Light+Building 2004: говорят участники из Латвии и России

Light+Building 2004: говорят участники из Латвии и России

18-22 апреля во Франкфурте-на-Майне на площадях всемирно известного выставочного предприятия Messe Frank-furt прошла Международная специализированная архитектурно-техническая ярмарка Light+Building 2004 (основные разделы — "Освещение", "Электротехника" и "Автоматизация зданий"). Из постсоветских стран в ней участвовали только Латвия (1 участник) и Россия (5 участников). Три представителя этих стран прямо на своих франкфуртских стендах дали эксклюзивные интервью газете "Строительство и недвижимость".


Стекольный завод Grizinkalns (Рига, Латвия)
На вопросы отвечает Ромен УМАН, директор департамента внешних экономических связей, один из трех совладельцев завода.
— Каков Ваш личный вклад в то, что представлено на стенде завода?
— Почти все, что на нем находится (стеклянные элементы люстр, настенных, потолочных и напольных светильников, наружных фонарей и др.), придумано мной. На заводе я 43 года. Когда начал работать со стеклом, то получал, как правило, брак. Но и в браке стал подмечать закономерности. И, научившись видеть необычное в обычном, еще в советские времена разработал новую технологию. Есть патенты.
— А после распада Советского Союза?
— Пришло время капитализма, и все, что было наработано, оказалось нужным. Мы оказались единственным в Прибалтике стекольным заводом, который не обанкротился. Это произошло благодаря тому, что с самого начала он был ориентирован на ручной труд. Причем не оттого, что мы самые умные, а потому, что у нас самый сложный вид стекла — триплекс (слой матового стекла между двумя прозрачными слоями). Его производство нигде не механизировано до сих пор.
— В чем особенности этого стекла?
— Во-первых, его очень сложно варить; во-вторых — обрабатывать; в-третьих, не допускаются даже малейшие отклонения от его заданного химического состава. На ярмарке в основном показывают прозрачное, крашеное стекло. А наше стекло — выдувное. Его аналогов я здесь не видел. Наше стекло защищает глаза от инфракрасного излучения и хорошо рассеивает свет. Так как западные люди помешаны на здоровье, оно пользуется хорошим спросом.
— Кроме вашего, тут нет выдувного стекла?
— Есть. Но такого новейшего, как у нас, нет ни у кого. Вся наша продукция эксклюзивная. Самостоятельно мы выставляемся впервые, хотя все 10 ведущих фирм Европы по производству осветительной арматуры — наши бывшие клиенты. Они покупали наше стекло и выдавали за свое. Пару лет назад мы решили сами, а не через посредников, продавать свое стекло. И результат налицо! Раньше не было необходимости выставляться, но сейчас конкуренция большая, и без рекламы не обойтись.
— Работать только на Латвию вам недостаточно?
— В Латвии всего 2 млн населения. А на нашем заводе трудится около 500 человек. Для нашей страны это очень много. Мы даем зарабатывать по нашим меркам весьма прилично. Мы сохранились благодаря тому, что у нас остались очень высокие критерии. Никакой халтуры: ни для Беларуси, ни для России, ни для Запада. Всегда все делаем одинаково хорошо для всех. Именно по качеству мы уже не можем опуститься ниже достигнутого уровня.
— Что вы подразумеваете под качеством?
— Это широкое понятие. Это не только качество продукции. Это, в первую очередь, качество сервиса. Вот Китай сейчас "нажимает" со всех сторон. Но мы с ним конкурируем потому, что делаем самые сложные вещи. И делаем их достаточно быстро, в любом количестве. А китайцы не могут позволить себе малые серии. Кроме того, у нас очень короткий путь от образца до массового производства.
— И насколько он короток?
— Если где-то все затягивается на полгода, то мы укладываемся в 1,5-2 месяца. Это единственный способ выжить в мире конкуренции. Результаты вы видите. Напротив нас стенд одной из старейших фирм по продаже стекла. На нем редко кого увидишь, а у нас от клиентов отбоя нет. Они у нас и из Перу, и из Аргентины, и из Боливии, и из африканских стран были. Один богатый человек — из Дубая, по-моему, — хотел купить весь наш стенд.
— Легче будет работать после вступления Латвии в Евросоюз?
— Боюсь, будут проблемы с сырьем. Ведь мы получаем из Украины песок, из России — газ и электроэнергию, из Беларуси некоторые материалы. Это будут проблемы между Евросоюзом, в который мы уже вступили, и этими странами. Будут на государственном уровне изменения. Вырастут потребительские цены. Зарплаты придется повышать. Есть много минусов, связанных с Евросоюзом. Но нас это особенно не затронет. Мы-то на европейском рынке уже 10 лет. И у нас есть все европейские сертификаты.
— А конкретно на вызовы времени вы отвечаете?
— Конечно. Сейчас у нас этапный момент. Мы купили новую, очень экономичную печь, которая в 2 раза сокращает расход газа. Чтобы выжить в условиях конкуренции, надо или повышать цены, или снижать расходы на производство. Мы же стараемся получить оптимальный результат.

ООО "Рефлакс" (Москва, Россия)
На вопросы отвечает Владимир ПЧЕЛИН, кандидат технических наук, генеральный директор компании.
— Что является вашим главным экспонатом?
— Зеркальная натриевая лампа. Это единственная производимая в России лампа, которая не имеет аналогов за рубежом. Ее фирменная особенность в том, что мы сделали ее с внутренним отражателем. Поскольку отраженный свет выходит из лампы, не попадая снова на горелку, у нее получается очень высокий КПД — около 95%. Возьмем, к примеру, уличный светильник мощностью 250 Вт. Обычный такой светильник в три раза тяжелее. Светильник с нашей лампой, имеющей электронный пускорегулирующий аппарат, эффективнее, меньше, проще, дешевле обычного.
— Сколько времени служит ваша лампа?
— 20 тысяч часов.
— Для вашей лампы есть и белорусский светильник?
— Да, одна модель, к примеру, полностью сделана в Минске из пластмассы. Ведь в светильнике для нашей лампы не нужен отражатель, потому что он находится в самой лампе. В нашем случае от светильника оптическая система не зависит. Насколько качественно сделана лампа, настолько хорошей получается и эта система. У нашей лампы широкое и ровное распределение света, которого она дает очень много. Есть светильник весом 3 кг, есть 2,5 кг. Сейчас в Минск поставили для эксперимента подобные светильники.
— И много их поставили?
— На этот год Минск уже 600 штук заказал. Надо отметить, что такие светильники для освещения улиц самые энергоэффективные. На этой ярмарке чего-либо более энергоэффективного для освещения улиц не найти.
— Точно?
— Это я гарантирую. Лампу (горелку) мы у компании Philips покупаем. А оптика наша действительно самая эффективная, потому что нет необходимости в защитном стекле. Когда такой светильник эксплуатируется, пыль садится сверху, а нижнее окно остается чистым. Эту лампу, даже если она 5 лет работает, не надо протирать. Она себя как бы сама очищает.
— А с цоколем что у вас?
— Начинали мы со стандартного цоколя. Когда вворачиваешь его в лампу, он может криво встать. Теперь у нас двойной цоколь. Лампу всегда можно довернуть и поставить в нужном положении. Сейчас мы с тем же Минском, с ОАО "Белсельэлектросетьстрой", сделали из пластмассы такой отражатель и такой патрон, которые позволяют лампу сразу установить и зафиксировать в нужном положении.
— Температурные деформации пластмассы негативно не влияют?
— Нет. Здесь низкие температуры.
— А какой мощности лампы вы производите?
— От 50 до 600 Вт. Лампы мощностью 600 Вт идут в теплицы. Такие лампы мы в Голландию поставляем, конкурируем с компанией Philips. Наш партнер, норвежская фирма Gavita, делает светильники для теплиц. Кроме того, светильники делаются в Саратове и Воронеже.
— Насколько качественна используемая для ваших светильников пластмасса?
— Это аналог дюпоновского крастина — стеклонаполненный, трудногорючий, очень прочный, выдерживающий высокие температуры материал.
— С какими-нибудь еще белорусскими партнерами вы имеете дело?
— Да. Мы используем белорусскую электронику ОАО "ЭНЭФ" из Молодечно.
— А почему вы не объединились для участия в этой ярмарке со своими белорусскими партнерами?
— Мы их приглашали, но они не смогли приехать. Кстати, когда мы начинали свой бизнес, я в Ганновере выставлялся на белорусском стенде. А сейчас белорусы могли бы воспользоваться нашим стендом.
— Вы первый раз на этой ярмарке?
— Нет, мы единственная российская фирма, которая уже во второй раз в ней участвует. А ведь подобная ярмарка проходит лишь в третий раз.
— Польза от нее для вас есть?
— У нас очень специфическая, новаторская лампа. Наша задача — найти здесь партнеров, которые будут продвигать ее на Западе. По тепличному освещению партнеров мы имеем и продаем достаточно много. А вот по уличному освещению партнеров пока нет. Думаю, наши лампы могут заинтересовать небольшие, мобильные фирмы, которым нужны оригинальные идеи для завоевания своей части рынка. Наш тезис такой: можно сделать самый дешевый и в то же время самый лучший в мире светильник с натриевыми лампами. Обычно, когда делается лучше, получается дороже. Мы же говорим: сделаем лучше всех и дешевле всех.
— Но это слова. А есть ли им подтверждение со стороны, например, западных специалистов?
— В принципе, есть. Нашу лампу проверяли и Philips, и OSRAM, и General electric. Претензий у них нет.
— Какие-нибудь контракты на этой ярмарке вы уже заключили?
— Мы их здесь и не заключим. Потому что наши изделия узконаправленно производятся в России. А вот очень серьезные контакты с потенциальными партнерами уже имеются. Здесь есть те, которые хотят быть нашими дистрибьюторами. Мы обсуждаем также возможности организации производства здесь, на Западе.
— Каковы условия улучшения контактов с потенциальными партнерами на Западе?
— Важно на такой ярмарке выставляться не один раз. Потому что когда ты стабилен, к тебе и интерес есть. А фирмы, мелькнувшие один раз, особого интереса не вызывают. Только со второго-третьего раза что-то путное получиться может.

Компания "Световые технологии" (Москва, Россия)
На вопросы отвечает Леон ГАЗЯН, технический директор компании.
— Расскажите немного о вашей компании.
— Мы производим световые приборы технического освещения уже в течение 6 лет. Бытовым освещением не занимаемся. Объемы производства все время растут. Если два года назад в месяц выпускалось порядка 76 тыс. светильников, то в первом квартале этого года произведено уже 180 тыс. единиц продукции. Расходится она по всей России (даже по Дальнему Востоку, несмотря на соседство Китая), по Прибалтике, Беларуси, Украине. В Беларуси и в Украине у нас несколько дистрибьюторов. А партнер в Западной Европе — частная торговая компания MacBright. Действия ее руководителей вызывают восхищение. Ведь почти вся прибыль инвестируется в развитие компании.
— Ассортимент продукции вы обновляете?
— Постоянно. Два года назад мы имели порядка 40 наименований изделий. Сегодня их уже 60, а модификаций — более 400. Модификации появляются и по непосредственным запросам потребителей.
— Значит, у вас более-менее гибкое производство?
— Да. Гибкое производство существует у нас благодаря станочному парку и прекрасно работающему конструкторскому бюро.
— На какой базе вы работаете: на оставшейся от советских времен или на новой?
— Нет, наше предприятие выросло там, где была площадка по ремонту автомобилей. Это совершенно новый завод с абсолютно новым производством. Сегодня на нем в 2,5 смены работает уже более 500 человек. Две смены осуществляют полный производственный цикл, полсмены — это предварительная подготовка производства.
— Почему вы участвуете в этой ярмарке: чтобы завоевать западноевропейский рынок или по другим причинам?
— Не думаю, что завоевать этот рынок в ближайшее время удастся какому-либо российскому производителю. Европейский рынок очень насыщен. Но дать о себе знать — это веление времени. Это нужно для развития нашей компании. У нас в Западной Европе очень много партнеров, т.к. в наших светильниках используются именно компоненты западноевропейских производителей. Поэтому мы сочли нужным участвовать в этой ярмарке.
— Вы в первый раз здесь?
— Да, в европейской ярмарке мы участвуем в первый раз. Раньше просто посещали мировые выставки: здесь же, во Франкфурте, в Милане, в Гонконге.
— Если бы вы не участвовали в этой ярмарке, как бы это отразилось на вашей компании?
— Мы это анализировали. Российский покупатель обращает внимание на то, насколько хорошо компанию знают и насколько хорошо она "засветилась" на европейском рынке. Поэтому присутствие здесь должно отразиться на наших делах самым положительным образом.
— Сегодня третий день ярмарки. Ее реальные результаты уже видны?
— По числу посетителей, по тому, что некоторые приходят повторно, видно, что отдача от вложенных нами средств и усилий вполне вероятна. К тому же, мы будем присутствовать в различных международных базах данных.
— Какие-нибудь недостатки вы тут видите, в частности, в отношении российских участников?
— Нет, все организовано прекрасно. Застройка стенда была выполнена самым лучшим образом. Монтаж всех экспонатов был осуществлен в самые кратчайшие сроки без всяких проблем. Отрицательных эмоций здесь нет. Не вижу недостатков и у других российских участников.
— С архитекторами вы сотрудничаете? Ведь ваша компания производит элементы интерьера.
— Да. Но уже несколько лет компания сама на конечного потребителя не работает. У нас очень широкая дистрибьюторская сеть и очень крупные сетевые дистрибьюторы. Поэтому непосредственно работают с архитекторами и проектировщиками дистрибьюторы и дилеры, которые реализуют нашу продукцию. Тем не менее, периодически и мы проводим семинары для архитекторов и проектировщиков. Так, на недавнем семинаре в Омске присутствовали более 70 человек, которых собрал институт "Гражданпроект".
— Вы ощущаете себя компанией европейского уровня или этому в какой-то мере препятствуют остатки советского менталитета?
— Такой менталитет нам не помеха, потому что в компании работают очень молодые люди (средний возраст — 30-31 год). Они в советские времена толком-то и не пожили. Психологический климат у нас очень благоприятный. В принципе, у нас работает единая команда со своим корпоративным кодексом чести. И хоть не всегда все его положения по жизни выполняются, действия каждого нашего работника направлены на достижение общего успеха.

Думается, высказанное представителями трех участников крупнейшей архитектурно-технической ярмарки Light+Buil-ding 2004 поможет их белорусским коллегам лучше понять смысл подобных мероприятий. По крайней мере, посещение супер-ярмарок должно стать для наших специалистов насущной необходимостью. Пока же, согласно предварительным данным, примерное соотношение числа посетителей от таких стран, как Беларусь, Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия и Эстония, таково: 1:57:13:66:29:9:9.

Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук, спец. корр. на Light+Building 2004, фото автора


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2004 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость