривается перспектива стать глобальными профильными игроками, считают эксперты.
Мировой опыт также доказывает высокую потребность отрасли в концентрации активов у небольшого числа компаний. Например, в Англии всего 3 цементные компании, во Франции — 4.
В России финансовые инвесторы, для которых цементный бизнес не является профильным, тоже не задерживаются: "Альфа-групп" продала Holcim свой цементный холдинг "Альфа-цемент", "Атон" продал свои заводы "Интеко", а "Евроцемент" планирует выйти на биржу в ближайшие годы.
Для владельцев компании это не только шанс получить деньги на развитие бизнеса, но и возможность получить рыночную оценку бизнеса и после продать его по справедливой цене.
Такой вывод делается в опубликованном в первом номере нового журнала о строительстве и недвижимости Building life обзоре, посвященном проблемам отрасли.
Правительство России планирует к 2005 году увеличить объем вводимого жилья более чем в 2 раза по сравнению с 2002 годом. С учетом замены ветхого и аварийного жилья темпы строительства должны возрасти в 2,5 раза.
Однако уже сейчас ясно, что обеспечить такой объем потребления цемента при существующих мощностях цементных заводов невозможно без модернизации производства и совершенствования технологий. На эти цели потребуется около миллиарда долларов инвестиций. (На конференции "Петроцем-2004" отраслевые эксперты высказали опасение, что в 2006-2007 гг. дефицит цемента может достичь порядка 2 млн т в год, а к 2010 г. — от 5 до 10 млн т. Объемы инвестиций в масштабах страны оцениваются ими в размере около 10 млрд долларов со сроком окупаемости более 10 лет.).
Правительственные планы опираются на данные Госкомстата, согласно которым мощности цементной промышленности составляют около 73,3 млн тонн цемента. Между тем, при средней степени износа оборудования заводов свыше 67% предельная мощность составляет максимум 50-52 млн тонн в год.
По данным издания, уже сегодня дефицит наблюдается в центральном регионе, прежде всего в Москве и Московской области, где потребление цемента в 2003 г. превзошло производство почти на 30%.
В 2003 г., отмечается в материале, российские заводы выпустили 41 млн тонн цемента, что на 8,7% больше показателя 2002 года. 60% произведенного цемента пришлось на марку М-400. В 2004 г. ожидается выпуск этого вида строительных материалов на уровне 45 млн т. Главными проблемами отрасли журнал считает высокую себестоимость производства и высокий износ основных средств. Из 53 заводов 46 работают по полному циклу. Из них только 4 завода, производящие 15-20% от общего объема цемента, работают по "сухому" способу. В мире же этим способом делается 90% цемента, что позволяет экономить около 40% на топливе. Учитывая, что 50-55% в себестоимости цемента — электроэнергия и газ, экономия получается существенной.
Ведущими игроками цементного рынка Building life называет компании "Евроцемент" и "Интеко". Кроме них, на рынке представлено несколько крупнейших мировых игроков цементного рынка: мировой лидер из Франции Lafarge, номер два — швейцарская компания Holcim. При этом остается еще значительная часть заводов, чьи владельцы — как правило, региональные промышленные группы, ожидающие выгодного предложения для продажи. Из-за необходимости объемных инвестиций, ожидающих владельцев заводов при попытке активизировать производство, на рынке останется не более 3-5 производителей, у которых отчетливо просматривается перспектива стать глобальными профильными игроками, считают эксперты.
Мировой опыт также доказывает высокую потребность отрасли в концентрации активов у небольшого числа компаний. Например, в Англии всего 3 цементные компании, во Франции — 4.
В России финансовые инвесторы, для которых цементный бизнес не является профильным, тоже не задерживаются: "Альфа-групп" продала Holcim свой цементный холдинг "Альфа-цемент", "Атон" продал свои заводы "Интеко", а "Евроцемент" планирует выйти на биржу в ближайшие годы.
Для владельцев компании это не только шанс получить деньги на развитие бизнеса, но и возможность получить рыночную оценку бизнеса и после продать его по справедливой цене.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2004 год в рубрике материалы и технологии