Об особенностях формирования и использования средств фонда развития строительной науки в 2004 году. Комментарий


Об особенностях формирования и использования средств фонда развития строительной науки в 2004 году мы беседуем с начальником отдела научно-технической политики и координации НИОКР В.А. Борвоновым.

Насколько необходим государству фонд развития строительной науки?


Наука является одним из определяющих факторов человеческого развития. Поэтому во всех развитых странах государство осуществляет всестороннюю поддержку науки. В Японии, Швеции, Южной Корее, Финляндии наукоемкость внутреннего валового продукта (ВВП) составляет около 3%. В строительном комплексе Республики Беларусь этот показатель в 2003 году составлял 1,09%. По оценке экспертов, разрушение национального научно-технического потенциала наступает, если ВВП страны в течение пяти-семи лет в среднем не превышает 0,3-1%. Одним из основных направлений государственной поддержки науки является участие государства в финансировании НИОКР. В технически развитых западных странах государство на эти цели выделяет около половины всех средств (США — 46%, Франция — 52%). Удельный вес централизованных источников (бюджет, фонд развития строительной науки, инновационный фонд) в общем объеме выполненных НИОКР по научно-исследовательским институтам Минстройархитектуры составлял в 2003 году 65%, в том числе за счет бюджета — 10%.

Анализируя в совокупности сложившийся уровень наукоемкости продукции и удельный вес в нем централизованных источников в строительном комплексе Беларуси, можно сделать следующие выводы: государство оказывает посильную, но еще недостаточную поддержку науке; предприятия в силу сложного финансового положения не могут выделять необходимые средства на исследования по модернизации производства; в республике сохранился дееспособный научно-технический потенциал; в случае ликвидации фонда развития строительной науки создается реальная угроза разрушения научно-технического потенциала уже в течение 2-3 лет. На восстановление утраченного, даже при выделении больших ресурсов, потребуются, в силу специфики научной деятельности, десятилетия. Кроме этого, необходимо также учитывать специфические особенности деятельности строительного комплекса, которые проявляются в следующем:

— ценообразовании (цену утверждает заказчик, а не производитель продукции). Кроме того, осуществляется государственное регулирование цен на строительную продукцию (товары, работы, услуги);
— получении эффекта от снижения сметной стоимости объекта, который остается, в основном, у заказчика, а не подрядчика, а, следовательно, заказчик должен быть больше заинтересован в выделении средств на строительную науку;
— продолжительности инвестиционного цикла по возведению объектов (в среднем 1-2 года), в результате чего в проектно-сметной документации применяются, как правило, новшества, созданные в прединвестиционный период;
— наличии большого количества малочисленных предприятий, не способных даже при благоприятном финансовом положении профинансировать создание новшества.

Следует принять во внимание и то, что удельный вес выделяемых бюджетных средств на выполнение научных исследований для строительного комплекса ежегодно сокращается.

Какова эффективность функционирования фонда развития строительной науки?

За счет средств фонда развития строительной науки для нужд всей строительной отрасли (хотя подведомственные Министерству архитектуры и строительства предприятия выполняют около 30% от общего объема работ по отрасли) разрабатываются высокоэффективные ресурсо- и энергосберегающие технологии, конструктивные системы зданий, строительные материалы и конструкции, ведется создание национальной нормативной базы, реализуется ряд государственных и отраслевых программ (в частности, Государственная научно-техническая программа "Строительные материалы и технологии", "Энергосбережение" и др.).

Созданный на протяжении ряда лет механизм функционирования фонда развития строительной науки обеспечивает высокую результативность использования средств, перечисляемых заказчиками в этот фонд. В среднем экономический эффект, полученный в народном хозяйстве от использования научно-технических разработок, созданных по заказу Минстройархитектуры за счет средств фонда развития строительной науки, составил в 2003 году 7,0 рублей на 1 рубль затрат на науку. В 2003 году разработана и утверждена концепция дальнейшего повышения результативности работы научных учреждений. Создан и внедрен в практику проектирования и строительства ряд высокоэффективных ресурсо- и энергосберегающих разработок, позволяющих снизить стоимость строительства, повысить качество и конкурентоспособность продукции отечественных производителей.

Среди решаемых проблем особое место занимает научно-техническое и нормативное обеспечение жилищного строительства, выработка государственной жилищной политики. Создан ряд ресурсо- и энергосберегающих конструктивных систем жилых и общественных зданий нового поколения со сборно-монолитным и монолитным каркасом, позволяющих снизить ресурсоемкость строительства на 10-15% и эксплуатационное энергопотребление на 25-30%. Заложенные в эти системы архитектурно-планировочные возможности позволяют строить в одних и тех же конструкциях и даже в одном строительном объекте как муниципальное жилье, так и квартиры под заказ. Более того, такое жилье в будущем легко модернизировать без существенных капитальных вложений. Эти системы нашли широкое применение у строителей Беларуси и России. В настоящее время впервые в истории белорусской строительной науки готовится лицензионный договор на продажу за рубеж этих новшеств. Одна из таких систем удостоена государственной премии. Разработаны и широко внедряются технические решения по надстройке мансард и верхних этажей в существующем жилом фонде, а также его тепловой санации и модернизации с применением отечественных материалов, которые позволяют за счет сокращения инвестиций в инфраструктуру снизить стоимость строительства приблизительно на 30%. Разработаны и внедряются индивидуальные ресурсо- и энергосберегающие жилые дома, строящиеся на селе, с применением щелевых арболитовых блоков на основе отходов и вторичных продуктов производств, снижающих их стоимость на 5-10%.

Развернуты работы по созданию ресурсо- и энергосберегающих конструктивных систем зданий нового поколения с максимальным использованием существующей индустриальной базы заводов крупнопанельного домостроения, а также подземного пространства для размещения предприятий сферы обслуживания и автотранспорта.
Разработаны новые подходы в финансировании жилищного строительства, предусматривающие развитие систем внебюджетных источников инвестиций.
Большое внимание уделяется импортозамещающим и экспортно ориентированным разработкам. Созданы отечественные конкурентоспособные опалубочные системы типа "МОДОСТР", которые обеспечивают качество поверхностей на уровне зарубежных аналогов и в то же время в 1,5 раза дешевле импортных. Создан и ряд других импортозамещающих материалов — таких, как сухие отделочные, гидроизоляционные и восстанавливающие несущую способность железобетонных конструкций смеси, водоэмульсионные краски на основе отечественных компонентов, эффективные утеплители, химические добавки в бетоны.

Важнейшим направлением работы науки является снижение энергопотребления как в эксплуатации зданий, так и в строительном процессе. С этой целью создан ряд энергосберегающих типовых проектов с применением эффективных материалов и энергосберегающих инженерных систем. Хорошо себя зарекомендовали разработанные автоматизированные системы управления теплоснабжением отдельных строительных объектов и в целом микрорайонов, позволяющих за счет учета колебаний температуры наружного воздуха и режима эксплуатации объектов снизить энергопотребление на 5-10%. Созданы и нашли широкое применение скоростные "всепогодные" энергоэффективные технологии строительства на основе созданных отечественных химических добавок, позволяющие возводить объекты при температуре до минус 10 градусов. Использование отечественных опалубок и энергосберегающей технологии позволяет белорусским строителям выигрывать тендерные торги в России. Разработанная нормативная документация на применение полиметаллических водных концентратов (побочного продукта нефтедобычи) и сульфатосодержащих отходов позволяет широко применять беспрогревные технологии производства железобетонных изделий. При этом достигается экономия от 0,2 до 0,35 ГКал на 1 м куб. изделий, что снижает их себестоимость на 10-15%.
Наличие фонда развития строительной науки положительно сказалось на деятельности отрасли. Рост объема промышленного производства за 2003 год составил 111,4%, рост производительности труда в промышленности — 111,2%, в строительстве — 111,5%. Увеличивается экспортный потенциал строительного комплекса, снизилась зависимость отрасли от импортируемой продукции. Темп роста экспорта промышленной продукции за 1 полугодие составил 123,2%.

Какими нормативными актами регулируются вопросы формирования фонда развития строительной науки в 2004 году?

Вопросы формирования фонда развития строительной науки, направлений и размеров использования его средств, а также ответственности за нарушение положений и требований законодательных актов по фонду развития строительной науки регулируются: Законом Республики "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 г. №574 "О порядке формирования, направлениях и размерах использования средств фонда развития строительной науки, формируемого Министерством архитектуры и строительства в 2004 году", Инструкцией о порядке исчисления, уплаты и использования средств фонда развития строительной науки, формируемого Министерством архитектуры и строительства в 2004 году, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 12 июня 2004 года №11 по согласованию с Минфином.

Каковы особенности формирования фонда развития строительной науки в 2004 году?

В 2004 году размер начислений в фонд развития строительной науки снижен до 0,5% от стоимости всех видов строительно-монтажных работ (общие и специализированные строительные работы, ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы). Все эти средства, в отличие от прошлых лет, перечисляются в фонд развития строительной науки, формируемый Минстройархитектуры, на счет 3503000000024 в открытом акционерном обществе "Сберегательный банк "Беларусбанк", г. Минск (код 795, УНН 100720369) не позднее последней даты месяца, следующего за отчетным, независимо от их оплаты заказчиком (инвестором).
В формировании фонда принимают участие все подрядчики независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Средства на эти цели выделяют заказчики (инвесторы) независимо от форм собственности, предусматривая их в сметах (сводных сметных расчетах), договоре (контракте) на строительство (реконструкцию, ремонт) объекта, включая в акты (справки) о стоимости выполненных работ и произведенных затратах и перечисляя на счет генподрядчика (подрядчика) при расчетах за выполненные работы.

Имеются ли льготы при начислении фонда развития строительной науки в 2004 году?

Начисления в фонд развития строительной науки производятся на любые виды строительно-монтажных работ (общие и специальные строительные работы, ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы), отражаемые в статотчетности, кроме работ, выполняемых по строительству жилья в Беларуси и всех видов работ на территории Российской Федерации, при наличии раздельного бухгалтерского учета на работы, выполненные в России.

Могут ли субъекты хозяйствования использовать средства фонда развития строительной науки?

До 2004 года фонд строительной науки формировался на трех уровнях. Первый — юридические лица — субъекты хозяйствования. Второй — органы госуправления и облисполкомы (Минский горисполком). Третий — Минстройархитектуры. С января 2004 года произошли изменения. В соответствии с законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" остался один уровень — Минстройархитектуры. По строительно-монтажным работам, выполняемым в 2004 году, все средства в размере 0,5 процента от стоимости этих работ подлежат перечислению Минстройархитектуры по цепочке "инвестор (заказчик) — подрядчик — Минстройархитектуры".

Что касается первых двух уровней, то пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 года №547 республиканским органам государственного управления, облисполкомам и юридическим лицам, создававшим в 2003 году в установленном законодательством порядке фонды строительной науки, разрешено использовать в 2004 году средства этих фондов, состоящие лишь из остатков на 1 января текущего года и поступающих средств от строительно-монтажных работ, выполненных в 2003 году. При этом на остаток средств на 1 января 2003 года и средств, поступающих от выполненных работ в 2003 году, сохраняется порядок начислений и перечислений, правила и направления их использования, установленные Положением о порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки в 2000 году, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2000 г. №932 и Инструкцией об особенностях формирования и использования средств фонда развития строительной науки в 2003 году, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 11.03.2003 года №5. То есть они должны по остаткам средств на счету на 1.01.2004 года и по средствам, поступающим в текущем году от работ, выполненных в 2003 году, руководствоваться Инструкцией, утвержденной в 2003 году, и производить перечисления по одной из цепочек: "инвестор (заказчик) — подрядчик — орган госуправления — Минстройархитектуры" или "инвестор (заказчик) — подрядчик — Минстройархитектуры". Чтобы исключить соблазн этих двух уровней воспользоваться средствами, которые должны были быть перечислены в фонд развития строительной науки Минстройархитектуры, но по каким-либо причинам не перечислены, подпунктом 3.1. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 года №574 установлено, что неперечисление причитающихся Минстройархитектуры средств квалифицируется как нецелевое их использование и влечет за собой экономические санкции, установленные статьей 46 Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год". А это значит, что у пользователя таких средств изымаются в полном объеме эти средства и перечисляются в Минстройархитектуры; одновременно на такую же сумму со счета списываются средства в виде штрафа в доход республиканского бюджета.

Но если субъекты хозяйствования или органы госуправления из-за отсутствия четких инструкций до принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 года использовали в 2004 году "старую" цепочку перечислений и допустили случаи использования средств, подлежащих перечислению в фонд Минстройархитектуры, на свои цели. Как исправить положение дел?

Во избежание экономических санкций все средства, которые подлежали перечислению в фонд развития строительной науки, формируемой Минстройархитектуры, необходимо срочно восстановить на счету и перечислить в этот фонд.
Что касается нарушений по использованию "старой" цепочки перечислений средств в фонд, то здесь можно пойти по двум схемам:
— отозвать перечисленные средства в органы госуправления (облисполкомы, Мингорисполком) и перечислить их в Минстройархитектуры;
— договориться с органами госуправления (облисполкомом, Мингорисполкомом) о направлении ими средств, причитающихся Минстройархитектуры, на счет фонда министерства и после совершения этой операции получить от них письменное уведомление и подшить в дело.

Какие экономические санкции могут быть применены за неперечисление средств в фонд развития строительной науки в 2004 году?

Во-первых, в соответствии с подпунктом 3.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 г. №574 "О порядке формирования, направлениях и размерах использования средств фонда развития строительной науки, формируемого Министерством архитектуры и строительства в 2004 году" невыделение средств заказчиками (инвесторами) на формирование фонда (невключение средств в смету, договор строительного подряда, акт (справку) о стоимостях выполненных работ и производственных затратах) или неперечисление их подрядчиками в фонд рассматривается как занижение (завышение) стоимости выполненных строительно-монтажных работ и влечет за собой ответственность в соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. "О ценообразовании".

А именно если заказчик (инвестор) не включил в смету договор строительного подряда и акт (справку) о стоимости выполненных работ и произведенных затрат, то к нему применяются экономические санкции, предусмотренные статьей 14 вышеуказанного закона, как за занижение стоимости выполненных работ. Следует отметить, что договор подряда и акт (справку) о стоимости выполненных работ формируют совместно заказчик с подрядчиком. И невключение в эти документы средств, подлежащих перечислению в фонд, происходит с обоюдного согласия. Следовательно, здесь также имеется вина подрядчика. Поэтому законодатель предусмотрел за неначисление и неперечисление средств в фонд применять к подрядчику также санкции, предусмотренные статьей 14 вышеуказанного закона вне зависимости от того, выделил или не выделил средства в фонд заказчик (инвестор), как за завышение (занижение) стоимости выполненных работ. Следовательно, при неперечислении средств в фонд как к заказчику (инвестору), так и к подрядчику могут быть применены экономические санкции, при этом подрядчик наказывается всегда. В соответствии со статьей 14 "Закона о ценообразовании" в доход бюджета взыскивается объем средств, равный сумме средств, подлежащих перечислению в соответствии с законодательством, но не перечисленных в фонд развития строительной науки, и производится наложение штрафа в таком же размере. В случае повторного нарушения в течение года взыскивается объем средств, равный сумме средств, подлежащих перечислению в соответствии с действующим законодательством, но не перечисленных в этот фонд, и налагается штраф в двукратном размере от этой суммы.

Во-вторых, статьей 46 Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" установлены права и обязанности плательщиков отчислений в фонд развития строительной науки, а также их ответственность за правильность их исчисления и своевременность уплаты в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Кто осуществляет контроль формирования фонда?

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 года №574 контроль за порядком формирования и направлениями использования средств фонда развития строительной науки возложен на Министерство архитектуры и строительства. В связи с этим министерство планирует проведение регулярных проверок заказчиков (инвесторов) и подрядчиков. Для этого на договорной основе планируется привлекать компетентные организации. Учитывая жесткие экономические санкции, которые предусмотрены законодательством с 2004 года как для заказчика, так и для подрядчика за невыделение и неперечисление средств в фонд подобная практика будет вполне оправдана.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2004 год в рубрике официально

©1995-2024 Строительство и недвижимость