Самоокупаемость жилищно-коммунальных служб
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. одобрена разработанная Минжилкомхозом Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 г., которая определяет цели, задачи и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики.
Главным направлением реализации Концепции является выработка подходов к решению задачи обеспечения населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта в области жилищно-коммунального обслуживания с одновременным переводом субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе — расширенного воспроизводства отрасли. Такой переход планируется осуществить в три этапа.
В настоящее время в экономических взаимоотношениях между поставщиками услуг и потребителями еще существуют частично бюджетное и перекрестное субсидирование затрат, связанных с оказанием услуг населению. Уровень возмещения затрат платежами населения за 2003 год составил 48,6%, практически удалось приблизиться к определенному расчетами к бюджету 50-процентному уровню возмещения по основным видам услуг. Расчетами к бюджету на 2004 г. определен уровень возмещения затрат платежами населения в размере 60%, бюджетное субсидирование планировалось в размере 25%. Вместе с тем, в связи с ростом цен на газ, электроэнергию и тепловую энергию с 1 января 2004 года перед отраслью возникла проблема несбалансированности финансирования.
Основным направлением снижения издержек в жилищно-коммунальном хозяйстве является внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и жесткого учета расхода воды и тепла. Все усилия будут направлены на оснащение приборным учетом ЦТП и жилых домов. Минжилкомхозом предложено в целях демонополизации отрасли ввести прямые расчеты за отопление и горячее водоснабжение с поставщиками услуг. Это позволит исключить практику "разовых доборов" с потребителей. По мере установки приборов учета тепла расчеты будут вестись на основе показаний счетчиков.
Повсеместно в республике реализуются мероприятия по наведению порядка в подъездах жилых домов, закрытию их металлическими дверями с замочно-переговорными устройствами, благоустраиваются дворы. В плане демонополизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства система взаимоотношений "заказчик — подрядчик" получит дальнейшее развитие при создании товариществ собственников жилья. Нормативная правовая база для их создания существует и постоянно совершенствуется. Однако процесс создания товариществ собственников жилья идет медленно.
Особенностью дальнейшего совершенствования политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги должно стать не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением цен на материальные и энергетические ресурсы, а более плавное регулирование в зависимости от роста реальных доходов граждан и снижения себестоимости услуг.
На завершающем этапе реформирования предполагается, что ставка платы за пользование жилым помещением будет дифференцирована в зависимости от качества и месторасположения жилого помещения и обеспечивать расширенное воспроизводство этого вида услуг.
Завершить перевод отрасли в режим безубыточного функционирования с учетом перехода на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилых помещений, коммунальных услуг при обеспечении адресной социальной защиты населения планируется на последнем этапе реализации Концепции.
По материалам коллегии МЖКХ подготовил Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2004 год в рубрике жкх