Простые секреты ритмичного энергоснабжения

В Финляндии нет многочисленных аварий, длительных отключений горячего водоснабжения (ГВС) в летний период. Исключены частые отключения электроэнергии в жилых домах, а иногда и в целых кварталах. Время отключения из-за аварий или ремонтных работ не превышает нескольких часов в год. В чем причина столь большой по сравнению с большинством постсоветских стран (если не со всеми этими странами) разницы?

На становление современной системы энергоснабжения городов Финляндии и других северных стран Европы значительное влияние оказали последствия энергетического кризиса 70-х годов. В числе последствий этого кризиса — консолидация производства и сбыта энергии на локальных рынках. А это привело к резкому уменьшению числа компаний. Кроме того, резко возросла доля централизованного теплоснабжения (ЦТ). Численность населения Финляндии составляет 5 млн. И 2,3 млн финнов пользуются услугами ЦТ.

Система ЦТ функционирует только на горячей воде с ее максимальной температурой 120°C и давлением подачи от 10 до 16 бар. Горячая вода всегда используется как для ГВС, так и для отопления, а иногда и для централизованного охлаждения с помощью абсорбционных охладителей.
В финской системе ЦТ осуществляется отопление на основе использования горячей воды, каковая подается в каждый индивидуальный теплопункт (ИТП), принадлежащий потребителю — собственнику дома. Все компании теплоснабжения оснастили своих потребителей приборами учета. Сети закрытого типа, следовательно, все ИТП имеют по крайней мере два теплообменника. Один применяется для нагрева домовой горячей воды, второй — для отопления. Емкости для горячей воды не используются у потребителей вовсе. Средние потери при транспортировке и распределении составляют меньше 5% в больших сетях (в Хельсинки, например, длина сетей составляет 1000 км) и до 10% в небольших.

Несмотря на то, что для теплоснабжения нет специального законодательства, существует общее законодательство для защиты прав потребителя и исключения рыночных искажений со специальным одобрением властями. Власти имеют право на санкции к компаниям, которые могут нарушать закон. Если фирма не желает исправить ошибку, вводятся штрафные санкции. Неподчинение установленным предписаниям ведет в суд. Организации, осуществляющие контроль за конкуренцией, работают под эгидой Министерства торговли и промышленности и рассматривают жалобы, полученные как от предприятий, так и от отдельных лиц.
Ни городской совет, ни компания ЦТ не могут заставить какую-либо частную фирму или гражданина присоединиться к системе ЦТ или отключиться от нее, так как такое решение будет нарушать закон о конкуренции. Все подключения к системе ЦТ основаны на свободном выборе заказчика. Такой подход гарантирует поддержание системы ЦТ в экономичных размерах и исключает ее распространение на области с низкой плотностью заселения, где использование ЦТ неэффективно.
Обычно в каждом городе или поселке существует одна компания ЦТ. А всего в Финляндии функционирует около 200 компаний. Большинство из них сами производят тепло.

Доля обществ с ограниченной ответственностью постоянно растет, в то время как общее число и число компаний в других формах уменьшается вследствие их объединения, приобретения и приватизации. Компании ЦТ и ЦТ комбинированного производства электро- и тепловой энергии (КЭТ) обычно принадлежат муниципалитетам. Однако недавно собственность ряда муниципальных компаний Финляндии была приватизирована такими известными международными фирмами, как Fortum, Vattenfall и Graninge (Electricite' de France).
В качестве примера предлагается рассмотреть так называемый большой Хельсинки, состоящий из трех больших частей: собственно города Хельсинки (население 500 тыс. чел.), города Эспоо, где сосредоточены основные научно-технические центры Финляндии (300 тыс.), и города Вантаа (200 тыс.). Энергоснабжение этих городов осуществляется компаниями "Хельсингин Энергиа", "Эспоон Сахко" и "Вантаан Энергиа".
Компания "Хельсингин Энергиа" является структурным элементом городской администрации. Поэтому все работники компании — фактически муниципальные чиновники. Компания осуществляет электро-, тепло- и газоснабжение Хельсинки. Доля рынка теплоснабжения составляет 92%, что значительно превышает долю самой крупной компании Санкт-Петербурга. Производство электро- и тепловой энергии осуществляется тремя ТЭЦ, которые работают на газе и каменном угле. Имеются резервные котельные, которые могут использоваться в пиковые периоды или во время ремонтных работ на ТЭЦ. Вся система работает в закрытом режиме, что позволяет минимизировать расход технической воды. Ее полная замена в сети производится всего лишь 1-2 раза в год. Вся магистральная теплосеть Хельсинки закольцована. Причем проложена она в специальном коммуникационном тоннеле, проходящем под городом, в котором размещаются также все остальные коммуникации. Магистраль построена с использованием предизолированных труб. Состояние теплотрасс таково, что потери не превышают 1%.

Компания "Вантаан Энергиа" является акционерным обществом, 60% акций которого принадлежат муниципалитету Вантаа, а 40% — Хельсинки. Существует техническая возможность в случае необходимости осуществлять перекрестное теплоснабжение обоих городов. Для этого на границе двух систем располагаются большие теплообменники.
Отметим, что для потребителей в этих городах нет ощутимой разницы между качеством энергоснабжения от предприятий различной формы собственности. В условиях свободного рынка электроэнергии ценовая конъюнктура оказывает существенное влияние на работу городских энергокомпаний. В частности, в 1999-2001 годах, которые характеризовались высокой долей производства электроэнергии на ГЭС, наблюдалось резкое снижение цены на оптовом рынке до величины ниже себестоимости производства на тепловых станциях. Это привело к тому, что производство на ТЭЦ стало уменьшаться, а компаниям стала выгодна покупка электроэнергии на свободном рынке, а также импорт (в первую очередь из России). Правда, с 2001 г. с установлением сухой погоды в Северной Европе и падением выработки на ГЭС цена на оптовом рынке стала расти, что позволило увеличить производство электроэнергии на тепловых станциях, в том числе на ТЭЦ.
В настоящее время сектор теплоснабжения использует биллинг (системы выставления счетов), основанный на системе учета у потребителей. Приборы учета установлены во всех зданиях, подключенных к системе ЦТ.

В Финляндии практически не используют расчетных оценок стоимости тепла, но счета за отопление зданий распределяются между квартирами согласно их площадям и относительному расположению квартир (учитывается, например, разница между внутренними и торцевыми квартирами, имеющими разные условия теплообмена). Тариф на отопление фактически состоит из фиксированной и переменной плат. Для нового подключения потребитель должен внести плату за подключение, которая покрывает обычную соединительную трассу.
В Финляндии существуют общие правила установления тарифов. В первую очередь тариф должен обеспечить устойчивое функционирование компании ЦТ так, чтобы обеспечить, с одной стороны, ее рентабельность, а с другой — конкурентоспособность на рынке тепловой энергии.
Тариф должен быть разумным для потребителя по сравнению с альтернативными методами отопления. Он должен быть разработан и введен на долгосрочный период с тем, чтобы клиент мог планировать свои инвестиции и функционирование своего объекта на надежной и устойчивой основе.
Кроме того, тариф должен покрывать издержки, а тарифные компоненты (фиксированные и переменные) должны отражать эти издержки. Наконец, тариф должен обеспечить стимулирование клиентов к использованию тепловой энергии для реальных потребностей и исключению любых потерь.
Такие дополнительные услуги, оказываемые поставщиком теплоснабжения, как, например, обслуживание ИТП, принадлежащего потребителю, должны расцениваться по их реальной стоимости. Новый потребитель подписывает контракт с теплоснабжающей компанией. Этот контракт определяет перечень и условия услуг по теплоснабжению, а также ответственность и обязанности потребителя. Правительство не участвует непосредственно в установлении тарифа. Только в случае, когда потребитель жалуется на неподходящий тариф, орган контроля за конкуренцией будет решать вопрос наличия либо отсутствия свободной конкуренции в данном конкретном случае. На основе принимаемых решений возможны наложения штрафов на поставщиков и выплаты компенсации потребителям.

Уровень тарифов в различных частях Финляндии изменяется в соотношении 1:2. Самые низкие цены у больших компаний с современными и многотопливными мощностями когенерационного производства. А самые высокие — у небольших компаний, использующих либо нефтяное топливо, либо биотопливо. В Финляндии цена на отопление, покрывающая как фиксированные, так и переменные платежи, при нулевом НДС в 1999 и 2002 годах составляла в среднем 27 и 30 евро за 1 МВтч соответственно, что в 2,5 раза выше, чем в России (разумеется, следует помнить о разнице в платежеспособности потребителей этих стран).
Удельная теплоемкость зданий за последние годы резко снизилась. Это стало возможным благодаря улучшению эффективности существующих и новых зданий.
В целом для сегодняшней Финляндии (как, впрочем, и для других стран ЕС) характерно, что на локальных рынках работают сильные энергокомпании. Они в значительной степени интегрированы вертикально, когда охватывается вся технологическая цепочка производства, транспортировки и распределения тепла, электроэнергии и газа, и горизонтально, когда оказываются разные виды коммунальных услуг.

По материалам журнала "Строительство и городское хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2004 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость