В Минэкономики


Инструкция по оценке рыночной стоимости предприятий
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь Министерство экономики уполномочено на издание нормативных актов, определяющих порядок оценки рыночной стоимости предприятий как имущественных комплексов. В соответствии с этим постановлением Минэкономики разработана и утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь Инструкция по оценке рыночной стоимости предприятий.

Инструкция разработана с целью методического обеспечения деятельности субъектов хозяйствования по определению рыночной стоимости предприятия как объекта оценки и является первым документом в Республике Беларусь, регламентирующим оценку рыночной стоимости предприятий как имущественных комплексов включая имущественный комплекс республиканского унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, а также открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации государственного имущества, акции которого находятся в собственности Республики Беларусь.
Оценка рыночной стоимости предприятий проводится организациями, занимающимися оценочной деятельностью.
В Инструкции даны некоторые понятия, термины и их определения, которые используются в данном документе впервые в нормативной практике, а также предусматриваются известные в мировой практике рыночной оценки основные подходы к определению рыночной стоимости предприятий — доходный, затратный и сравнительный.

В рамках каждого подхода в зависимости от целей оценки могут применяться различные методы. Так, в рамках доходного это метод дисконтирования денежных потоков и капитализации дохода, сравнительного — метод рынка капиталов и метод сделок, затратного — метод накопления активов, метод скорректированной балансовой стоимости, метод ликвидационной стоимости.
Суть доходного подхода заключается в определении текущей (настоящей) стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования имущества предприятия и управления им в прогнозируемом периоде и текущей стоимости предприятия в постпрогнозном периоде с учетом возможности дальнейшей продажи данного предприятия.
Сравнительный подход заключается в определении рыночной стоимости предприятия на основании данных о сделках, совершенных по продаже предприятий-аналогов или их долей в течение пяти последних лет.
Затратный подход заключается в определении рыночной стоимости предприятия на основании балансовых данных с учетом инвентаризации о стоимости собственных источников, а также возможных корректировок и рассчитывается как разница между суммой всех активов предприятия и его обязательствами.

По результатам величин, полученных указанными выше методами, оценщиком производится установление итоговой величины рыночной стоимости предприятия при помощи процентного взвешивания. Стоимости предприятия, рассчитанной каждым из подходов, используемых при определении рыночной стоимости предприятия, присваиваются весовые коэффициенты.
Коэффициент может выражаться либо в процентах, либо числом, при этом сумма всех присвоенных коэффициентов должна составлять соответственно 100% или 1. При присвоении весовых коэффициентов значению стоимости, полученной каждым из применяемых методов, оценщик производит анализ факторов, влияющих на формирование окончательной рыночной стоимости предприятия.
По результатам проведения оценки оформляется отчет о рыночной оценке стоимости предприятия, который должен содержать 8 обязательных разделов: введение, общеэкономический раздел, краткую характеристику отрасли, краткую характеристику предприятия, анализ финансового состояния предприятия, методы оценки рыночной стоимости предприятия, выводы и приложения, общее заключение об оценке.

Данная инструкция является первым документом, который актуален не только в рамках действующего законодательства, но останется также актуальным и после принятия Закона Республики Беларусь "Об оценке стоимости объектов гражданских прав", проект которого принят Палатой представителей Национального собрания в первом чтении.

Стимулирование предприятий промышленности
Согласно поручению Правительства Республики Беларусь Министерство экономики совместно с заинтересованными проработало вопросы, связанные с преодолением инертности промышленности к восприятию новых технологий и освоению новой конкурентоспособной продукции и необходимостью принятия дополнительных мер по стимулированию инновационных процессов, и подготовило проект Плана мероприятий по стимулированию инновационной деятельности организаций промышленности.

Проектом Плана предусматривается:
— разработка инструкции по оценке эффективности использования в реальном секторе экономики результатов научных исследований и разработок;
— расширение участия банков в реализации инновационных проектов;
— внесение в Правительство проекта решения о целесообразности освобождения организаций, осуществляющих освоение новых видов наукоемкой продукции, от обязательной продажи валюты, полученной от реализации новой продукции;
— подготовка предложений по повышению квалификации руководителей и специалистов промышленных организаций по проблемам коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и инновационного менеджмента;
— проработка вопроса введения государственной статистической отчетности об использовании объектов интеллектуальной собственности в организациях промышленности и проведение ряда других мероприятий.

Реструктуризация задолженности
Министерством экономики рассмотрен и согласован подготовленный Министерством промышленности проект указа главы государства Беларуси, которым вносятся изменения в Положение об условиях и порядке реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местный бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Эти изменения вносятся с целью улучшения финансового состояния юридических лиц, обеспечения своевременного поступления налогов, сборов, других обязательных платежей в республиканские и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

В настоящее время более 2,5 тыс. субъектов хозяйствования воспользовались возможностью реструктуризации задолженности по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты. Согласно данному указу уплата процентов за предоставленную рассрочку должна осуществляться с непогашенной суммы задолженности одновременно с уплатой платежей в погашение отсроченной задолженности. При этом обязательным условием является полная и своевременная уплата текущих сумм налогов, сборов (пошлин), поскольку в противном случае реструктуризация задолженности будет прекращена.
Большие суммы накопленной задолженности в сочетании с таким методом определения процентов за пользование отсрочкой делают весьма проблематичным в настоящее время для многих субъектов хозяйствования выполнение установленных указом требований. В связи с этим Министерством промышленности инициировано, а на состоявшемся в Совете Министров Республики Беларусь совещании поддержано предложение об изменении механизма начисления процентов.

Суть этого изменения заключается в том, что определение процентов за пользование отсрочкой предлагается осуществлять не с непогашенной ко дню уплаты суммы задолженности, а с суммы погашаемой части задолженности.
В результате изменения методики общая сумма процентов за весь период рассрочки остается прежней, однако меняется размер ежеквартальных платежей по процентам (по установленной методике он сначала максимальный, а затем убывает, а по предлагаемой — наоборот, постепенно возрастает и достигает максимального значения к концу реструктуризации).

Антикризисный управляющий на производстве
В соответствии с декретом главы государства Беларуси "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь в марте 2004 г. был осуществлен прием и оформление документов на выдачу 94 специальных разрешений (лицензий) на право осуществления деятельности антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Все соискатели лицензий прошли аттестацию в Департаменте по санации и банкротству и соответствовали профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисным управляющим.

Указанные документы в установленном порядке были внесены на рассмотрение Коллегии Министерства экономики, которой было принято решение о выдаче всем претендентам лицензий на право осуществления деятельности антикризисного управляющего.

Подготовил по материалам Минэкономики Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость