Гаражные конструкции: высокие технологии
За последние два-три года распространенные ранее распашные ворота с преграждающей площадкой около 5 м2 уступили место другим схемам. Появилось довольно много предложений от компаний, выпускающих высокотехнологичные гаражные конструкции.
Секционные ворота
Существует три варианта их изготовления. В соответствии с первым после замеров гаражного проекта заказ выполняется за рубежом в течение одного-двух месяцев (так происходит в России). Впрочем, секционные ворота стандартных размеров обычно представлены на российских складах. Этим занимается, например, компания Hormann (Германия). Второй способ — российская сборка из импортных комплектующих. Именно так работают московские фирмы "Ворота" (Grawford, Германия). "БиКомс Автоматик" и "Симплекс" (голландские комплектующие Flexi Force), Smile Gate (США). Третий путь выбрала компания DoorHan, наладившая в окрестностях Москвы производство панелей с использованием импортного оборудования.
Конструктивно секционные ворота состоят из нескольких горизонтальных панелей, соединенных мощными петлями. Каждая из них представляет собой "сэндвич" из двух металлических листов (применяется холоднокатаная оцинкованная сталь, покрытая грунтом и полимером) и слоя пенополиуретана (утеплителя) высокой плотности. По бокам панелей устанавливают ролики со встроенным подшипником, которые двигаются по стальным направляющим, обеспечивая плавность хода конструкции. Все механические составляющие — направляющие, ролики, петля — обычно выполняют из устойчивой к коррозии гальванизированной стали. Внутри панелей находится металлическая полоса толщиной 1 мм и шириной 50 мм, которая повышает жесткость конструкции и обеспечивает надежную фиксацию крепежных саморезов (в дешевых версиях этот вариант отсутствует). Если ширина ворот превышает 4-5 м, то на внутренней стороне панелей устраивают ребра жесткости — металлические профили шириной 60-70 мм. Последние не позволяют конструкции прогибаться, когда она находится в горизонтальном положении, под потолком, поэтому ширина ворот может достигать 10-12 м.
Одними из наиболее популярных в России считаются панели C.H.J. (США). Для конструкций разных типоразмеров их толщина составляет 35, 38, 45 и даже 76 мм. Также на местном рынке представлены панели фирмы Clopay (США) толщиной 50,8 мм, изготовленные из стального листа (толщина 0,72 мм), и сэндвич-панели Bremet (Италия). Стоимость сэндвич-панелей зависит от их размеров, толщины и типа покрытия. Например, цена полотна площадью 9 м2, выполненного из панелей 40-миллиметровой толщины и окрашенного в стандартные (белый, коричневый) цвета, не превышает $1500.
Подвеска
Эта деталь определяет надежность работы гаражных ворот. Для размещения элементов подвески по периметру проема предусматривают свободное пространство (по бокам — от 200 мм, сверху — от 400 мм). На боковых стенах гаражного проема закрепляют вертикальные направляющие, предназначенные для движения панелей. Притолоки подразделяются на низкие, стандартные и высокие. В зависимости от их типа выбирают пружинную подвеску, которую устанавливают непосредственно над полотном ворот либо на уровне привода, под потолком.
Пружинный механизм подвески независимо от положения конструкции обеспечивает баланс массы гаражных ворот и усилия пружин. С одной стороны, такая схема позволяет существенно снизить мощность и габариты электродвигателя, с другой — без особого труда вручную открывать и закрывать ворота. Панели ворот подвешивают на двух тросах, которые наматывают на барабаны, соединенные с витой пружиной. Когда ворота полностью опущены, она закручена на несколько оборотов, и создаваемый момент уравновешивает массу конструкции. Поэтому при отключенном приводе ворота легко приподнять или опустить вручную. Также в механизме подвески предусмотрен узел, исключающий падение "железного занавеса" при обрыве подъемного троса или поломке пружины.
Подъемно-поворотные ворота
Их схему рассмотрим на примере модели Berry (Hormann). Обычно конструкции изготавливают из гофрированного оцинкованного стального листа белого или коричневого цвета. Чтобы ворота сочетались с рисунком окон загородного дома, поверх полотна можно нанести фриз. Основой служит несущий каркас, который крепится в проеме или позади фасадной стены гаража. К нему примыкает полотно, состоящее из рамы, стального листа и пружин растяжения. Когда ворота открываются, их верхняя часть "уезжает" по направляющим внутрь гаража, а нижняя сначала немного выдвигается вперед, а затем направляется вверх и назад, освобождая гаражный проем. К сожалению, такая кинематика не позволяет ставить автомобиль вплотную к въезду. Подъемно-поворотные ворота модели Prominent от компании Crawford не имеют потолочных направляющих внутри гаража, за счет чего удается немного сэкономить пространство. Вместо них применяются дополнительные рычаги с роликами. Среди недостатков подъемно-поворотных конструкций надо отметить необходимость замены всего полотна при случайном наезде автомобиля, а также обустройства порожка (до 30 см) со стороны въезда.
Рулонные ворота
Наиболее дешевый вариант гаражных ворот представляет собой полотно, состоящее из соединенных друг с другом пластин (профилей). Вся конструкция наматывается на приводной вал и в сложенном состоянии приобретает форму цилиндра диаметром 30 см, который размещается над створом ворот. Для производства рулонных конструкций, например, в компании "Симплекс", применяют заполненные пенополиуретаном профили шириной 77 см. Помимо них, можно использовать экструдированные пластины со стенкой толщиной 1 мм. Они не заполняются утеплителем, зато обладают повышенной прочностью. Ворота автоматизируют при помощи электроприводов Somfy и Garog, которые выбирают в зависимости от площади ворот. Стоимость устройств составляет $150-350.
Приводы
Рассмотренные конструкции гаражных ворот управляются вручную или при помощи электромеханического привода. Благодаря этому элементу водитель получает возможность легко закрывать и открывать двери, воспользовавшись пультом ДУ либо расположенным в помещении кнопочным выключателем. Как правило, электромеханический привод гаражных ворот (секционных или подъемно-поворотных) состоит из тягового механизма (ременного, винтового либо цепного), электродвигателя (переменного или постоянного тока) и блока управления (электронного либо электромеханического). Последний останавливает гаражные ворота в положениях "открыто/закрыто". Как показывает опыт, при некачественном энергоснабжении электромеханические устройства более надежны, чем электронные.
Электромеханический привод Supra Matic (Hormann) подходит как для секционных, так и для подъемно-поворотных ворот. В качестве приводного элемента используется запатентованный компанией зубчатый ремень, благодаря которому привод работает практически бесшумно. Кроме того, привод обеспечивает автоматическую подсветку гаража, срабатывающую в момент открывания ворот и отключающуюся спустя три минуты. За это время автовладелец успевает выйти из машины и включить центральное освещение. Стоит отметить и электромеханический привод Ultra Excellent (Crawford), предназначенный для установки на подъемно-поворотные ворота. Помимо вышеперечисленных функций, он регулирует продолжительность освещения — от двух секунд до 8,5 минут.
Если гаражное помещение не оборудовано дверью, потребуется устройство аварийного отпирания (разблокиратор), позволяющее открыть ворота при незапланированном отключении электричества. Разблокиратор выполняется в виде троса, один конец которого прикреплен к узлу двигателя, а второй — к внутренней стороне замка. Используя устройство, ворота открывают вручную с помощью ключа. Во многих приводах предусмотрены дополнительные меры безопасности, если в зону движущихся ворот попадает какой-либо объект (автомобиль, человек и т.п.). В этом случае привод включает реверсивное движение, и конструкция приподнимается. Так, модель Sp6100 (Nice, Италия), развивающая тяговое усилие до 100 кг и поднимающая секционные ворота площадью до 12 м2, имеет режим автоматического аварийного обратного хода. Электропривод LiftMaster оснащен встроенной системой безопасности (реверсионным ходом), которая срабатывает при соприкосновении с препятствием. Кроме того, можно использовать фотодатчик безопасности (его стоимость не превышает $30), устанавливаемый в 50-60 см от пола. Если в створе движущихся ворот появляется инородное тело, датчик выключает привод.
На фото: гаражные ворота Crawford
Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ
Секционные ворота
Существует три варианта их изготовления. В соответствии с первым после замеров гаражного проекта заказ выполняется за рубежом в течение одного-двух месяцев (так происходит в России). Впрочем, секционные ворота стандартных размеров обычно представлены на российских складах. Этим занимается, например, компания Hormann (Германия). Второй способ — российская сборка из импортных комплектующих. Именно так работают московские фирмы "Ворота" (Grawford, Германия). "БиКомс Автоматик" и "Симплекс" (голландские комплектующие Flexi Force), Smile Gate (США). Третий путь выбрала компания DoorHan, наладившая в окрестностях Москвы производство панелей с использованием импортного оборудования.
Конструктивно секционные ворота состоят из нескольких горизонтальных панелей, соединенных мощными петлями. Каждая из них представляет собой "сэндвич" из двух металлических листов (применяется холоднокатаная оцинкованная сталь, покрытая грунтом и полимером) и слоя пенополиуретана (утеплителя) высокой плотности. По бокам панелей устанавливают ролики со встроенным подшипником, которые двигаются по стальным направляющим, обеспечивая плавность хода конструкции. Все механические составляющие — направляющие, ролики, петля — обычно выполняют из устойчивой к коррозии гальванизированной стали. Внутри панелей находится металлическая полоса толщиной 1 мм и шириной 50 мм, которая повышает жесткость конструкции и обеспечивает надежную фиксацию крепежных саморезов (в дешевых версиях этот вариант отсутствует). Если ширина ворот превышает 4-5 м, то на внутренней стороне панелей устраивают ребра жесткости — металлические профили шириной 60-70 мм. Последние не позволяют конструкции прогибаться, когда она находится в горизонтальном положении, под потолком, поэтому ширина ворот может достигать 10-12 м.
Одними из наиболее популярных в России считаются панели C.H.J. (США). Для конструкций разных типоразмеров их толщина составляет 35, 38, 45 и даже 76 мм. Также на местном рынке представлены панели фирмы Clopay (США) толщиной 50,8 мм, изготовленные из стального листа (толщина 0,72 мм), и сэндвич-панели Bremet (Италия). Стоимость сэндвич-панелей зависит от их размеров, толщины и типа покрытия. Например, цена полотна площадью 9 м2, выполненного из панелей 40-миллиметровой толщины и окрашенного в стандартные (белый, коричневый) цвета, не превышает $1500.
Подвеска
Эта деталь определяет надежность работы гаражных ворот. Для размещения элементов подвески по периметру проема предусматривают свободное пространство (по бокам — от 200 мм, сверху — от 400 мм). На боковых стенах гаражного проема закрепляют вертикальные направляющие, предназначенные для движения панелей. Притолоки подразделяются на низкие, стандартные и высокие. В зависимости от их типа выбирают пружинную подвеску, которую устанавливают непосредственно над полотном ворот либо на уровне привода, под потолком.
Пружинный механизм подвески независимо от положения конструкции обеспечивает баланс массы гаражных ворот и усилия пружин. С одной стороны, такая схема позволяет существенно снизить мощность и габариты электродвигателя, с другой — без особого труда вручную открывать и закрывать ворота. Панели ворот подвешивают на двух тросах, которые наматывают на барабаны, соединенные с витой пружиной. Когда ворота полностью опущены, она закручена на несколько оборотов, и создаваемый момент уравновешивает массу конструкции. Поэтому при отключенном приводе ворота легко приподнять или опустить вручную. Также в механизме подвески предусмотрен узел, исключающий падение "железного занавеса" при обрыве подъемного троса или поломке пружины.
Подъемно-поворотные ворота
Их схему рассмотрим на примере модели Berry (Hormann). Обычно конструкции изготавливают из гофрированного оцинкованного стального листа белого или коричневого цвета. Чтобы ворота сочетались с рисунком окон загородного дома, поверх полотна можно нанести фриз. Основой служит несущий каркас, который крепится в проеме или позади фасадной стены гаража. К нему примыкает полотно, состоящее из рамы, стального листа и пружин растяжения. Когда ворота открываются, их верхняя часть "уезжает" по направляющим внутрь гаража, а нижняя сначала немного выдвигается вперед, а затем направляется вверх и назад, освобождая гаражный проем. К сожалению, такая кинематика не позволяет ставить автомобиль вплотную к въезду. Подъемно-поворотные ворота модели Prominent от компании Crawford не имеют потолочных направляющих внутри гаража, за счет чего удается немного сэкономить пространство. Вместо них применяются дополнительные рычаги с роликами. Среди недостатков подъемно-поворотных конструкций надо отметить необходимость замены всего полотна при случайном наезде автомобиля, а также обустройства порожка (до 30 см) со стороны въезда.
Рулонные ворота
Наиболее дешевый вариант гаражных ворот представляет собой полотно, состоящее из соединенных друг с другом пластин (профилей). Вся конструкция наматывается на приводной вал и в сложенном состоянии приобретает форму цилиндра диаметром 30 см, который размещается над створом ворот. Для производства рулонных конструкций, например, в компании "Симплекс", применяют заполненные пенополиуретаном профили шириной 77 см. Помимо них, можно использовать экструдированные пластины со стенкой толщиной 1 мм. Они не заполняются утеплителем, зато обладают повышенной прочностью. Ворота автоматизируют при помощи электроприводов Somfy и Garog, которые выбирают в зависимости от площади ворот. Стоимость устройств составляет $150-350.
Приводы
Рассмотренные конструкции гаражных ворот управляются вручную или при помощи электромеханического привода. Благодаря этому элементу водитель получает возможность легко закрывать и открывать двери, воспользовавшись пультом ДУ либо расположенным в помещении кнопочным выключателем. Как правило, электромеханический привод гаражных ворот (секционных или подъемно-поворотных) состоит из тягового механизма (ременного, винтового либо цепного), электродвигателя (переменного или постоянного тока) и блока управления (электронного либо электромеханического). Последний останавливает гаражные ворота в положениях "открыто/закрыто". Как показывает опыт, при некачественном энергоснабжении электромеханические устройства более надежны, чем электронные.
Электромеханический привод Supra Matic (Hormann) подходит как для секционных, так и для подъемно-поворотных ворот. В качестве приводного элемента используется запатентованный компанией зубчатый ремень, благодаря которому привод работает практически бесшумно. Кроме того, привод обеспечивает автоматическую подсветку гаража, срабатывающую в момент открывания ворот и отключающуюся спустя три минуты. За это время автовладелец успевает выйти из машины и включить центральное освещение. Стоит отметить и электромеханический привод Ultra Excellent (Crawford), предназначенный для установки на подъемно-поворотные ворота. Помимо вышеперечисленных функций, он регулирует продолжительность освещения — от двух секунд до 8,5 минут.
Если гаражное помещение не оборудовано дверью, потребуется устройство аварийного отпирания (разблокиратор), позволяющее открыть ворота при незапланированном отключении электричества. Разблокиратор выполняется в виде троса, один конец которого прикреплен к узлу двигателя, а второй — к внутренней стороне замка. Используя устройство, ворота открывают вручную с помощью ключа. Во многих приводах предусмотрены дополнительные меры безопасности, если в зону движущихся ворот попадает какой-либо объект (автомобиль, человек и т.п.). В этом случае привод включает реверсивное движение, и конструкция приподнимается. Так, модель Sp6100 (Nice, Италия), развивающая тяговое усилие до 100 кг и поднимающая секционные ворота площадью до 12 м2, имеет режим автоматического аварийного обратного хода. Электропривод LiftMaster оснащен встроенной системой безопасности (реверсионным ходом), которая срабатывает при соприкосновении с препятствием. Кроме того, можно использовать фотодатчик безопасности (его стоимость не превышает $30), устанавливаемый в 50-60 см от пола. Если в створе движущихся ворот появляется инородное тело, датчик выключает привод.
На фото: гаражные ворота Crawford
Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2004 год в рубрике инженерное оборудование