О проблемах акционирования жилищных служб


На заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь 10 марта 2004 г. рассмотрен вопрос о работе Минжилкомхоза, облисполкомов и Минского горисполкома по выполнению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. №45 “О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг”

На заседании отмечено, что в 2003 году Минжилкомхозом, облисполкомами и Минским горисполкомом, а также республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, проведена определенная работа по выполнению мероприятий, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. №45 “О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг”.

По информации Минжилкомхоза, ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов после капитального ремонта (тепловой модернизации) в 2003 году составил 645,8 тыс. м2, или 105,9% от установленного задания.
Из всех источников финансирования на капитальный ремонт (тепловую модернизацию) было направлено 174 млрд рублей, в том числе бюджетных средств 52,5 млрд рублей (30,2% от объема финансирования), средств целевого сбора — 53,8 млрд рублей (30,9%), отчислений нанимателей и собственников — 60,8 млрд рублей (34,9%), других источников — 6,9 млрд рублей (4%). Однако в Брестской, Гомельской и Гродненской областях средства инновационного фонда Министерства энергетики, предназначенные на долевое участие в финансировании работ по энергосбережению, на проведение тепловой модернизации жилых домов, не направлялись. Облисполкомами не на должном уровне проведена работа по изысканию дополнительных источников финансирования работ по капитальному ремонту жилья, в том числе отчислений арендаторов и ссудополучателей по договорам безвозмездного пользования встроенно-пристроенными помещениями.
Разработаны и утверждены графики тепловой модернизации общежитий до 2015 года. В 2003 году работы по проведению тепловой модернизации начаты на 38 общежитиях, на 12 из которых до конца года работы завершены.

Проведена работа по обследованию ветхого и аварийного жилищного фонда и признанию жилых помещений в установленном порядке непригодными для проживания. По информации облисполкомов и Минского горисполкома, в 2003 году для этих целей построено 22,8 тыс. м2 общей площади жилых помещений (при задании 175,36 тыс. м2). По результатам уточнения наличия ветхого и аварийного жилищного фонда и с учетом реальных источников финансирования требуется корректировка задания на 2004 и 2005 годы по строительству жилья для этих целей.
Отмечено, что облисполкомами не обеспечено выполнение установленного задания по тепловой модернизации жилых домов с надстройкой мансард. Из 67 жилых домов, определенных для строительства мансард в 2003 году, работы велись на 21 жилом доме, из которых на 11 строительство мансард завершено, и по 10 домам работы продолжаются. Наиболее худшее положение дел по организации строительства мансард сложилось в Гомельской и Минской областях, в результате в этих регионах не введено в эксплуатацию ни одного жилого дома после проведения тепловой модернизации с надстройкой мансард. В целом низкие темпы мансардного строительства обусловлены отсутствием инвесторов в небольших городах, а также недостаточным правовым урегулированием вопросов, связанных с необходимостью получения единогласного согласия жителей (собственников) конкретного дома на строительство мансарды.

Не приняты облисполкомами действенные меры и по обеспечению строительства в 2003 году не менее чем по 200 квартир в жилых домах типовых потребительских качеств, предназначенных для отселения граждан из крупнопанельных жилых домов (построенных по типовым проектам первых массовых серий) на время проведения их тепловой модернизации. В г. Минске в настоящее время ведется строительство двух жилых домов, ввод в эксплуатацию которых планируется осуществить в I квартале 2004 г. В Витебской области принято решение по отселению граждан из общежитий предприятий городов Витебска, Полоцка, Орши для дальнейшей передачи общежитий в городскую коммунальную собственность под маневренный фонд и использования для отселения граждан из домов КПД. В Могилевской области было запланировано построить 200 квартир, в Гродненской — 140 квартир, но фактически строительство таких домов не велось. В 2004 году необходимо продолжить работу по строительству жилых домов типовых потребительских качеств, предназначенных для отселения граждан из крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, на время проведения тепловой модернизации, что позволит в дальнейшем производить не только тепловую модернизацию, но и реконструкцию жилищного фонда, в том числе и жилыми массивами (кварталами, микрорайонами) городов, обеспечив выбор наиболее эффективных проектных решений и создание зон энергоэффективной эксплуатации жилья.

В целях совершенствования порядка управления недвижимым имуществом совместных домовладений в 8594 жилых домах, насчитывающих 70 и более процентов квартир, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, в соответствии с графиками проведены собрания по созданию товариществ собственников, что составляет 74,3% к общему количеству (11565) таких домов. Создано 178 товариществ собственников. Работа с населением, проживающим в многоквартирных жилых домах, по избранию формы управления через товарищества собственников продолжается.
В 2003 году продолжалась работа по заключению договоров на выполнение работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг. При этом в качестве заказчика выступают собственники жилых помещений, а функции подрядчика выполняют жилищно-коммунальные предприятия.

По состоянию на 1 января 2004 г. в республике функционировали 12 негосударственных организаций по техническому обслуживанию жилищного фонда. В целях повышения качества обслуживания жилищного фонда, создания равных условий по привлечению к эксплуатации организаций различных форм собственности в 2003 году было организовано проведение 136 конкурсов на выполнение специализированных работ.
В рамках решения вопроса акционирования унитарных предприятий, осуществляющих обслуживание жилищного фонда, облисполкомами и Минским горисполкомом подготовлены перечни предприятий коммунальной собственности, намеченных к реформированию в 2003 году, в которые были включены 72 предприятия. Во всех жилищно-эксплуатационных службах, подлежащих акционированию в 2003 году, проведены собрания трудовых коллективов по вопросу реформирования предприятий, утверждены графики проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности, составлены перечни нежилых помещений, передаваемых в их хозяйственное ведение. В то же время, углубленное изучение проблем, связанных с акционированием жилищных служб, выявило ряд нерешенных вопросов организационного характера.
В последние 3 года в отрасли проводилась работа по реорганизации жилищно-эксплуатационных организаций как путем перевода их на самостоятельный баланс с правом юридического лица, так и путем слияния с другими организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая непродолжительный срок работы данных предприятий после реорганизации, в том числе в условиях самостоятельности, в целях результативного проведения акционирования жилищно-эксплуатационных организаций целесообразно, чтобы окончательные решения по их преобразованию принимались местными исполнительными и распорядительными органами после всестороннего изучения результатов их работы в рамках Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.

Президиум Совета Министров поручил республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 апреля 2004 г. рассмотреть ход реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. №45 и принять меры по активизации данной работы.
Одновременно, учитывая объективные обстоятельства, сдерживающие выполнение отдельных заданий, и необходимость активизации в целом работы по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, принято решение о внесении ряда изменений и дополнений в указанное постановление Правительства в части уточнения заданий на 2004-2005 и последующие годы по отселению граждан из ветхих и аварийных жилых домов, созданию товариществ собственников в эксплуатируемых и вводимых в эксплуатацию жилых домах, акционированию предприятий, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2004 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость