Фрэнк Гери. Стейта-центр в Массачусетском технологическом институте


История

Надо сказать, что уже само понятие "здания-достопримечательности" появилось в 1997 году после открытия музея Гуггенхайма в испанском Бильбао, построенного по проекту Фрэнка Гери. Именно тогда возник принципиально новый тип здания, повлекший за собой отказ от многих прежних стереотипов. "Здание-достопримечательность" — довольно показательный эвфемизм, узурпировавший место прежнего понятия "памятник архитектуры". Оно собирает вокруг себя в единую композицию старый индустриальный город и его окрестности, реагируя на малейшие изменения погоды и освещения. В силу так называемого "эффекта Бильбао" этот метод постепенно стал ведущим в проектировании крупных общественных сооружений и сегодня является доминирующим. Архитекторы мейнстрима вовсю проектируют странные здания, как если бы архитектура превратилась в одно из направлений сюрреалистической скульптуры.

Но чтобы убедить самого Гери взяться за какой-то проект, ни в коем случае нельзя просить его о создании "эффекта Бильбао". Он сразу откажет. Ему больше не нравится идея использования архитектуры в качестве туристической приманки. Гери теперь думает, что любое здание должно быть прежде всего "хорошим соседом". И вообще архитектура становится для знаменитого Гери слишком "долгоиграющей". В последнее время он проектировал часы Fossil и даже бутылки польской водки Wyborowa (мать Гери — урожденная полька). Его "суперлегкий" стул из алюминия дебютировал в этом году на Миланском международном мебельном салоне.
Гери давно уже стал архитектором, "обязательным" для городов или организаций, которые хотят приобрести новый имидж. Если Кулхаас больше известен своими идеями, то Гери известен своими странными формами. При этом Кулхаас считает, что архитектор не должен все объяснять публике, чтобы его работы не были слишком легки для понимания и потребления. В отличие от Гери, который уже ступил на эту дорожку.
В начале мая Массачусетский технологический институт официально открыл долгожданный Центр информатики и искусственного интеллекта, строительство которого по проекту Гери обошлось почти в $300 млн. Это основная часть амбициозного плана расширения университетского городка общей стоимостью около миллиарда долларов. Новый комплекс — это десяток зданий, будто сжатых рукой гиганта, официально он называется Центр имени Рэя и Марии Стейта (Рэй Стейта был дипломированным специалистом технологического института и соучредителем компании Analog Devices).

Проект
Центр построили на месте знаменитого Здания 20 (корпуса в Массачусетском университете традиционно обозначают номерами), которое появилось в 1943 году в северо-восточном углу университетского городка вдали от более живописных его частей как временное пристанище радиационной лаборатории. Руководство надеялось освободить здание после окончания войны. Однако деревянная постройка намного пережила отведенный ей срок. Но все-таки она не могла стоять вечно, и в 1999 году Здание 20 снесли. На его месте решено было построить нечто пограндиознее и посовременнее.
Технологический университет всегда "славился" своей безобразной архитектурой, которая приобрела уже культовый статус. Здания университетского городка были связаны знаменитым "бесконечным коридором" — темным, невозможно длинным, освещаемым только проблесками света через открывающиеся двери лабораторий. Согласно местной легенде, сотрудники института, когда им было нужно провести дополнительную проводку между лабораториями, просто пробивали отверстия в стене ручкой метлы.

Таким было Здание 20. Непретенциозная коробка для необузданного научного экспериментирования. Но именно поэтому многие в институте не хотели сносить его. Они ценили старое здание, конечно же, не за его архитектуру, а за идеи, родившиеся в этих стенах. Уважая эти чувства, в новом Стейта-центре даже создали музей останков старого Здания 20.
Университет Массачусетса выбрал в качестве проектировщика Фрэнка Гери, кандидатура которого казалась вполне логичной. Пионер компьютерного проектирования в архитектуре, Гери как нельзя лучше подходил на роль автора здания, где разместятся интеллектуалы-компьютерщики, изобретающие инструменты для лазерной хирургии и создающие портативные устройства для распознавания человеческих жестов.
Стейта-центр, конечно же, был построен с использованием цифровых технологий. Никаких бумажных чертежей, когда речь идет о совершенно новой структуре с мерцающими металлическими поверхностями, которая так и кричит прохожим: "Посмотри на меня!"

Достопримечательности
Лаборатории, офисы и лекционные залы теперь занимают втрое больше места. Но архитекторы постарались частично воссоздать беспорядочную атмосферу Здания 20, поэтому внутри — простые бетонированные полы и простая фанера между рабочими местами. Гери хотел, чтобы пользователи могли ударом кулака проделывать отверстия в этих перегородках. Тем более, что планировка центра должна поощрять сотрудничество между представителями различных дисциплин. Фактически в здании нет ни одного прямого коридора, зато есть бесчисленные укромные уголки, провоцирующие случайные столкновения людей. В Здании 20 с его маленькими закрытыми офисами исследователи прятались в одиночестве, а Стейта-центр стремится сближать их. Для этого есть кафе, гимнастические залы и даже детский сад.
И все бы хорошо, не имей Гери дела с гениями. Приступая к проекту несколько лет назад, он посмеивался, что, дескать, для тамошних светил науки единственная возможность пообщаться — в очереди за кебабами для ланча, которые продают с лотков вокруг здания. Тогда Гери пообещал организовать просторное помещение, где можно было бы присесть и спокойно поесть. Ректор университета всячески поддерживал это намерение, стремясь изменить традиционные привычки ученых, и настаивал, что создание мест для их общения должно быть для архитектурной команды приоритетом.

Но профессора потребовали сохранить свое право на уединенность и вынудили Гери создать традиционные офисные помещения на верхних этажах. "Они как орангутанги, — жаловался мэтр, — забираются на верхушки деревьев и изредка слезают, чтобы пообщаться". Или как дети. Приступая к проектированию, в бюро Гери создали систему, которая позволяла каждому профессору через Интернет изучать будущий внешний вид и интерьеры здания. Но "они превратили это в компьютерную игрушку, вроде Doom".
Ректор, правда, все еще надеется, что головокружительная архитектура создаст в центре атмосферу, еще более способствующую творчеству, чем даже в старом Здании номер 20. Какой может быть "еще более творческая атмосфера", если речь идет о гуру робототехники Родни Бруксе или звезде лингвистики Науме Хомском, не очень понятно. Но самой высокой похвалой для себя команда Гери сочла фразу, оброненную одним из профессоров, впервые вошедшим в свой новый кабинет. Он сказал: "Я так и знал, что пол будет под уклоном". Хотя другой академик тут же нанял дизайнера интерьеров, чтобы переделать свой офис.

Наталья ПАВЛОВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2004 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость