Расширена группа населения, имеющая право на более льготное кредитование

Расширена группа населения, имеющая право на более льготное кредитование

Проект Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. №124 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. №185" подготовлен по инициативе Национального банка Республики Беларусь" и после детальной и тщательной проработки поддержан Минфином, Минэкономики, Минюстом, Минтруда и социальной защиты, Минжилкомхозом, АСБ "Беларусбанк", АКБ "Белагропромбанк", облисполкомами и Минским горисполкомом.

Дополнение основного Указа по льготному кредитованию граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, вызвано в первую очередь необходимостью оказания более существенной поддержки состоящим на квартирном учете многодетным семьям и установления для них специальных льгот, расширяющих возможности непосредственного участия в улучшении своих жилищных условий.
В этих целях главой государства на многодетные семьи, проживающие как в городах, так и в сельской местности, распространены более льготные "сельские" условия кредитования. Теперь для них величина льготного кредита будет определяться по нормируемой общей площади строящегося жилого помещения и показателю стоимости строительства 1 квадратного метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий, утверждаемому местными исполнительными и распорядительными органами, в размере до 95% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, устанавливается до 40 лет. Плата за пользование этими кредитами в течение срока их погашения определена в размере 5% годовых (ранее кредиты предоставлялись в размере до 75% стоимости строительства на срок до 20 лет и под 10% годовых).

Многодетным семьям предоставлено также право внеочередного включения в списки на льготное кредитование в отличие от большинства других граждан, которым кредиты предоставляются с соблюдением общей очередности исходя из времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, многодетные семьи теперь получили и право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. При реализации права на совместное использование субсидии и льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения субсидия предоставляется в установленном порядке в процессе строительства (реконструкции). Льготное кредитование осуществляется в пределах стоимости строительства оставшейся части нормируемого размера льготно кредитуемой площади за вычетом размера полученной субсидии.

Весьма существенной поддержкой для многодетных семей (кроме льготного кредита и субсидии) станет дополнительная финансовая помощь государства в погашении задолженности по кредитам. Ранее такая помощь оказывалась при рождении детей только молодым семьям (молодой семья считается тогда, когда хотя бы одному из супругов не исполнился 31 год) в следующих размерах:
при рождении первого ребенка — 10% от остатка задолженности по выданным кредитам;
при рождении второго ребенка — 20% от остатка задолженности;
при рождении третьего ребенка и последующих детей — 30% от остатка задолженности.

Теперь наряду с этой помощью в соответствии с Указом главы государства семьям (независимо от возраста супругов) будет предоставляться финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам в размерах:
при рождении третьего ребенка — 30% от суммы задолженности по выданным кредитам;
при рождении четвертого ребенка — 50% от суммы задолженности по выданным кредитам;
при рождении пятого ребенка и последующих детей — 100% от суммы задолженности по выданным кредитам.
(Справочно. По информации Минстройархитектуры, в республике насчитывается 98146 многодетных семей, имеющих троих и более детей. Четверых детей имеют 14424 семьи, пятерых и более — 7315 семей. Из общего числа многодетных семей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 2003 года состояло 12263 семьи, в том числе в сельской местности 1818 семей).

Известно, что по уровню доходов и материальных ресурсов для удовлетворения насущных потребностей в наихудшем положении находятся многодетные, особенно многодетные неполные семьи. Поэтому установление для таких семей новых дополнительных льгот является еще одним важным шагом на пути реализации комплекса мер по оказанию всесторонней помощи и социальной защите семьи. Это в первую очередь, несомненно, будет способствовать и улучшению в целом демографической ситуации в стране.

Более льготные "сельские" условия кредитования вводятся Указом Президента Республики Беларусь и для нуждающихся в улучшении жилищных условий жителей городов и поселков городского типа с численностью населения до 20 тыс. человек. Это нововведение подготовлено по предложениям облисполкомов в связи с более низким уровнем доходов населения в этих городах по сравнению с большими и крупными городами республики.
Дополнительная поддержка позволит жителям небольших городских поселений активнее участвовать собственными средствами с использованием льготных кредитных ресурсов в финансировании жилищного строительства и тем самым ускорять решение жилищной проблемы для своих семей.

Вместе с тем следует отметить, что не все "сельские" условия льготного кредитования граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, распространены на жителей городов и поселков городского типа с численностью населения до 20 тыс. человек и многодетные семьи, проживающие в городской местности.
Без изменений для них осталась нормируемая общая площадь строящегося жилого помещения.

По-прежнему, согласно пп. 1.6 Указа от 14 апреля 2000 г. №185, нормируемые размеры общей площади строящегося жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются (из расчета на одного члена семьи):
для граждан, строящих жилые помещения в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных жилых домах в сельских населенных пунктах, — 20 квадратных метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры — 36 квадратных метров);
для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих в них одноквартирные жилые дома, а также блокированные жилые дома, — 30 квадратных метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме — 44 квадратных метра).

Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормируемые размеры общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 квадратных метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь по перечисленным основаниям.

Новым Указом частично дополнен порядок определения величины льготного кредита для отдельных категорий граждан с учетом находящихся в их собственности жилых помещений. По общему правилу (пп. 1.7 Указа от 14.04.2000 г. №185) принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания, а также жилого помещения, находившегося в собственности и отчужденного кредитополучателем или членами его семьи в течение трех лет до заключения кредитного договора. Для военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям включая уволенных со службы по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов указанное правило применяется и в отношении не только жилых помещений, находящихся в населенном пункте по месту их проживания, но и в иных населенных пунктах.

Дополнение указанного порядка касается лиц, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или сокращению штатов и проживающих после изменения места жительства совместно с родителями в жилом помещении, находящемся в собственности родителей. Нормируемые размеры общей площади жилого помещения при определении величины льготного кредита для этих лиц устанавливаются без учета находящегося в собственности родителей жилого помещения.
Еще одно дополнение указанного порядка касается граждан, проживающих в жилых помещениях организаций граждан-застройщиков (согласно ст. 107 Жилищного кодекса к ним относятся: жилищно-строительный кооператив (ЖСК), жилищный кооператив (ЖК), молодежный жилой комплекс (МЖК) и коллектив индивидуальных застройщиков (КИЗ). В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса члены ЖК, ЖСК или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, предоставленную этим лицам кооперативом в пользование, приобретают право собственности на жилое помещение только с момента оформления этого права в установленном порядке.

Учитывая, что законодательством не установлены сроки оформления в собственность жилых помещений после полного внесения паевых взносов, имеется немало случаев, когда граждане, осуществляющие строительство новых квартир, намеренно не оформляют в собственность построенные ранее и полностью выплаченные жилые помещения. Соответственно и площадь таких квартир не может учитываться при определении величины льготного кредита, предоставляемого на финансирование строительства нового жилья.
В целях исключения подобных случаев и обеспечения равных условий кредитования для всех граждан, имеющих в собственности жилые помещения, в Указ от 14 апреля 2000 г. №185 дополнительно введена норма о том, что принимаемые в расчет нормируемые размеры общей площади жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются с учетом общей площади жилых помещений граждан-застройщиков, по которым полностью выплачены паевые взносы гражданином или членами его семьи.

В целом внесение очередных изменений и дополнений в Указ, регламентирующий порядок и условия льготного кредитования граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, является свидетельством углубления работы по совершенствованию нормативно-правовой базы финансирования жилищного строительства с учетом всех заслуживающих внимания факторов, присущих нынешней экономической и социальной ситуации в нашей стране.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2004 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость