Возможности сельских хозяйств в области финансирования жилищного строительства стали шире


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. №123 "О дополнительных мерах по жилищному строительству на селе и об источниках его финансирования".

Решение проблемы социально-экономического развития и возрождения села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации, обеспечения устойчивого развития экономики страны и повышения благосостояния сельского населения.
При этом важнейшее место в комплексе мер, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на селе и повышение жизненного уровня населения, занимает жилищная сфера.
Реализация этих мер предполагает комплексный подход к развитию сельских поселений, включающий строительство жилья и реконструкцию имеющегося жилищного фонда, создание необходимой инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры и обеспечение на этой основе государственных социальных стандартов сельским жителям.
Жилищное строительство в сельской местности рассматривается в качестве одного из основных факторов, обеспечивающих привлечение и закрепление специалистов в агропромышленном комплексе, прежде всего в сельскохозяйственных организациях, и вывод сельского хозяйства из кризисного состояния.

В последние годы в сельской местности произошла активизация жилищного строительства. За 1998-2003 годы на селе введено в эксплуатацию 49,4 тыс. квартир (домов) общей площадью 5,6 млн м2.
Жилищные условия за этот период улучшили более 30 тыс. сельских семей. Начиная с 1999 года ежегодный объем возведения жилья в сельской местности устойчиво превышает 30% от общего объема по республике.
Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь, данного в 2000 году на республиканском совещании по вопросам агропромышленного комплекса по строительству в каждой сельскохозяйственной организации в среднем не менее 5 жилых домов (квартир), постановлениями Правительства ежегодно в 2000-2003 годах поручалось облисполкомам и Минсельхозпроду обеспечить выполнение указанного задания главы государства. Источники финансирования строительства этого жилья — средства республиканского бюджета, местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, льготные кредиты с использованием собственных средств указанных организаций.
В результате мер, принятых Правительством, своевременно создана необходимая нормативная правовая база, в частности, по кредитованию хозяйств и сельских жителей, выделению на льготных условиях древесины для строительства жилых усадебных домов с надворными постройками, установлению налоговых льгот для застройщиков и подрядных организаций.
Однако, несмотря на принимаемые меры, при выполнении в 2000-2003 годах в целом заданий по вводу в действие жилья в сельской местности в объеме не менее 30% от общего ввода по республике ввод жилых помещений в сельскохозяйственных организациях составил от 2 до 2,3 жилого дома (квартиры) на одно хозяйство.

Основной причиной невыполнения заданий является недостаточная организационная работа облисполкомов, Минсельсхозпрода по конкретизации задач на местах и слабый контроль.
Не было полной ясности на местах и по количеству хозяйств (с учетом их реформирования) и по потребности специалистов, что не позволяло конкретизировать задачи по строительству жилья в каждом районе. Это подтверждается тем, что из построенного на селе в последние годы жилья оставались незаселенными на конец 2003 года 368 жилых домов (квартир).

Не в полной мере использованы возможности по возведению жилья хозяйственным способом. Только 3-7% от общего объема вводимого в эксплуатацию жилья на селе построено непосредственно самими сельскохозяйственными организациями (в прежние годы этот показатель достигал 20%).
Серьезной причиной является неплатежеспособность хозяйств, что не позволяет банкам предоставлять им кредиты на жилищное строительство. В республике на начало 2004 г. насчитывалось 2164 сельскохозяйственные организации, имевшие задолженность 372,9 млрд рублей по долгосрочным кредитам, полученным в 1996-2003 годах, в том числе по кредитам на строительство жилья 299,2 млрд рублей, или 80,2%. Из общего количества организаций были рентабельными только 162 хозяйства, у которых задолженность по жилищным кредитам составляла 28,8 млрд рублей. Остальные хозяйства являются неплатежеспособными.
Сумма просроченной задолженности по жилищным кредитам составляет 1,24 млрд рублей, и задолженности по выплате процентов за пользование этими кредитами — 3,9 млрд рублей. За 2004-2006 годы хозяйства должны возвратить 107,9 млрд рублей, в том числе основного долга — 68,7 млрд рублей и процентов за пользование кредитами — 39,2 млрд рублей.

В связи с ухудшением финасово-экономического положения хозяйств своевременное погашение образовавшейся задолженности перед банками стало проблематичным. Основой причиной, препятствующей своевременному исполнению обязательств по возврату льготных кредитов и уплате процентов за пользование ими, является недостаток выручки, поступающей на текущие счета хозяйств, наличие картотеки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, отсутствие собственных оборотных средств. В результате многие сельскохозяйственные организации были вынуждены отказываться от продолжения строительства начатых жилых домов.
По указанным причинам осложнились взаимоотношения отделений ОАО "Белагропромбанк" с хозяйствами-кредитополучателями, в том числе и по предоставлению им новых кредитов на жилищное строительство. В 2003 году сумма востребованных кредитов составила только 80% от годового лимита. 559 хозяйств, или 55% от включенных в графики льготного кредитования, являются неплатежеспособными, что не позволило им получить льготные кредиты на строительство жилья.
В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций Правительством в 2003 году был внесен на рассмотрение главы государства проект Указа о реструктуризации погашения задолженности сельскохозяйственных организаций по кредитам, полученным на жилищное строительство, и изменении порядка и условий кредитования строительства жилья на селе.

На основании этих предложений глава государства обязал Национальный банк рассмотреть возможности реструктуризации продления сроков погашения задолженности сельскохозяйственных организаций по жилищными кредитам и процентам за пользование ими. В итоге Президентом Республики Беларусь были приняты предложения Правительства и Национального банка по комплексному решению проблемы строительства жилья на селе и подписан соответствующий Указ (от 01.03.2004 №123).
Данным Указом для улучшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций им предоставлена отсрочка на 3 года по погашению кредитов, выданных на жилищное строительство в соответствии с Указом от 2 сентября 1996 г. №346 "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе". Такие кредиты выдавались ОАО "Белагропромбанк" в 1996-2003 годах сроком на 10 лет с началом погашения через 3 года после получения с уплатой 5% годовых. Указом предусмотрена также возможность внесения изменений в кредитные договоры, по которым выданы кредиты, в части увеличения срока погашения этих кредитов с 10 до 40 лет с сохранением ставки за пользования ими в размере 5% годовых.
Реализация данных норм позволит многим сельскохозяйственным организациям решить проблему выполнения договорных обязательств по возврату полученных ранее кредитов и выплате процентов за пользование ими.

Новый Указ расширяет возможности сельскохозяйственных организаций по финансированию жилищного строительства и на перспективу. В 2004 и последующих годах льготные кредиты будут предоставляться им отделениями ОАО "Белагропромбанк" не на 10 лет (как это было прежде) а на срок до 40 лет и, что не менее важно, под эту же льготную 5-процентную ставку за пользование кредитами.
В целях обеспечения возвратности кредитов и соблюдения банковского законодательства облисполкомам и райисполкомам поручено продлить срок действия выданных ими ОАО "Белагропромбанк" поручительств (гарантий). Такие гарантии выдавались банку при необходимости в соответствии с Указом от 12 мая 1998 г. №236 по кредитам, получаемым колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, находящимся в коммунальной собственности.
Выполнение программы жилищного строительства в сельскохозяйственных организациях должно обеспечиваться ритмичным и своевременным финансированием строек. Поэтому совместным постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. №1737/29 установлены расчетные показатели по финансированию и строительству жилых домов в сельскохозяйственных организациях в 2004 году по регионам и источникам финансирования. Всего для выполнения годового задания по строительству в каждой сельскохозяйственной организации в среднем не менее 5 жилых домов (в том числе в каждой области не менее 100 экономичных деревянных домов) требуется 386,6 млрд рублей. Намечено, что эти потребности на 65,2% будут покрыты льготными кредитными ресурсами (252 млрд рублей), на 29,7% — средствами местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (115 млрд рублей), на 4,6% — собственными средствами сельскохозяйственных организаций.

Как известно, традиционно средства местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов направлялись на предоставление займов (кредитов) и ссуд гражданам, а также на строительство жилья в сельской местности (в размере не мене 30%) путем предоставления кредитов юридическим лицам (осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства) для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений. Кроме того, эти средства направлялись на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.
В текущем году в соответствии с пп. 4.1 и 4.2 статьи 11 Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" областные Советы депутатов должны направлять эти средства на предоставление займов (кредитов) или субсидий только сельскохозяйственным организациям, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, а также в установленном порядке на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки и до 10% этих средств — на строительство жилых помещений для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для других целей ветхих и непригодных для проживания жилых домов. Кроме того, Минскому городскому Совету депутатов предписано 30% средств городского жилищно-инвестиционного фонда передать в соответствующие фонды областных Советов депутатов (по 5% в каждый) для строительства жилых помещений в сельской местности.

Необходимо отметить, что основным источником финансирования строительства жилья в сельскохозяйственных организациях остаются кредитные ресурсы, которые через ОАО "Белагропромбанк" будут выделяться им на льготных условиях. В текущем году, в отличие от прежних лет, по предложению Национального банка этот источник формируется преимущественно на безэмиссионной основе путем привлечения денежных средств в бюджет за счет сверх установленного Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" размещения ценных государственных бумаг в объеме 132 млрд рублей сроком на 1 год.
Указом предусмотрено, что привлеченные средства вносятся в качестве вклада в уставный фонд ОАО "Белагропромбанк" с направлением их на кредитование жилищного строительства в сельской местности. Компенсация расходов, связанных с выплатой процентного и (или) дисконтного дохода по ценным государственным бумагам, осуществляется Национальным банком.

Правительством и Национальным банком совместно с Минстройархитектуры, Минсельхозпродом, ОАО "Белагропромбанк" и облисполкомами принимаются конкретные действия по обеспечению реализации Указа главы государства, создающего условия для безусловного выполнения в 2004 году поручения о строительстве в каждой сельскохозяйственной организации в среднем не менее 5 жилых домов, а также по снижению стоимости сельского жилищного строительства за счет сокращения непроизводительных затрат, совершенствования проектно-планировочных решений, применения экономичных местных материалов, оптимизации площади строящихся жилых домов.
В целях обеспечения надлежащего контроля постановлением Совета Министров от 12 февраля 2004 г. №153 создан республиканский штаб по решению вопросов, связанных с выполнением заданий на 2004 год по строительству жилых домов (руководитель штаба — заместитель премьер-министра Республики Беларусь Тютюнов А.Д.). Республиканский штаб будет ежемесячно рассматривать на своих заседаниях вопросы реализации установленных заданий и принимать необходимые меры по их выполнению. Созданы также аналогичные областные и Минский городской штаб, которые еженедельно будут рассматривать ход выполнения заданий по жилищному строительству, в том числе в сельской местности, оперативно принимать необходимые меры с представлением соответствующей информации в республиканский штаб.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2004 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость