Экономика Беларуси: анализ, состояние и перспективы


Беларусь занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в восточной части Европы. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. На западе Беларусь граничит с Польшей, на северо-западе — с Литвой, на севере — с Латвией, на северо-востоке и востоке — с Россией, на юге — с Украиной. Расстояние от столицы республики — Минска — до столиц соседних государств следующее: до Вильнюса — 215 км, до Риги — 470 км, до Варшавы — 550, до Киева — 580, до Москвы — 700, до Берлина — 1060 км. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Инвестиционная привлекательность страны

Беларусь располагает высокообразованной и сравнительно недорогой рабочей силой, обладающей хорошими техническими навыками и опытом работы на современных предприятиях. На 1000 человек, занятых в реальном секторе экономики, приходится около 400 работников с высшим и средним специальным образованием, а в сфере услуг их численность достигает 580-690 человек в зависимости от отрасли.
Высокий образовательный уровень населения страны и высокая квалификация работников сформированы благодаря созданной в стране сильной системе подготовки кадров, в том числе в таких отраслях, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение и др.
В стране имеется развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний.

В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе — более 830 докторов наук и 3690 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии
и др.
Перспективы развития своей экономики страна связывает с мобилизацией информационных ресурсов.
Беларусь намерена добиться ускоренного развития биотехнологий и медико-биологических исследований для создания современного рентабельного сельского хозяйства, конкурентоспособной пищевой отрасли, поднятия фармакологии и медицины на уровень требований ХХI века.
В последние годы в республике сохраняется стабильная макроэкономическая ситуация. Наметился устойчивый рост ВВП: в 2001 г. — 4,7%, 2002 г. — 5%, 2003 г. — 6,8%. В 2000 году был установлен единый курс на всех сегментах валютного рынка.
Сняты административные ограничения в функционировании валютного рынка: по объему приобретения наличной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц, обеспечен доступ нерезидентам на национальный валютный рынок.

Уровень инфляции с 2000 года по 2003 год снизился более чем в 4 раза.
Республика активно поддерживает отношения с международными финансовыми организациями. В 2001 году была реализована Программа мониторинга Международным валютным фондом. В 2002 году одобрена новая стратегия сотрудничества Всемирного банка с нашей страной на 2002-2004 финансовые годы.
В рамках стратегии успешно реализован проект по энергосбережению в социальной сфере. Совместно с МФК с 2002 года в республике реализуется проект по развитию объединений малого и среднего бизнеса. Примером успешного сотрудничества с ЕБРР является выделение в 2003 году синдицированного займа на финансирование частного сектора.
Кроме того, правительство придает важное значение работе по присоединению к ВТО. Проведено несколько раундов многосторонних переговоров с государствами — членами ВТО, отработан механизм межправительственных консультаций по всему комплексу вопросов, связанных с ВТО, в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также на двусторонней основе с Россией.
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства.

Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, 83% металлорежущих станков, 88% холодильников и морозильников, около 90% телевизоров и калийных удобрений. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусскому рынку, но и к огромной емкости российской территории.
В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в 2 раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.
Таможенные пошлины и меры экономической политики не распространяются на товары, ввозимые на территорию зоны из-за рубежа. При вывозе резидентами СЭЗ продукции собственного производства за пределы Республики Беларусь таможенные пошлины не взимаются, также не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование. После расширения Европейского союза СЭЗ "Брест" будет расположена непосредственно на границе ЕС.

Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятельности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.
Иностранные инвесторы вправе создавать в нашей стране юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также филиалы и представительства.
В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций и улучшение условий ведения хозяйственной деятельности в республике, а также оперативно решаются основные проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси.
Действующие при Совете постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных режимов на белорусском рынке, формирования благоприятного инвестиционного имиджа страны.

В состав Совета входят руководители министерств, а также крупнейших иностранных, международных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории республики.
Беларусь имеет положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями.
Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким "МАН" (выпуск грузовой автомобильной техники), датским "Маерск Медикал" (производство медицинской техники и продукции), немецким "Фрезениус" (выпуск медицинского оборудования).

Государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций

Формирование государственной политики в области инвестиционной деятельности возложено на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики.
Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.
Основной программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в нашей стране, — Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная правительством в 2002 году.
Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а также законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды. Цель Программы — привлекать в экономику страны начиная с 2003 года не менее $1 млрд и к 2010 году выйти на объемы свыше $10 млрд.

При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Эти страны достигли значительных успехов в эффективном использовании внешних инвестиций для развития своего экономического потенциала.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в республике предлагаются такие широкоиспользуемые стимулы, как преференциальный режим осуществления инвестиций, государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов включая предоставление льгот, гарантий, централизованных ресурсов, создание и развитие свободных экономических зон, вовлечение зарубежных инвесторов в процесс приватизации, совершенствование инвестиционного законодательства, информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.
Существенное внимание уделяется в нашей стране правовой обеспеченности инвестиционной деятельности, основу которой закладывает Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году.

В Кодексе установлены ключевые для всех инвесторов гарантии: защита прав собственности и законных интересов; равенство прав независимо от их формы собственности и их стабильность; самостоятельное распоряжение прибылью (доходом) и ее беспрепятственный перевод за рубеж; защита от безвозмездной национализации или реквизиции, а также от незаконных действий государства. В случае принятия новых нормативных правовых актов, ухудшающих условия деятельности инвесторов, Кодекс также гарантирует применение иностранным инвестором в течение 5 лет законодательства, действовавшего на день регистрации его организации.
Работа над совершенствованием инвестиционного законодательства продолжается. В настоящее время разработан и принят в первом чтении Национальным собранием Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь".

Проектом предусмотрено расширение перечня иностранных инвесторов и форм осуществления инвестиционной деятельности, совершенствование порядка взимания таможенных и налоговых платежей при ввозе имущества в качестве вклада в уставные фонды, расширение организационно-правовых форм коммерческих организаций с иностранными инвестициями и др.
Международно-правовое регулирование инвестиционной сферы реализуется посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям, присоединения к международным многосторонним конвенциям.
Беларусь является участницей Вашингтонской конвенции 1965 г. "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами". Беларусь также участвует в Сеульской конвенции 1985 г. "Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". Республикой подписано около 50 двусторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами, как Германия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Италия, Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр и др. Беларусь заключила более 40 договоров об избежании двойного налогообложения.
Правительство республики активно участвует в инвестиционных процессах страны, предоставляя государственную поддержку субъектам хозяйствования республики.

Государственная поддержка участников инвестиционной деятельности осуществляется в виде:

1) гарантий правительства Республики Беларусь (в случае получения кредитов под инвестиционный проект);
2) преференций по налоговым и таможенным платежам (в виде отсрочки по уплате налоговых и таможенных платежей);
3) централизованных инвестиционных ресурсов (выделяются на основе платности, срочности и возвратности при условии финансирования инвестором проекта не менее чем на 20% общего объема инвестиций).
При реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор. К таким проектам относятся прежде всего проекты по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности белорусской продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения.
Стоимость реализуемого проекта должна быть не менее $5 млн. Инвестиционный договор предоставляет дополнительные гарантии инвестору по экономическим и законодательным условиям реализации инвестиционного проекта.

Одним из важных звеньев инвестиционной политики является деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям.
Опыт компаний и организаций — членов Консультативного совета, накопленный ими в ходе работы в различных странах, может позволить нашей стране успешно решать поставленные задачи по наращиванию инвестиционного потенциала и формированию привлекательного инвестиционного климата. В рамках деятельности этой структуры в ближайшее время будут рассмотрены такие важные законопроекты, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон "О хозяйственных обществах", Закон "О внешнеторговой деятельности" и ряд других.
Также усилия будут направлены на совершенствование рекламы инвестиционного климата республики и формирование благоприятного имиджа среди потенциальных инвесторов.

Экономика Беларуси, являясь открытой, должна удовлетворять требованиям мировых рынков.
Поддержание и рост конкурентоспособности отечественных товаров и услуг является важнейшим условием устойчивого экономического роста в нашей стране. Поэтому для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы, в которых республика заинтересована использовать иностранные инвестиции.
Это машиностроение и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.
Правительство готово поддерживать инвестиции в высокотехнологичное производство, а также в создание новых рабочих мест.
Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие иностранного капитала в процессе приватизации. В Беларуси существует несколько способов участия иностранных инвесторов в приватизационном процессе.
Так, например, зарубежный инвестор может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в его уставный фонд денежного или имущественного взноса в размере не менее $20 тыс.
Участие иностранных инвесторов может быть связано также с выкупом принадлежащих государству акций ранее созданных открытых акционерных обществ на инвестиционных конкурсах.
Иностранные инвесторы могут и приобретать акции дополнительных выпусков под конкретный инвестиционный проект открытых акционерных обществ.

Новые инвестиционные возможности республики откроются с получением в 2004 г. суверенного кредитного рейтинга. В этом году планируется принять проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о назначении финансового консультанта по вопросам присвоения рейтинга и проект соглашения между правительством Республики Беларусь и финансовым консультантом.
Положительная оценка кредитоспособности нашей страны расширит доступ к более дешевым внешним кредитным ресурсам, облегчит отдельным субъектам хозяйствования, в частности, банковским учреждениям, возможность организации заимствований на международном рынке капитала, а также повысит привлекательность страны для привлечения прямых инвесторов.
Таким образом, в республике сформирована и реализуется долгосрочная государственная инвестиционная политика. Однако еще многое предстоит сделать для повышения инвестиционной привлекательности нашей страны.
В перспективе основные усилия будут направлены на создание ясной и предсказуемой экономико-правовой среды. Речь идет в первую очередь о стабильности действий правительства и законодательства в сфере регулирования инвестиционной сферы.
В разрезе макроэкономических параметров продолжится работа по снижению инфляции, стоимости кредитных ресурсов банков, уменьшению совокупной налоговой нагрузки, дальнейшей либерализации ценового регулирования.

По материалам ежегодно составляемого Минэкономики инвестиционного обзора Александр ПАНИЧ



Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 2004 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость