Керамическая плитка из России
Кто, когда и где первым придумал сделать из глины отделочную плитку, доподлинно неизвестно, но изобретение это, бесспорно, гениальное. Керамическая плитка пользовалась популярностью всегда, начиная со времен возведения Вавилонской башни и строительства Египетских пирамид. Ее можно встретить во дворцах древнеримских императоров и всемогущих индийских раджей, в резиденциях коронованных особ и рядовых 6-метровых кухоньках "хрущевской эпохи". За свою многовековую историю она постоянно меняла форму, цвет, качество, а сегодня трудно найти более универсальный материал, чем керамическая плитка. Она по праву заняла почетное место среди многообразия современных отделочных материалов, и без нее трудно представить интерьер офиса, квартиры, коттеджа, магазина…
Всего несколько лет назад качественную плитку современного дизайна можно было купить лишь в дорогих магазинах и салонах. Доставлялась она на наш рынок из Испании или Италии, ведь именно эти страны — законодатели керамической моды. Более 350 фабрик и десятки дизайнерских мастерских работают на весь мир в местности под названием Modena в Италии. Каждый год в начале октября они соревнуются на крупнейшей итальянской международной выставке CERSAIE в Болонье. Новинки с нее попадают к нам на прилавки салонов и магазинов к февралю-апрелю следующего года. Отметим, что плитка зарубежного производства представлена на нашем рынке чрезвычайно широко, но отечественные производители и производители из стран-соседей тоже продвинулись в своем развитии и сегодня успешно конкурируют с мэтрами из южной Европы.
Белорусские производители из Минска и Березы не только обеспечивают внутренний рынок, но и интенсивно экспортируют плитку за рубеж, в основном в Россию. То же самое происходит и с производителями из других стран. Их задача — расширение рынков сбыта. Поэтому на витринах наших магазинов мы можем увидеть огромный ассортимент самой различной по назначению и дизайну керамической плитки из самых разных стран: Италии, Испании, Польши, Литвы, Германии.
Особо хотелось бы отметить производителей из России. За последние несколько лет они совершили настоящий рывок в переоснащении своих производств и сегодня становятся серьезными игроками на рынках стран постсоветского пространства, в том числе и в Беларуси. Одним из таких производителей является ОАО "Сокол", имеющий в своем распоряжении два завода: один в Санкт-Петербурге, второй — в городе Дедовске, что под Москвой. Благодаря высокому технологическому уровню производства и своим эстетическим достоинствам продукция ОАО "Сокол" сделала известным и легко узнаваемым свой фирменный логотип во многих регионах России и за рубежом, была отмечена на международных выставках и ярмарках.
Соколовская керамическая плитка на протяжении десяти лет удерживает лидирующую позицию среди российских производителей. Брэнд "Сокол" зарекомендовал себя как символ качества, надежности и высокого стиля среди потребителей. На нашем рынке интересы ОАО "Сокол" представляет ООО "Гидроизолстрой". Почему же продукция, выпускаемая ОАО "Сокол", снискала столь широкую популярность?
История
Керамический завод "Сокол" как производитель керамических строительных материалов существует с 1907 г. До начала сороковых годов двадцатого века здесь производился керамический кирпич из местных красных глин. Затем в течение 15 лет на заводе выпускались керамические крупноразмерные блоки для строительства знаменитых "сталинских высоток". С начала 50-х гг. предприятие приступило к производству фасадных керамических плиток для крупнопанельного домостроения Москвы.
В середине 60-х гг. здесь впервые в мире была смонтирована и запущена конвейерная линия скоростного обжига плитки. Затем, как и в целом в стране, наступил период, если можно так сказать, застоя. Предприятие успешно выполняло государственный план, считалось передовым в своей отрасли, однако при этом производство не совершенствовалось, здания ветшали.
До 1994 г. завод обеспечивал строительный комплекс Москвы фасадными плитками типа "кабанчик" и малоразмерными плитками в "коврах". Затем эта плитка стала никому не нужна.
В 1993-1994 гг. на предприятии была произведена реконструкция и установлены итальянские линии по производству крупноразмерных керамических плиток. В 1998 г. смонтирована и запущена линия по выпуску декоративных керамических плиток — бордюров, фризов и панно.
Технологии
Для производства керамических изделий используют природные и искусственные сырьевые материалы. В зависимости от назначения изделия керамический "черепок" может изготавливаться из материалов, которые подразделяются на три вида: пластичные, отощающие и плавни. К пластичным материалам относят глины. Глины — это осадочные породы с обязательным присутствием глинистых минералов, с мелкой дисперсностью, которые обладают пластичностью в увлажненном состоянии. К отощающим материалам относят кварцевый песок, обожженный каолин и шамот (бой керамических изделий). К плавням — полевые шпаты, пегматиты, сиениты, вулканические стекла (перлиты, обсидианы, туфы, лавы), а также искусственные силикатные стекла.
На "Соколе" в производстве керамической плитки используют четыре вида высококачественной глины: "Владимирскую", "Печерскую", "Нижнеувельскую", "Берлинскую". В качестве дополнительных материалов вводятся кварц, пегматит, карбонатные породы. Каждый из этих компонентов придает черепку — телу плитки — определенные свойства.
Сырье в том виде, в котором оно существует в природе, как правило, непригодно для получения качественной продукции. Исходные компоненты необходимо измельчить и "обогатить", т. е. освободить от нежелательных включений. Измельчение методом помола с добавлением воды производится в шаровых мельницах. Полученная смесь — шликер — сливается через вибросито, где происходит ее очистка, затем освобождается от излишней влаги в башенно-распылительной сушилке. Таким образом, получается пресс-порошок, из которого при помощи гидравлического пресса формируется плитка-сырец. Прессование порошка происходит между двумя металлическими жесткими плитами — штампами, которые задают плитке верхнюю и нижнюю поверхность.
На этом моменте производства остановимся подробнее. Описанный метод прессования давно известен и широко распространен, однако имеет недостатки, которые сказываются на качестве продукции. При использовании "жестких" штампов невозможно обеспечить равномерную плотность прессования сырца, в результате при обжиге на конечной продукции возникают такие дефекты, как косоугольность и нестандартный размер плитки. Несколько лет назад был разработан метод прессования с использованием изостатических штампов. Более сложные по конструкции изостатические штампы обеспечивают равномерное распределение усилия давления по плоскости плитки. Равномерная выпрессовка сырца позволяет избежать нестабильного размера, выявляющегося после обжига плитки, и предоставить потребителю действительно качественный продукт. "Сокол" был первым российским заводом, применившим еще в 1999 г. такой вид штампов.
Отпрессованная плитка-сырец подается в сушило, где происходит обезвоживание и набор прочности сырца. Также в сушилах ему задается определенная температура, необходимая при глазуровании. Процесс нанесения глазури и рисунка при кажущейся простоте технологически является исключительно сложным. При этом температура и влажность сырца играют важнейшую роль. Вышедшую из сушила плитку покрывают ангобом (подготовительным слоем), затем глазуруют. На некоторые виды плитки глазурь наносится методом дискового напыления, на другие — методом полива, в данном случае традиционно используются установки типа "колокол". В последние годы итальянские конструкторы разработали новый вид оборудования для нанесения глазури, так называемые щелевые установки. В России только два производителя — ОАО "Сокол" и ЗАО "Стройфарфор" — используют такое оборудование, обеспечивающее стабильно ровный, равномерно распределенный слой глазури. Чтобы выпускать плитку современных дизайнов, необходимо высокое качество глазурного покрытия. Поэтому для достижения эффекта натуральных материалов на некоторых дизайнах глазурь наносится методом распыления или аэрографии. Как правило, одна установка дает один цвет. На "Соколе" впервые в России смонтирована четырехцветная установка "Мультиколор", управляемая компьютером.
Она позволяет добиваться потрясающего результата: из-под барабана, который офсетным способом наносит изображение, имитирующее, например, прожилки природного камня, все время выходят плитки с разным рисунком. Попадание в одну упаковку двух одинаковых плиток исключено. Именно на этой установке с использованием четырех цветных барабанов производится плитка "под кирпич" для фасадов зданий и интерьеров.
Главное — чтобы продукция рекламировалась не столько ценой, сколько качеством. Ведь практически все заводы, которые сегодня имеют импортное оборудование и выпускают керамическую плитку, оснащены итальянским оборудованием. В принципе, другого оборудования сегодня в мире нет. На "Соколе" сто процентов оборудования из Италии, а технологии — испано-итальянские. Обновление производственного оборудования проходит на заводе практически постоянно, и сегодня конвейеры оснащены самой современной техникой, технологией и оборудованием фирмы NASSETI ETTORE S.p.A. Единственное, что отличает продукцию ОАО "Сокол" от испанской и итальянской — дизайн и цвет.
Россия — многонациональная страна: более 150 национальностей, и у каждой свой колорит и вкус. Поэтому и ассортимент завода огромный — свыше 150 наименований всех видов плитки — напольной, настенной и фасадной керамической плитки; не менее 400 видов декоративных керамических изделий — лучшее из накопленного мировым опытом производства керамической плитки.
Каждые сутки здесь производится более 10 тыс. м2 плитки для полов, 5 тыс. м2 плитки для облицовки внутренних стен и около 30 тыс. штук керамических бордюров, фризов и панно.
"Сокол" — единственное в России предприятие, производящее облицовочную плитку с однократным обжигом. Технологически это более сложный процесс, чем двукратный обжиг, зато такую продукцию ни один завод в России сделать не может.
Пигменты, материал для глазурирования и дизайнерские разработки закупаются у известных фирм: испанской фирмы FRITTA s.I. и итальянской фирмы CERDEC Ceramics s.r.l.
Качество
Напольные плитки, покрытые глянцевыми глазурями, обладают приятным блеском, легко моются, пригодны для устройства полов в помещениях с небольшой интенсивностью движения. Как правило, такие плитки обладают степенью износостойкости III (PEI metod) и пятым классом твердости глазури по шкале Мооса. Эти плитки применяются для укладки в ванных комнатах, кухнях и других помещениях жилых домов. Дизайны серии "Люкс-паркет", "Бриз", "Петергоф", "Триумф", "Травертин", выпускаемые на керамическом заводе "Сокол", попадают в эту категорию напольных плиток.
Настенные плитки с глянцевой (блестящей) поверхностью применимы для отделки внутренних стен любых помещений. Практически все дизайны настенной плитки, производимой на "Соколе", за исключением плиток коллекции "Эллада" и "Парадиз", имеют глянцевую поверхность. Особенно эффектно выглядят глянцевые настенные плитки, имеющие волнистую "рустичную" поверхность.
Плитки, покрытые матовыми глазурями, не блестят и при этом обладают бархатистой восковой поверхностью. Напольные плитки, покрытые матовыми глазурями, обладают следующими достоинствами: не скользят, имеют износостойкость IV класса (РЕI metod), твердость глазури по шкале Мооса — 6-7 класса. Применяются для устройства полов в помещениях со средней и высокой интенсивностью движения людей (лестницы, террасы, полы в офисах, гостиницах, ресторанах и т.п.). Наиболее популярна среди матовых плиток коллекция "Старый камень". Благодаря низкому водопоглощению напольные плитки применимы для отделки цоколей и фасадов зданий. "Сокол" производит широкий ассортимент плиток с рустичной матовой поверхностью — это коллекции "Китай-город", "Олимпия", "Кантри", "Скифы" и т.д.
Изображение на напольной плитке необходимо защитить от истирания. Для этого на глазуровочной линии установлено оборудование, создающее на глазури защитный слой. На некоторых дизайнах тонкий слой высокоизносостойкого покрытия, придающего напольной плитке стойкость к истиранию не ниже IV класса, наносится методом разбрызга, при помощи аэрографической дисковой кабины.
При других дизайнах защитный слой наносится путем наложения износостойкой прозрачной или полупрозрачной "протекторной" мастики. По такой технологии производятся плитки серии "Итальянский мрамор", "Уральские самоцветы" и некоторые другие, имеющие IV класс износостойкости.
Плитки коллекций "Балтика" и "Cупергранит" имеют V класс износостойкости, для этого нанесен дополнительный слой специальной износостойкой глазури.
Все виды напольных плиток, выпускаемых на "Соколе", обязательно имеют защитный слой, повышающий устойчивость плиток к износу. Именно поэтому напольные плитки, произведенные в подмосковном Дедовске, считаются лучшими в России.
Контроль
Каждая плитка, выходящая из печи, проверяется на механическую прочность при изгибе. Плитки, не прошедшие данный тест, идут на переработку и используются потом в качестве шамота. Затем плитка остывает и только после этого сортируется. Сортировка происходит по калибрам и кривизне. Она осуществляется в автоматическом режиме на оборудовании, управляемом компьютером. Визуальные дефекты на поверхности глазури определяет оператор сортировки.
Укладка плитки в коробки, а коробок — на поддоны также происходит автоматически, без участия обслуживающего персонала, роботом-манипулятором. Затем поддон с уложенной на него плиткой автоматически обвязывается и упаковывается в полиэтиленовую пленку.
Таким образом, на предприятии сделано все, чтобы исключить влияние человеческого фактора на качество продукции. После чего продукция готова к реализации и отправляется на склад.
Качество продукции удовлетворяет не только покупателя, но и опытных экспертов: итоги испытаний в итальянском Центре керамики (г. Болонья) подтвердили соответствие плитки требованиям европейского стандарта EN-177. Соответствие требованиям российского ГОСТ-6787-90 подтверждено Федеральным Центром Сертификации в строительстве (ФЦС). Установленные гидропрессы обеспечивают соблюдение постоянных размеров линейности кромок и правильности формы выпускаемой на заводе "Сокол" продукции.
Вот такую керамическую плитку сегодня может приобрести любой белорусский потребитель, обратившись в ООО "Гидроизолстрой".
Влад СКУРАТОВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2004 год в рубрике материалы и технолгии