Социально-экономическое развитие Беларуси на 2005 год

Сегодня утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год. Намеченные макроэкономические параметры являются максимально напряженными и направлены на реализацию основной цели социально-экономической политики на 2005 год — обеспечение устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности и улучшение качественных параметров белорусской экономики с ее выходом на параметры, установленные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. При этом первостепенное значение руководством страны придается повышению благосостояния населения, росту его доходов.
В будущем году рост реальных денежных доходов населения должен составить не менее 113-114%, производство потребительских товаров — 109,5-111%. Для достижения такого роста денежных доходов в 2005 году необходимо обеспечить рост валового внутреннего продукта не менее 108,5-110%, продукции промышленности и сельского хозяйства — 108-109,5%. Экономический рост, прежде всего, должен быть обеспечен за счет опережающего роста инвестиций в основной капитал — на 15,5-17,5%, снижения энергоемкости валового внутреннего продукта — на 5-6%, обеспечения уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности — 13%. В области внешней торговли предполагается, что рост экспорта составит 111-112% и превысит рост импорта — 109-110%. Достижение утвержденных указом показателей должно позволить обеспечить выполнение основных важнейших параметров Программы социально-экономического развития республики на 2001-2005 годы.

Статистика закупок на тендерной основе
В Республике Беларусь за 7 месяцев 2004 года по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь проведено всего 63.599 процедур закупок (соответственно в 1 полугодии 2003 г. — 2034), в числе которых открытых процедур тендера — 404, или 0,64% (217, или 10,7% в 1-м полугодии 2003 г.), ограниченных процедур тендера — 10, или 0,02% (16, или 0,8% в 1-м полугодии 2003 г.), упрощенных процедур тендера — 472, или 0,74% (168, или 8,3% в 1-м полугодии 2003 г.), процедур переговоров — 324, или 0,5% (119, или 5,8% в 1-м полугодии 2003 г.), прямых процедур — 62.389, или 98,1% (1514, или 74,4% в 1-м полугодии 2003 г.).
В процедурах закупок приняли участие 74.893 претендента, в том числе 73.396 (98,0%) отечественных претендентов и 1497 (2,0%) зарубежных (в 1-м полугодии 2003 г. — соответственно 84,2% и 15,8%). Среди зарубежных претендентов — 285 (19,0%) претендентов из Российской Федерации, 609 (40,7%) из других стран СНГ, 603 претендента (40,3%) из стран, не входящих в СНГ (в 1-м полугодии 2003 г. — соответственно 35,5%, 3,3% и 61,2%). По результатам проведенных процедур закупок заключен 63.581 контракт (договор) на сумму 785.275,7 млн руб. (в 1-м полугодии 2003 г. — 1923 контракта (договора) на 307.393,8 млн руб.).
Затраты заказчиков на организацию и проведение процедур закупок составили 35,7 млн руб., или 0,005% от суммы заключенных контрактов (договоров) в рассматриваемом периоде (в 1-м полугодии 2003 г. — соответственно 18,1 млн руб., или 0,006%). Экономический эффект от закупок в 1-м полугодии 2004 г. составил 30.347,9 млн руб., или 3,9% от общей стоимости заключенных контрактов (договоров), в 1-м полугодии 2003 г. — 79.004,3 млн руб. (25,7%).
Значительное увеличение количества процедур закупок обусловлено расширением сферы применения тендерной системы закупок с 1 июля 2003 г. При этом следует отметить, что статистическое наблюдение ведется только в части закупок за счет средств республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов.

Ограничение роста индекса цен инвестиций в основной капитал
Министерством экономики совместно с Минстройархитектуры разработаны мероприятия по ограничению роста индекса цен инвестиций в основной капитал в сентябре-декабре 2004 года. Указанные мероприятия предусматривают обеспечение темпов роста индекса цен инвестиций за январь-декабрь 2004 г не выше 125% к аналогичному периоду 2003 г. В основном мероприятия направлены на ограничение стоимости строительно-монтажных работ, доля которых в объеме капитальных вложений составляет более 70%, и касаются цен на строительные материалы, изделия и конструкции, транспортных затрат, цен и тарифов на природный газ и электроэнергию, других затрат, оказывающих наибольшее влияние на рост цен в строительстве.

Создание группы "Белстанкоинструмент"
Исходя из предоставленной Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2004 г. №115 возможности создания хозяйственных групп по решению собственника имущества унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, Советом Министров Республики Беларусь принято решение (постановление от 20 августа 2004 г. №995) о создании хозяйственной группы "Белстанкоинструмент" посредством наделения проектного республиканского унитарного предприятия "Институт Белоргстанкинпром" (уполномоченное унитарное предприятие) полномочиями по координации и контролю за деятельностью республиканских унитарных предприятий, включенных в состав данной хозяйственной группы, а также ведению ее дел. Хозяйственная группа "Белстанкоинструмент" создается на период до 2014 года в целях развития научно-технического потенциала, увеличения экспортных поставок, углубления производственной кооперации, повышения специализации и унификации производства станкостроительных и инструментальных организаций. В решении Совета Министров Республики Беларусь о создании хозяйственной группы "Белстанкоинструмент" определены задачи, реализация которых возлагается на указанную хозяйственную группу.
В Министерстве экономики началась работа по подготовке к государственной регистрации хозяйственной группы "Белстанкоинструмент", в связи с чем даны соответствующие разъяснения о разработке необходимого пакета документов.

Жилищное строительство в 2005 году
В настоящее время Министерством экономики проводится работа по формированию программы жилищного строительства на 2005 год и подготовке проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь "О мерах по выполнению заданий на 2005 год по строительству жилых домов", в котором будут отражены основные направления государственной политики в области жилищного строительства в 2005 году, а именно:
— обеспечение объемов строительства жилья, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы;
— стимулирование притока внебюджетных средств. Льготное кредитование жилищного строительства будет осуществляться за счет собственных средств банков с компенсацией им из бюджета потерь от предоставления кредитов на льготной основе;
— сохранение стабильных объемов жилищного строительства на селе, обеспечение выполнения поручения Президента Республики Беларусь о строительстве в каждой сельскохозяйственной организации в среднем не менее 5 жилых домов;
— строительство за счет бюджетных средств социального жилья для отдельных категорий граждан, в том числе для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) при исполнении воинских (служебных) обязанностей, многодетных семей, а также государственная финансовая поддержка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
— строительство жилья для отселения граждан из сносимых и переоборудуемых ветхих и непригодных для проживания жилых домов;
— продолжение работы по снижению издержек и стоимости строительства жилья.
Объемы ввода общей площади жилых помещений прогнозируются на уровне 3500-4000 тыс. м2. При этом на селе и в малых городских поселениях с численностью населения до 20 тыс. человек предусматривается ввести не менее 30% жилья. Прогнозируемый общий объем капитальных вложений из всех источников финансирования составит более 3 трлн рублей.

Подготовил по материалам Минэкономики Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 38 за 2004 год в рубрике официально

©1995-2024 Строительство и недвижимость