Конкурс завершен — конкурс продолжается

29-30 сентября 2004 г. в Минске состоялось подведение итогов открытого конкурса на разработку архитектурной идеи торгово-культурно-развлекательного центра по улицам Киселева — Красной — Варвашени.
В январе 2003 г. Мингорисполком объявил открытый конкурс на разработку архитектурной идеи торгово-культурно-развлекательного центра по улицам Киселева — Красной — Варвашени в Минске. Именно данное пятно (а вообще-то мест сноса либо переноса существующей застройки с последующим развитием того или иного участка минская мэрия наметила несколько) привлекло внимание ИП "Манолиум-Инжиниринг", российским партнером которого является ООО "Манолиум-Процессинг" (Москва), как инвестора.


Вот главные условия, которые должны были выполнить все конкурсанты. Должны обеспечиваться, во-первых, максимальная полезность реализованного проекта для минчан, в первую очередь, для жителей примыкающих к данному участку (в настоящее время это троллейбусное депо) домов, во-вторых, организация максимального количества рабочих мест, в-третьих, максимальное количество поступлений в бюджет города и страны.

Разработанный ИП "Манолиум-Инжиниринг" с привлечением соответствующих экспертов бизнес-план включает следующие объекты:
— Супермаркет, помещения которого должны представлять возможность торговли высококачественными товарами широкого спектра. Особое внимание предполагается обратить на размещение фирменной торговли. При этом должны быть предусмотрены сопутствующие объекты общественного питания, кинозалы для демонстрации быстрого кино.
— Дом высокой моды (ДВМ), назначение которого — создание школы кутюрье, обеспечение изготовления элитной и высококачественной одежды, проведение театрализованных показов мод. Домом высокой моды должны предоставляться услуги высокого класса парикмахеров, косметологов, стоматологов. Здесь должны быть размещены салоны красоты, объекты торговли сопутствующими товарами. Для организации показа мод возможно использование многофункционального трансформирующегося зала.
— Спортивно-оздоровительный комплекс, в составе которого должны быть предусмотрены спортивные и оздоровительные плавательные бассейны, тренажерные залы, фитнес-центры для детей и взрослых.
— Многофункциональный трансформирующийся зал на 500 мест, который предназначается для проведения эстрадных и спортивных выступлений, дискотек, демонстраций мод и парикмахерского искусства, выставок, других культурно-массовых мероприятий.
— Четырехзвездочная гостиница с деловым центром. Двухсотместная гостиница должна включать автономный комплекс обслуживающих помещений (ресторан, кафе, автостоянки). Предполагается, что деловой центр будет состоять из нескольких залов для проведения деловых встреч включая интернет-кабинеты.
— Зал игровых автоматов и детских игр (ЗИАиДИ).
— Здание офиса представительства ООО "Манолиум-Процессинг". Предусматривается реставрация двухэтажного здания УП "Минскэлектротранс" по улице Варвашени, 3, являющегося историческим памятником. В здании планируется разместить вышеназванный офис, а также офис ИП "Манолиум-Инжиниринг".
Для обеспечения нормального функционирования торгово-культурно-развлекательного центра необходимо использовать подземное пространство участка для размещения автостоянок. Архитекторы, разрабатывающие идею центра, должны были непременно принять во внимание тот факт, что участок (существующее троллейбусное депо) находится в центре города, в исторической его части, учесть близость площади Победы, а также ограничения, указанные Департаментом охраны исторических памятников Министерства культуры Беларуси. Кроме того, каждый из конкурсантов был волен включить в свой проект застройки участка какие-либо еще действительно интересные и нужные для города элементы.
Предложенный ИП "Манолиум-Инжиниринг" бизнес-план был признан лучшим из представленных на общегородской конкурс. По расчетам специалистов данного предприятия, реализация такого бизнес-плана должна обеспечить создание около 3,5 тыс. рабочих мест.

Стартовало на стадии разработки идеи 14 творческих коллективов, к финишу же пришло всего 6. В порядке поступления конкурсных материалов это: творческая мастерская Олега Воробьева; один из творческих коллективов УП "Институт "Белпроект", возглавляемый Валерием Куцко; творческая мастерская Бориса Школьникова; два творческих коллектива ОАО "Институт Минскгражданпроект" под руководством Владимира Даниленко и Виталия Миронова, а также творческий коллектив ЧУП "Студио А-3" (Брест) под руководством Алексея Андреюка. Возглавил конкурсную комиссию директор ИП "Манолиум-Инжиниринг" Андрей Долгов. В ее состав вошли председатель Комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома Руслан Белогорцев, заместитель директора ИП "Манолиум-Инжиниринг" Олег Мозго, заместитель главного архитектора Москвы Юрий Григорьев, вице-президент Московского отделения Международной академии архитектуры Андрей Чернихов, начальник управления архитектуры и проектных работ Комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома Владимир Галковский, начальник управления городского хозяйства и инвестиций Мингорисполкома Александр Угольков, начальник отдела архитектуры и строительства администрации Центрального района Минска Александр Козловский, председатель Союза архитекторов Беларуси Александр Корбут, директор одной из творческих мастерских Михаил Виноградов, а также декан архитектурного факультета БНТУ Галина Полянская. Разумеется, все представленные на конкурс работы были первоначально рассмотрены экспертной комиссией, которая должна была установить соответствие каждой из них условиям конкурса и на основании этого допустить или не допустить работу до участия в нем.

Творческая мастерская Олега Воробьева: разделение шумной и тихой зон

В соответствии с заданием композиция центра, разработанная творческой мастерской Олега Воробьева, включает 6 объемов (торговый центр, он же гипермаркет, ДВМ, спортцентр, трансформирующийся зал на 500 мест с ЗИАиДИ, гостиница, офисное здание). Применен принцип открытой планировочной схемы. Центром композиции является гипермаркет с расположенной в середине пешеходной площадью. С этой центральной площади по периметру в уровне 1-го этажа можно попасть в любой из объемов, по внутреннему же проходу — в ту зону, из которой есть доступ и в спортцентр, и в универсальный многофункциональный зал. Самый высокий объем — 15-этажная гостиница (градостроительный акцент в условной точке пересечения улиц Красной, Варвашени и Козлова, все остальные здания центра ниже более чем вдвое). Для того, чтобы не загружать примыкающие жилые дворы, вокруг всего комплекса предусмотрен самостоятельный местный проезд. Основная технологическая загрузка гипермаркета — с улицы Красной, где нет жилья. Стоянки — сзади гипермаркета (1000 машиномест), под гостиницей (100 мест) и ДВМ (50 мест). Своя (закрытая) — у офисного здания. Кроме того, вдоль улицы Варвашени предусмотрена стоянка междугородных автобусов на 11 мест. Функционально центр будет разделен на 3 зоны. Первая — большая площадь, примыкающая к гипермаркету. Вторая — более тихая, отделяющая шумную первую от третьей — зоны тихого отдыха.

Белпроект: будем дружить гаражами

Подход творческого коллектива под руководством Валерия Куцко ("Белпроект") предусматривает использование более чем восьмиметрового перепада отметок между перекрестком улиц Красной и Киселева и проспектом Скорины и почти четырехметрового — между улицами Варвашени и Киселева. Дабы соседство центра с жилыми дворами, включающими гаражи частных автовладельцев, представлялось менее конфликтным, предлагается встроить в имеющийся перепад рельефа боксовые гаражи для граждан (а также гаражное хозяйство комплекса). Конфигурация всей касающейся эксплуатации автотранспорта инфраструктуры дополняется автосервисом, автомойкой, магазином автозапчастей. На 2-м, 3-м и 4-м этажах четырехэтажного гипермаркета предусматривается устройство внутренних галерей, связывающих весь комплекс. Каждый отсек будет связан с каждым этажом гипермаркета лестнично-лифтовым узлом. Само здание гипермаркета включает трансформирующийся зал на 500 мест и спортивно-молодежный комплекс. В одном блоке с этим комплексом предполагается строительство ЗИАиДИ, так как эти элементы центра функционально близки. Упомянутый же зал (в соответствии с заданием) тяготеет к ДВМ. Но с другой стороны — в силу своей многофункциональности — и к гостинице. Стены гипермаркета — из сэндвич-панелей, гостиницы, ДВМ — кассетная фасадная система с зеркальным остеклением.

Творческая мастерская Бориса Школьникова: не нормы должны диктовать ситуацию, а ситуация — новые подходы к нормотворчеству

Модель, которую избрал для себя творческий коллектив под руководством Бориса Школьникова, названа авторами "Город в городе". То есть центр в их интерпретации тем или иным образом повторяет черты примыкающей традиционной городской структуры. В качестве знакового символа предлагается поднятый над основной осью (продолжение улицы Козлова) гарден-центр (подсвеченный зимний сад). Цитирование же архитектурных черт, окружающих центр Минска, осуществляется масштабированием и игрой разнообразных объемов и форм. Обилие стекла должно привлекать на остекленные галереи немало горожан (город как бы поднимается над привычными отметками — тротуарами — на вышележащие уровни). При этом создается новое качество пространства — обеспечивается не закрытие, но раскрытие объема. Это делает проектируемый центр более демократичным, и созданию новой среды (с одной стороны) сопутствует подчеркнуто рекламно-макетный принцип построения объемно-планировочной структуры. Центральный объем представляется в виде некоего дирижабля, выполненного в металлоконструкциях (здесь-то и разместится зимний сад с большими деревьями), в центре которого будет находиться торговля и к которому будут примыкать все остальные функции. Вообще, подчеркнул Борис Школьников (и в этом с ним солидарны все архитекторы без исключения), проблемность, и проблемность многоуровневая, данного участка видна невооруженным глазом. Например, одна из наиболее серьезных проблем состоит в том, что действующие нормы не предусматривают такого количества парковочных мест. Но ведь на самом деле не нормы должны диктовать ситуацию, а ситуация — новые подходы к нормотворчеству. Стоимость земли участка, о котором идет речь, чрезвычайно высока, поэтому его застройка должна быть очень плотной, и без организации подземных парковочных мест в данном случае просто не обойтись. Принятое в проекте архитектурно-градостроительное технологическое и конструктивное решение создает современный высокохудожественный образ торгово-культурно-развлекательного центра, органично вписанного в окружающую застройку проспекта Скорины, что позволит сделать его одним из наиболее посещаемых мест Минска, уверен Борис Школьников.

Минскгражданпроект (творческий коллектив Владимира Даниленко): primum no nocere!

Что же касается подхода одного из творческих коллективов Минскгражданпроекта, возглавляемого Владимиром Даниленко, то эти авторы полагают, что по крайней мере две очень важные проблемы развиваемого участка, требующие безотлагательного решения, остались за рамками условий конкурса. Это вопросы перепрофилирования жилых домов, окаймляющих участок вдоль проспекта Скорины и улицы Киселева, а также примыкающей к нему территории ПО "Горизонт". Дело в том, что нахождение промзоны в центре столицы вряд ли перспективно. Поэтому, решая вопрос компоновки проектируемого центра, с использованием территории "Горизонта" можно было бы решить вопрос паркинга. С другой стороны, подход коллектива Даниленко можно было бы проиллюстрировать известными медицинским принципом "Primum no nocere!" ("Прежде всего не навреди!"). Коллектив двигался в сторону создания компактных объемов с учетом величины территории, которая могла бы быть оставлена городу. Это касалось и ограничения этажности зданий центра, и принятия во внимание того факта, что предпринимаются попытки внесения минского проспекта Скорины в свод памятников культуры ЮНЕСКО (то есть решение центра не должно быть вызывающим). Самого Даниленко вдохновила (причем еще до того, как конкурс был объявлен, просто он старожил этих мест) идея Вавилонской башни (то есть тоже своего рода города в городе). Кроме того, предлагаемая им концепция опирается на использование нескольких спиралей. Внутренняя спираль — это разворачивание на 90° эксплуатируемых террас, каждая из которых является входом в уровень гипермаркета. Наружное же спиральное движение — это движение вдоль объема гипермаркета, подхватываемое объемами второй очереди. Кроме того, это пандусы и лестницы, удобные для междуэтажных сообщений на случай эвакуации.

Минскгражданпроект (творческий коллектив Виталия Миронова): место ли промзоне в центре столицы?

Еще один минскгражданпроектовский творческий коллектив возглавляет Виталий Миронов. По замыслу этих авторов начало главной композиционной оси комплекса (которая замыкает восьмиэтажный объем гостиницы) фиксирует ДВМ. Вторая визуальная ось (улица Красная), пересекаясь с первой, образует центр комплекса. Г-н Миронов выразил солидарность с предыдущим докладчиком в части целесообразности перепрофилирования территории ПО "Горизонт" с учетом дальнейшего развития Минска и роста стоимости данного участка столичной земли. В данной связи вторая ось комплекса вполне может лечь в основу нового общественного образования.

"Студио А-3": гипермаркет — мистический приток Свислочи

Единственный иногородний участник конкурса — "Студио А-3" (Брест, руководитель творческого коллектива — Алексей Андреюк). В интерпретации этих авторов основной доминантой представляются здания офиса и гостиницы (данный силуэт в определенной степени повторяет определяемое основными осями планировочное очертание, тяготеющее к треугольнику). Что же касается пластики торгового центра, то данный элемент намеренно разорван, превращен в парковую зону, в плане напоминающую мистический приток Свислочи, к которой обращена соответствующая часть проектируемого центра. Авторы пошли еще дальше, активно введя декоративную воду и во внутренние элементы этих сооружений.
Подводя итоги обсуждению предложенных идей, Руслан Белогорцев подчеркнул: программа и условия конкурса охватывали настолько обширный пласт требований к этой сложной площадке, что каждый из его участников выполнил и подал свой материал в меру своего восприятия этих требований. Конкурсу подобного рода должна была предшествовать более тщательная его подготовка самими устроителями. Речь идет о предоставлении участникам градостроительного обоснования площадки с четким указанием возможностей по нагрузке (инженерной, транспортной, нагрузки на торговые помещения). Поскольку при постановке задачи это было сделано лишь в общих чертах, результат был достигнут соответствующий. Тем не менее, инициативу заказчика конкурса, обнаружившего и моральную, и материальную решимость провести его, трудно переоценить. Дело в том, что для Минска подобный конкурс — большая редкость. То, что в отношении данной площадки это удалось, — большой плюс для города, для перспектив его развития.

Обсудив все предложения, комиссия пришла к осознанию того, что (это касается всех проектов) достигнутый архитектурно-композиционный результат не может быть взят за основу для дальнейшей работы в чистом виде (нужно сказать, что по уровню исполнения и подачи, точности ответов на условия конкурса шесть конкурсных предложений можно разделить на две группы). Поэтому с согласия заказчика с учетом важности развиваемой площадки будет объявлен дополнительный конкурс — с теми же задачами, но с более конкретными техническими условиями (и, возможно, с привлечением еще каких-то архитектурных сил, имеющих и практику работы в нужном направлении, и имя, в том числе в дальнем зарубежье). Это должно позволить получить в центре Минска ту архитектуру XXI века, о которой говорили все участники конкурса. Грамотная реализация грамотного решения поможет всем минчанам лучше понять, чего можно и нужно ждать в будущем от белорусской столицы — города, расположенного в центре Европы. Решение жюри огласил Андрей Долгов.
С учетом того, что все конкурсные предложения выполнены на высоком профессиональном уровне, жюри приняло решение поощрить участников конкурса из призового фонда выплатой вознаграждения в суммах, эквивалентных следующему количеству долларов США: творческой мастерской Бориса Школьникова, творческой мастерской Олега Воробьева и "Студио А-3" — по 4 тыс., творческому коллективу Валерия Куцко ("Белпроект", творческому коллективу Владимира Даниленко и творческому коллективу Виталия Миронова ("Минскгражданпроект") — по 2 тыс.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2004 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость