Специализированные железобетонные конструкции
В данной статье речь пойдет о разработках отдела инженерных коммуникаций Института БелНИИС.
Подземные каналы и тоннели из железобетонных лотковых элементов с экономичным армированием
Железобетонные сборные каналы и тоннели предназначены для устройства подземных инженерных коммуникаций (теплотрасс, коллекторов). В отличие от традиционных конструкций расчет каналов и тоннелей выполнен с учетом их взаимодействия с окружающим грунтовым массивом. Данная методика расчета позволяет учесть дополнительный отпор грунта, возникающий при деформировании конструкций под действием внешней нагрузки. Разработана конечноэлементная модель подземного тоннеля применительно к современным расчетным программным комплексам, хорошо согласующаяся с результатами экспериментальных исследований.
УП "Институт БелНИИС" проведены испытания фрагмента тоннеля из железобетонных лотковых элементов. Расхождение между экспериментальными и расчетными значениями контролируемых параметров конструкций не превышает 20%. На основании результатов расчета по новой методике разработана типовая серия Б3.006.1-1.03 "Сборные железобетонные каналы и тоннели. Выпуск 1. Элементы лотковые". Основные параметры лотковых элементов приведены в таблице.
Производство железобетонных лотковых элементов для каналов и тоннелей теплотрасс освоено ОАО "Минскжелезобетон" и ПРУП "Могилевский завод сборного железобетона №7". Новая методика расчета железобетонных подземных тоннелей и каналов обеспечивает снижение металлоемкости лотковых элементов на 20-25% по сравнению с традиционными при обеспечении их требуемой несущей способности, надежности и долговечности.
Железобетонные полушпалы для рельсовых путей подъемных кранов
Железобетонные полушпалы предназначены для устройства рельсовых путей башенных и козловых подъемных кранов. Полушпалы рассчитаны на действие многократно повторных нагрузок от колес грузоподъемных кранов с учетом требований СНиП 2.01.07-85 и СНБ 5.03.01-2002. Полушпалы запроектированы четырех типов по несущей способности. Расчетная вертикальная нагрузка — от 90 до 220 кН. Полушпалы применяют совместно с рельсами Р65 и Р50. Шаг укладки полушпал — 400-600 мм (кратно 50 мм). Основание под полушпалы устраивается в соответствии со СНиП 3.08.01-85. Полушпалы изготавливают из тяжелого бетона класса В30.
На базе УП "Институт БелНИИС" выполнены экспериментально-теоретические исследования, включающие лотковые испытания, а также испытания опытных образцов. Разработана методика расчета и проектирования железобетонных полушпал, а также получены номограммы для определения нагрузок на полушпалы в составе рельсового пути. Конструктивное решение железобетонной полушпалы приведено на схеме.
Основные технические параметры полушпал следующие.
Изделия марок ПШ10-220 и ПШ10-160 (расчетная нагрузка — 220 и 160 кН соответственно) имеют размеры 1030х320х240 мм. Расход бетона — 0,061 м3, стали А240 — 3 кг на изделие; стали ВСт3кп2 — 4,59 кг; стали А400 — 2,61 и 1,83 кг соответственно. Масса изделий — 156 и 155 кг соответственно.
Изделия марок ПШ10-125 и ПШ10-90 (расчетная нагрузка — 125 и 90 кН соответственно) имеют размеры 1000х220х210 мм. Расход бетона — 0,036 м3, стали А240 — 2,54 кг на изделие; стали ВСт3кп2 — 4,24 кг; стали А400 — 1,7 и 1,18 кг соответственно. Масса изделий — 95 и 94 кг соответственно.
Разработана типовая серия Б3.004.1-1.03 "Полушпалы железобетонные для рельсовых путей грузоподъемных кранов. Выпуск 0. Материалы для проектирования. Выпуск 1. Рабочие чертежи".
В настоящее время производство железобетонных полушпал освоено РУП "Спецжелезобетон" (пос. Микашевичи), а также УП "Трест Белтрансстрой" (г. Орша). Рельсовые пути из железобетонных полушпал смонтированы на МТЗ и МАЗ, а также на ряде других предприятий. На фото показан участок пути из железобетонных полушпал.
Железобетонные полушпалы обеспечивают снижение расхода материалов в 2,0-2,5 раза по сравнению с железобетонными балками. Применение железобетонных полушпал взамен деревянных позволяет увеличить надежность и долговечность рельсового пути в 3-5 раз. Габариты и масса полушпал позволяют производить монтаж крановых путей без привлечения грузоподъемного оборудования.
Николай ШЕПЕЛЕВИЧ, кандидат технических наук, заместитель директора УП "Институт БелНИИС", научный руководитель описанных в статье разработок
С разработками можно было ознакомиться на стенде института в ходе 12-й международной специализированной выставки "Будпрагрэс-2004".
Основные параметры лотковых элементов
Конструкция и схема армирования лотковых элементов.
Крановый путь из железобетонных полушпал.
Конструктивное решение железобетонной полушпалы.
Участок теплотрассы из сборных железобетонных лотковых элементов.
Сергей ЗОЛОТОВ
Подземные каналы и тоннели из железобетонных лотковых элементов с экономичным армированием
Железобетонные сборные каналы и тоннели предназначены для устройства подземных инженерных коммуникаций (теплотрасс, коллекторов). В отличие от традиционных конструкций расчет каналов и тоннелей выполнен с учетом их взаимодействия с окружающим грунтовым массивом. Данная методика расчета позволяет учесть дополнительный отпор грунта, возникающий при деформировании конструкций под действием внешней нагрузки. Разработана конечноэлементная модель подземного тоннеля применительно к современным расчетным программным комплексам, хорошо согласующаяся с результатами экспериментальных исследований.
УП "Институт БелНИИС" проведены испытания фрагмента тоннеля из железобетонных лотковых элементов. Расхождение между экспериментальными и расчетными значениями контролируемых параметров конструкций не превышает 20%. На основании результатов расчета по новой методике разработана типовая серия Б3.006.1-1.03 "Сборные железобетонные каналы и тоннели. Выпуск 1. Элементы лотковые". Основные параметры лотковых элементов приведены в таблице.
Производство железобетонных лотковых элементов для каналов и тоннелей теплотрасс освоено ОАО "Минскжелезобетон" и ПРУП "Могилевский завод сборного железобетона №7". Новая методика расчета железобетонных подземных тоннелей и каналов обеспечивает снижение металлоемкости лотковых элементов на 20-25% по сравнению с традиционными при обеспечении их требуемой несущей способности, надежности и долговечности.
Железобетонные полушпалы для рельсовых путей подъемных кранов
Железобетонные полушпалы предназначены для устройства рельсовых путей башенных и козловых подъемных кранов. Полушпалы рассчитаны на действие многократно повторных нагрузок от колес грузоподъемных кранов с учетом требований СНиП 2.01.07-85 и СНБ 5.03.01-2002. Полушпалы запроектированы четырех типов по несущей способности. Расчетная вертикальная нагрузка — от 90 до 220 кН. Полушпалы применяют совместно с рельсами Р65 и Р50. Шаг укладки полушпал — 400-600 мм (кратно 50 мм). Основание под полушпалы устраивается в соответствии со СНиП 3.08.01-85. Полушпалы изготавливают из тяжелого бетона класса В30.
На базе УП "Институт БелНИИС" выполнены экспериментально-теоретические исследования, включающие лотковые испытания, а также испытания опытных образцов. Разработана методика расчета и проектирования железобетонных полушпал, а также получены номограммы для определения нагрузок на полушпалы в составе рельсового пути. Конструктивное решение железобетонной полушпалы приведено на схеме.
Основные технические параметры полушпал следующие.
Изделия марок ПШ10-220 и ПШ10-160 (расчетная нагрузка — 220 и 160 кН соответственно) имеют размеры 1030х320х240 мм. Расход бетона — 0,061 м3, стали А240 — 3 кг на изделие; стали ВСт3кп2 — 4,59 кг; стали А400 — 2,61 и 1,83 кг соответственно. Масса изделий — 156 и 155 кг соответственно.
Изделия марок ПШ10-125 и ПШ10-90 (расчетная нагрузка — 125 и 90 кН соответственно) имеют размеры 1000х220х210 мм. Расход бетона — 0,036 м3, стали А240 — 2,54 кг на изделие; стали ВСт3кп2 — 4,24 кг; стали А400 — 1,7 и 1,18 кг соответственно. Масса изделий — 95 и 94 кг соответственно.
Разработана типовая серия Б3.004.1-1.03 "Полушпалы железобетонные для рельсовых путей грузоподъемных кранов. Выпуск 0. Материалы для проектирования. Выпуск 1. Рабочие чертежи".
В настоящее время производство железобетонных полушпал освоено РУП "Спецжелезобетон" (пос. Микашевичи), а также УП "Трест Белтрансстрой" (г. Орша). Рельсовые пути из железобетонных полушпал смонтированы на МТЗ и МАЗ, а также на ряде других предприятий. На фото показан участок пути из железобетонных полушпал.
Железобетонные полушпалы обеспечивают снижение расхода материалов в 2,0-2,5 раза по сравнению с железобетонными балками. Применение железобетонных полушпал взамен деревянных позволяет увеличить надежность и долговечность рельсового пути в 3-5 раз. Габариты и масса полушпал позволяют производить монтаж крановых путей без привлечения грузоподъемного оборудования.
Николай ШЕПЕЛЕВИЧ, кандидат технических наук, заместитель директора УП "Институт БелНИИС", научный руководитель описанных в статье разработок
С разработками можно было ознакомиться на стенде института в ходе 12-й международной специализированной выставки "Будпрагрэс-2004".
Основные параметры лотковых элементов
Конструкция и схема армирования лотковых элементов.
Крановый путь из железобетонных полушпал.
Конструктивное решение железобетонной полушпалы.
Участок теплотрассы из сборных железобетонных лотковых элементов.
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2004 год в рубрике бетон