Работа, которая приносит результаты


На состоявшемся заседании коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь поднимались многие важнейшие вопросы, в том числе и о состоянии работы с обращениями граждан.

Последний вопрос, в частности, рассматривался на примере Могилевского городского унитарного коммунального предприятия "Управление коммунальных предприятий".
Сегодня, как отметил начальник отдела по работе с обращениями граждан, режима секретности и контроля Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Сергей Адуенко, проводится большой объем работы по нормализации отношений между населением и жилищными структурами, что в свою очередь должно вывести взаимоотношения на качественно новый благоприятствующий уровень.
В соответствии с планом работы коллегии Минжилкомхоза и требованиями, содержащимися в Директиве Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины", была проведена проверка соблюдения законодательства при рассмотрении обращений граждан в отрасли на примере организаций, входящих в систему УЖКХ Могилевского облисполкома.
В ходе проверки изучена организация работы с обращениями граждан в Могилевском городском унитарном предприятии "Управление коммунальных предприятий", в структуру которого входят 14 предприятий с численностью 6501 человек.

Проверки были проведены выборочно на 8 предприятиях и в двух ЖЭУ. Предприятиями, входящими в структуру МГКУП "УКП", проводится определенная работа по выполнению Закона Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. "Об обращениях граждан", инструкции "О порядке рассмотрения обращений и организации приема граждан в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, в организациях, подчиненных и входящих в его систему", утвержденной постановлением Минжилкомхоза, а также других нормативных актов, регулирующих работу с обращениями граждан.

Работа с обращениями граждан
Состояние работы с обращениями граждан регулярно рассматривается на технико-экономических советах предприятий (не менее двух раз в год), в ЖРЭУ поквартально. Кроме того, в соответствии с приказом "О работе с обращениями граждан", в ЖРЭУ Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева созданы рабочие группы по контролю за исполнением обращений, еженедельно анализируются поступившие обращения граждан. Изданы приказы, которыми утверждены ответственные за организацию этой работы. Ежемесячно проводится сбор данных по установленной форме статистической отчетности.

В целях более полного разъяснения жителям г. Могилева вопросов, касающихся развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства, о ее планах и задачах на ближайший период времени и в соответствии с графиком еженедельно в городских новостях на радио, телевидении и в прессе директорами МГКУП "УПК", ЖРЭУ Октябрьского и Ленинского районов освещаются проблемы ЖКХ.
Для оперативного выявления и устранения недостатков в технической эксплуатации жилфонда, информирования по вопросам расчетов за жилищно-коммунальные услуги проводятся прямые линии руководства МГКУП "УКП" с населением. С начала 2004 года проведено 8 прямых линий, в ходе которых было принято 77 обращений.
Как новое направление в работе с целью улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения, повышения уровня контроля над сбором коммунальных платежей, оказания помощи по вопросам жилищного законодательства на базе ЖРЭУ созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые являются структурными подразделениями ЖРЭУ без права юридического лица. Центры работают ежедневно без выходных и перерывов на обед. На день проверки в Ленинском районе создано 3 центра, в Октябрьском — 1.

Дисциплина и безопасность
Большое значение придается исполнению Директивы Президента Республики Беларусь "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". На предприятиях Могилевского городского объединения (включая все ЖЭУ) утверждены мероприятия по реализации Директивы, с которыми ознакомлены все работники.
В контрактах, заключенных с работниками предприятий, внесены пункты об ответственности за соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины, охраны труда и техники безопасности. В положениях о премировании специалистов, служащих и рабочих за основные результаты хозяйственной деятельности предусмотрено снижение премии за несвоевременное рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан.
За март-апрель 2004 года за нарушение трудовой дисциплины в КУП "ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева" уволено 10 человек, в КУП "ЖРЭУ Ленинского района г. Могилева" — 4 человека, МГКУП ритуальных услуг — 1 человек. С начала 2004 года за низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины, низкое качество работы с обращениями граждан наложены дисциплинарные и материальные взыскания на работников КУП "ЖРЭУ Ленинского района г. Могилева" (20 приказов), КУП "ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева" (19 приказов).

Эпистолярный жанр как форма обращения
Руководителями предприятий осуществляются личные и выездные приемы граждан в соответствии с утвержденными графиками в установленные дни и часы. В 1-м квартале 2004 года проведено 463 приема (в 2003 г. — 380), что на 21% больше, чем в прошлом году, принято 204 человека на личных приемах (что больше на 70%) и 21 на выездных приемах. В ходе приемов принято для дальнейшего рассмотрения 35 письменных обращений граждан.
За 1-й квартал 2004 г. в систему МГКУП "УКП" поступило 869 письменных обращений граждан (в 2003 г. — 606), что на 43% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в т.ч. 21 повторное обращение (в 2003 г. — 2). Из них 685 разрешено и 184 находится на контроле.
Основная тематика поступивших обращений — течь кровли, ремонт стыков стеновых панелей, ремонт подъездов, вопросы благоустройства. Следует отметить, что вопросы ремонта кровли являются бедствием для г. Могилева. Если в 1-м квартале 2003 г. обращений от граждан по ремонту кровли и стыков стеновых панелей было всего 73, то за аналогичный период 2004 г. их количество возросло в 3,6 раза (на 192 обращения).
Порядок рассмотрения обращений граждан соблюдается, выполняются заявки, круглосуточно поступающие в диспетчерские. Письменные обращения граждан в основном разрешаются в месячный срок, хоть некоторые из них моги бы исполняться в более короткие сроки. Исключение составляют обращения по ремонту кровли и стыков стеновых панелей, исполнение которых зависит от времени года и погодных условий, сроки которых переносятся неоднократно.

В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства об обращениях граждан, а также некоторые недостатки и упущения в организации этой работы:
— на отдельных предприятиях (МГКУП "Управление коммунальных предприятий", ЖРЭУ Октябрьского и Ленинского районов) недостаточно внимания уделяется поступившим повторным обращениям граждан, не всегда проводится анализ причин их поступления;
— на ряде предприятий дела по обращениям граждан неправильно оформлены, нет отметок о списании в дело и постановке на контроль, имеются замечания и по регистрации обращений (МГКУП "Горсвет", МГКУП ритуальных услуг;
— обращения граждан содержатся вместе с поручениями вышестоящих органов по другим направлениям работы, а не отдельно, как это полагается по законодательству (МГКУ Дорожно-мостовое предприятие);
— отработанные (списанные в дело) обращения и находящиеся на контроле часто не разделяются и формируются в одну папку дел (МГКУП "Горсвет", МГКУП ритуальных услуг);
— имеют место случаи нарушения сроков исполнения обращений граждан (МКУП "Горсвет", ЖРЭУ Ленинского и Октябрьского районов), волокиты и некачественного исполнения обращений.
Следует отметить и малое количество посетителей или полное их отсутствие на приемах руководителей предприятий МГКУП "Горсвет", МГКУ Дорожно-мостовое предприятие, МГКУ Специализированное автопредприятие, МГКУП ритуальных услуг, МГКУ Банно-оздоровительное предприятие и др.

Из докладной записки руководителя аппарата Совета Министров Республики Беларусь премьер-министру Республики Беларусь следует, что каждое девятое письмо, поступившее в Совет Министров в 1 квартале 2004 г., касалось работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество жалоб по вопросу платы за жилищно-коммунальные услуги. Проблема повышения стоимости услуг особенно волнует пенсионеров и другие категории малоимущего населения. Несмотря на подорожание услуг, их качество, как отмечают граждане в своих обращениях, продолжает оставаться низким.
В центральный аппарат министерства за 4 месяца 2004 года поступило 766 обращений, что на 31% больше, чем в прошлом году. Обоснованные жалобы вызывают неудовлетворительное состояние жилищного фонда, длительные сроки и низкое качество ремонта жилых домов, протекание кровель. Нередко граждане по вопросам ремонта стыков стеновых панелей, кровли вынуждены годами вести переписку с жилищно-коммунальными службами.

Увеличилось также поступление обращений из Могилевской области в адрес министерства. Если в общем количестве обращений за 4 месяца 2003 г. Могилевская область была представлена 8%, то за указанный период 2004 года обращения граждан данного региона в центральный аппарат министерства составляют 10,5%. По количеству поступивших обращений в центральный аппарат министерства места распределились следующим образом: г. Минск — 42%, Минская область — 13,5%, Витебская область — 11%, Гомельская — 9%, Гродненская — 7, 8%, Брестская — 4,8%.
При проведении анализа обращений граждан следует отметить имеющиеся факты нарушения сроков исполнения обращений граждан, поступивших и находящихся на контроле в министерстве. За вышеуказанный период исполнено 6 обращений с нарушением сроков (БОУП "УЖКХ", УЖКХ Гродненского и Могилевского облисполкомов, 2 — ГП УЖХ Мингорисполкома, УКХ и Э Минжилкомхоза), что является грубейшим нарушением Закона "Об обращениях граждан".

За 4 месяца 2004 года в областные управления жилищно-коммунального хозяйства и ГП УЖХ Мингорисполкома поступило 25.591 обращение граждан, их рост составил 15% и отмечается во всех областях республики, причем наибольшее их количество приходится на Могилевскую область (26%). В Гродненской, Минской области и г. Минске количество поступивших обращений увеличилось на 17%, в Витебской — 12%, Гомельской — 7%. Исключение составляет Брестская область, где наметилась тенденция к снижению.
За 4 месяца 2004 года областными управлениями ЖКХ и ГП УЖХ Мингорисполкома в целом проведено 1139 выездных приемов и принято 10478 граждан — этот показатель остался практически на прежнем уровне по сравнению с тем же периодом 2003 года. При этом в УЖХ Могилевского облисполкома отмечается снижение приемов наполовину — 167 (было 349), и, соответственно, меньше принято граждан — 799 (было 958). Согласно представленных статистических данных наибольшее количество граждан за 4 месяца текущего года принято на выездных приемах в ГП УЖХ Мингорисполкома (4770), затем — в УЖКХ Гомельского облисполкома (1323).
При проведении анализа поступивших обращений из Могилевской области в центральный аппарат министерства было установлено, что значительная часть их них приходится на г. Бобруйск (23%).

Работа над ошибками
Выявлено множество нарушений по организации и проведению приемов граждан, в оформлении журналов приемов, ведении делопроизводства, нарушении сроков исполнения обращений граждан и др. Имеют место факты волокиты и несвоевременного принятия мер по обращениям, а сами обращения следует признать повторными и обоснованными. При подведении итогов по проведенным проверкам следует сделать следующий вывод.
В организациях жилищно-коммунального хозяйства г. Могилева и Могилевской области довольно низкий уровень подготовки кадров, ведающих вопросами работы с обращениями граждан.
При стабильном росте поступающих обращений, что подтверждается ежегодными статистическими данными, и значении, которое придает глава государства проблемам граждан, этим вопросам следует уделить максимум внимания.
Для улучшения организации данной работы требуется принятие дополнительных мер.

Записал Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2004 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость