В Минэкономики


Реформа госсобственности продолжается
В 2004 году работа в области реформирования государственной собственности проводится в соответствии с задачами, обозначенными в Концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001-2005 годы. Согласно Концепции в текущем году предполагается в основном завершить преобразование в акционерные общества государственных предприятий с численностью работающих до 500 человек.

По состоянию на 1 апреля 2004 г. в республике реформировано 3909 объектов государственной собственности. При этом в промышленности изменили форму собственности 495 предприятий, в агропромышленном комплексе — 713, в строительстве — 278, в других отраслях народного хозяйства — 517 предприятий. В республиканской собственности реформирование осуществлялось в основном путем преобразования государственных предприятий в открытые акционерные общества. Таким способом преобразовано 824 предприятия, что составляет 81,6% от общего количества реформированных предприятий республиканской собственности. По конкурсу и на аукционе продано 25 объектов. В коммунальной собственности в акционерные общества преобразовано 977 предприятий, продано по конкурсу и на аукционе 1359 объектов, выкуплено государственное и арендованное имущество 563 предприятий. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составляет около 920 тысяч человек.
В текущем году реформирование объектов республиканской собственности осуществляется в соответствии с перечнем республиканских унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2004-2005 годах, сформированным по предложениям отраслевых министерств и концернов с учетом мнения коллективов работников предприятий и местных исполнительных и распорядительных органов, находящихся в республиканской собственности, подлежащих приватизации в 2004-2005 годах.

В перечень включены 97 организаций, 52 из которых предполагается приватизировать в 2004 году. Среди них — такие крупные предприятия, как Минский завод "Калибр", Брестский машиностроительный завод, завод "Бобруйскагромаш", предприятие "Березастройматериалы", Минский завод "Термопласт", Витебский завод радиодеталей, предприятие "Витязь" (г. Витебск) и др. Приватизация предприятий будет осуществляться в основном путем их преобразования в открытые акционерные общества.
В текущем году реформирование коммунальных предприятий осуществляется в соответствии с перечнями предприятий коммунальной собственности, намеченных к разгосударствлению и приватизации в 2004 году, которые были сформированы на основе предложений отраслевых управлений и администраций районов по результатам экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и утверждены решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. В перечни включены 164 объекта, из которых 82, или половина, являются объектами областной коммунальной собственности, 43 — районной, 39 — городской.

Приоритетными объектами приватизации в коммунальной собственности остаются предприятия торговли: в этой отрасли экономики предполагается реформировать 46 объектов, или 28% от общего числа намечаемых к реформированию коммунальных предприятий. Это, в частности, брестские КТУПП "Беларусь" и "Восток" с численностью работающих 203 и 187 человек.
В коммунальной собственности в 1 квартале т.г. осуществлено отчуждение 44 объектов, в том числе 19 объектов — в жилищно-коммунальном хозяйстве, по четыре объекта — в строительстве и имуществе органов управления, два объекта — в промышленности.

Предпринимательству — зеленый свет
На конец 2003 года в республике насчитывалось 31 тыс. малых предприятий, из них 28,5 тыс. частных, что на 1,6 тыс. больше, чем на конец 2002 года. Это максимальное количество малых предприятий за более чем 10-летний период развития малого предпринимательства.
Изменение действующего законодательства, предусматривающего создание коммерческих организаций в случае привлечения индивидуальным предпринимателем к осуществлению своей деятельности свыше 3 физических лиц, а также реализация мер по упорядочению деятельности мелкорозничных объектов (киосков, палаток) в г. Минске и областных центрах республики активизировали создание юридических лиц (малых предприятий). При росте количества частных малых предприятий наметилась тенденция сокращения численности индивидуальных предпринимателей. За 2003 год и первый квартал 2004 года по сравнению с 2002 годом в целом по республике их численность уменьшилась на 2 тысячи человек и составила на 1 апреля 2004 г. 187,5 тысяч.
В 2003 году увеличился удельный вес предприятий, занятых в промышленности (с 21% до 22,2%), и уменьшился в торговле и общественном питании (до 42,4% — их доля в течение 2000-2002 годов составляла около 45%).
На малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по республике. Так, темп роста производства промышленной продукции на этих предприятиях в 2003 году составил 122%, в то время как на остальных предприятиях — всего 106,6%. О более эффективной работе этих предприятий свидетельствует уровень рентабельности, который в 2003 году составил 11,1%, тогда как по остальным предприятиям — 9,1%.
На долю малых предприятий (по итогам 2003 года) приходилось: 8,4% от общего объема промышленной продукции; 9,2% розничного товарооборота; 18,2% экспорта товаров. По предварительным данным Минстата, удельный вес малых предприятий в объеме ВВП увеличился с 6,8% в 2002 году до 8,2% в 2003 году.

Таможенники и представители бизнеса договорились
В целях создания благоприятных условий для проведения технического перевооружения и модернизации производств, а также стимулирования развития малого предпринимательства в Республике Беларусь принято постановление о порядке формирования перечня ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования, в отношении которого установлена временная ставка ввозной таможенной пошлины в размере ноль процентов.
Кроме того, данным постановлением утверждены критерии, на основании которых производится включение технологического оборудования в перечень. Постановление направлено на поддержку и развитие новых и высоких технологий путем отмены таможенных пошлин на ввозимое импортное современное наукоемкое технологическое оборудование (комплектующие), не имеющее аналогов в Беларуси и странах СНГ и предназначенное для технического перевооружения действующих производств и модернизации основных фондов.
Данный документ разработан Министерством экономики совместно с Министерством иностранных дел и Государственным таможенным комитетом.

О тарифах на жилищно-коммунальные услуги
Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" предусмотрено, что население должно возмещать 60% затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства на производство услуг.
За I квартал текущего года уровень возмещения тарифами затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг составил по системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства в среднем 52,1%. При этом уровень возмещения затрат населением по техническому обслуживанию жилых домов в среднем по республике составил всего 28,5%, что не позволяет обеспечить эффективное функционирование жилищных организаций и повысить качество обслуживания населения.

В целях выполнения параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, создания условий для устойчивой работы жилищных организаций и изыскания дополнительных источников финансирования капитального ремонта жилого фонда с 16 апреля 2004 г. увеличена плата за техническое обслуживание жилых домов до 125,8 рублей за один квадратный метр общей площади, или на 55,4%. Изменение платы за техническое обслуживание привело к повышению платежей населения в расчете на двухкомнатную квартиру общей площадью 48 м2 (при трех проживающих) на 4,3 тыс. рублей, что соответствует 2 долларам США.

Кроме этого, в целях усиления контроля над уровнем тарифов на коммунальные услуги и обеспечения социальной справедливости в оплате жилищно-коммунальных услуг тарифы на услуги холодного водоснабжения, канализации, теплоснабжения, за пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов установлены на едином уровне для всех регионов республики.
Учитывая, что тарифы на услуги лифтов и услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов до апреля 2004 года значительно различались по регионам республики, то утверждение их на едином среднем по республике уровне привело к тому, что в одних областях тарифы на указанные услуги снизились, а в других — несколько увеличились. Так, например, тарифы за пользование лифтами увеличились в Минске, Бресте, Витебске на 13%, а снизились в Гомеле на 22%, в Могилеве — на 26%, тарифы на услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов в Гомеле увеличились на 20%, но при этом в г. Минске и г. Могилеве снизились соответственно на 7% и 43%.

Доведение сложившегося уровня возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг до параметров, установленных Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" в размере 60%, будет достигаться за счет снижения затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства не менее чем на 20%.

Подготовил по материалам Минэкономики Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость