Украина: погоду на рынке минераловатной изоляции делают импортеры
Производство минватных изделий в стране в последнее время ежегодно увеличивается на 15%. Основной продукт, который выпускает украинская индустрия, — минераловатные маты, применяемые главным образом в промышленных теплоизоляционных системах. В общеукраинском производстве минераловатных изделий доля матов составляет более 80%.
Самый быстрорастущий сегмент рынка — теплоизоляционные плиты. Их применяют в современных системах жилищной теплоизоляции (напольных, кровельных, стеновых). Вторая половина 2002 г. и весь 2003 г. были ознаменованы массовым переходом строительных компаний и частных застройщиков на теплосберегающие конструкции жилья. В подавляющем большинстве подобных конструкций в качестве теплоизолятора используют жесткие и полужесткие минеральные плиты. Бум прошлого года: украинский субрынок плит вырос как минимум в 1,8 раза, и его объем в натуральном выражении превысил 400 тыс. м3, прочих минераловатных изделий в 2003 г. потреблено лишь 325 тыс. м3.
Однако, как утверждают строители, в Украине минераловатные плиты активно выпускает лишь ОАО "Алчевский завод строительных конструкций" (Луганская область). Погоду на внутреннем рынке минераловатной изоляции делают импортеры. Здесь нет пока современного массового производства плит: у существующих производителей зачастую нет средств на масштабную модернизацию производства. Иностранных инвесторов отпугивает нестабильный инвестиционный климат, и они предпочитают ввозить сюда свою продукцию из-за рубежа.
Ценовую ситуацию на этом рынке определяет не только растущий спрос на эту продукцию, но и общее подорожание многих видов энергоносителей, особенно тех, которые используют в металлургии. Почти все крупные производители в качестве топлива используют доменный кокс, цена на который выросла более чем в 4 раза. Как следствие, себестоимость производства минваты и изделий из нее на украинских заводах за тот же период поднялась в среднем на 30%, цены на все виды данной продукции выросли на 10-15%. Теперь отечественная продукция (во всяком случае, некоторые ее виды) стоит на рынке не дешевле импортной.
Ситуация для украинских предприятий крайне серьезна и в ближайшие месяцы может привести к коллапсу отрасли, лишь недавно преодолевшей многолетний спад. Впрочем, есть надежда, что скоро подорожает и импортная продукция. В основном минватные изделия в Украину ввозят из Польши, которая вошла в ЕС и будет вынуждена "стандартизовать" свою экономику под евротребования, и это должно повлечь рост цен на импортную продукцию.
В структуре импорта 2003 г. на теплоизоляционные плиты приходилось до 95% всего валового объема. Этот товарный сегмент почти полностью контролируют зарубежные производители, давно поделившие местный плиточный субрынок. Около 70% продаж, по оценке основных фигурантов, приходится на продукцию транснациональной компании Rockwool (на Украину работают ее польские заводы). Примерно 8% рынка занимает теплоизоляция другой транснациональной компании — Parok (заводы расположены в Польше и Балтии). На долю ОАО "Алчевский завод строительных конструкций" приходится около 5%.
Как считают специалисты, за последний год рынок минераловатных плит очень сильно изменился. Практически все крупные фигуранты полтора года назад не сумели предугадать темпы его развития. Все прогнозировали рост в пределах 30-35%, но в 2003 г. ввиду быстрорастущих потребностей рынок теплоизоляции увеличился примерно на 55-60%. Спрос стал ажиотажным. Произошел колоссальный скачок продаж, который привел к исчерпанию складских запасов, товарному дефициту и затем к росту цен. Кстати, похожая картина наблюдалась во многих восточноевропейских странах.
В ближайшем будущем наиболее динамично растущим сегментом минераловатного рынка по-прежнему будет импортная плиточная изоляция. Весьма вероятно, что возникнет дефицит плит, и в разгар строительного сезона возрастет цена на этот материал. Постоянно увеличивающийся спрос при не поспевающим за ним предложении делает производство минераловатных плит весьма инвестиционно привлекательным. Вполне возможно, что вскоре в Украине, как и в России, появятся один-два новых мощных завода.
Вячеслав ГИЛЕВИЧ
Самый быстрорастущий сегмент рынка — теплоизоляционные плиты. Их применяют в современных системах жилищной теплоизоляции (напольных, кровельных, стеновых). Вторая половина 2002 г. и весь 2003 г. были ознаменованы массовым переходом строительных компаний и частных застройщиков на теплосберегающие конструкции жилья. В подавляющем большинстве подобных конструкций в качестве теплоизолятора используют жесткие и полужесткие минеральные плиты. Бум прошлого года: украинский субрынок плит вырос как минимум в 1,8 раза, и его объем в натуральном выражении превысил 400 тыс. м3, прочих минераловатных изделий в 2003 г. потреблено лишь 325 тыс. м3.
Однако, как утверждают строители, в Украине минераловатные плиты активно выпускает лишь ОАО "Алчевский завод строительных конструкций" (Луганская область). Погоду на внутреннем рынке минераловатной изоляции делают импортеры. Здесь нет пока современного массового производства плит: у существующих производителей зачастую нет средств на масштабную модернизацию производства. Иностранных инвесторов отпугивает нестабильный инвестиционный климат, и они предпочитают ввозить сюда свою продукцию из-за рубежа.
Ценовую ситуацию на этом рынке определяет не только растущий спрос на эту продукцию, но и общее подорожание многих видов энергоносителей, особенно тех, которые используют в металлургии. Почти все крупные производители в качестве топлива используют доменный кокс, цена на который выросла более чем в 4 раза. Как следствие, себестоимость производства минваты и изделий из нее на украинских заводах за тот же период поднялась в среднем на 30%, цены на все виды данной продукции выросли на 10-15%. Теперь отечественная продукция (во всяком случае, некоторые ее виды) стоит на рынке не дешевле импортной.
Ситуация для украинских предприятий крайне серьезна и в ближайшие месяцы может привести к коллапсу отрасли, лишь недавно преодолевшей многолетний спад. Впрочем, есть надежда, что скоро подорожает и импортная продукция. В основном минватные изделия в Украину ввозят из Польши, которая вошла в ЕС и будет вынуждена "стандартизовать" свою экономику под евротребования, и это должно повлечь рост цен на импортную продукцию.
В структуре импорта 2003 г. на теплоизоляционные плиты приходилось до 95% всего валового объема. Этот товарный сегмент почти полностью контролируют зарубежные производители, давно поделившие местный плиточный субрынок. Около 70% продаж, по оценке основных фигурантов, приходится на продукцию транснациональной компании Rockwool (на Украину работают ее польские заводы). Примерно 8% рынка занимает теплоизоляция другой транснациональной компании — Parok (заводы расположены в Польше и Балтии). На долю ОАО "Алчевский завод строительных конструкций" приходится около 5%.
Как считают специалисты, за последний год рынок минераловатных плит очень сильно изменился. Практически все крупные фигуранты полтора года назад не сумели предугадать темпы его развития. Все прогнозировали рост в пределах 30-35%, но в 2003 г. ввиду быстрорастущих потребностей рынок теплоизоляции увеличился примерно на 55-60%. Спрос стал ажиотажным. Произошел колоссальный скачок продаж, который привел к исчерпанию складских запасов, товарному дефициту и затем к росту цен. Кстати, похожая картина наблюдалась во многих восточноевропейских странах.
В ближайшем будущем наиболее динамично растущим сегментом минераловатного рынка по-прежнему будет импортная плиточная изоляция. Весьма вероятно, что возникнет дефицит плит, и в разгар строительного сезона возрастет цена на этот материал. Постоянно увеличивающийся спрос при не поспевающим за ним предложении делает производство минераловатных плит весьма инвестиционно привлекательным. Вполне возможно, что вскоре в Украине, как и в России, появятся один-два новых мощных завода.
Вячеслав ГИЛЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 2004 год в рубрике изоляция