Гидроизоляционный материал для мостов
Железобетонные и стальные мосты должны быть максимально защищены от негативного воздействия окружающей среды, в первую очередь от воды и растворенных в ней солей. Среди различных факторов, обуславливающих срок службы моста (конструкция, качество материалов, климатические условия, величина транспортного потока, своевременный ремонт и правильная эксплуатация), надежность гидроизоляции и дорожного покрытия занимают немаловажное место.
Водонепроницаемость является главным требованием, которое предъявляют к гидроизоляции. Ее надежность определяют также следующие параметры: адгезия к основанию и уложенному сверху дорожному покрытию в сочетании со стойкостью к сдвиговым деформациям, термостабильность, сохранение свойств при длительной эксплуатации, гибкость при низкой температуре, сохранение водонепроницаемости при возникновении трещин в основании, высокая эластичность при периодических нагрузках.
Специалисты считают, что битумные материалы, применяемые для гидроизоляции транспортных объектов в России до последнего времени, уже не выполняют своих функций в должной мере. Например, температура хрупкости дорожного битума составляет всего -5°С, то есть при более низких температурах битум начинает трескаться даже при небольших деформациях. В результате разрушения гидроизоляции выщелачивается бетон конструкций мостового сооружения, корродируют, и довольно быстро, металлическая арматура и закладные элементы.
Специалисты российской компании "ТехноНИКОЛЬ" провели анализ европейского рынка материалов, предназначенных для гидроизоляции мостов, и пришли к следующему выводу: лучшим гидроизоляционным материалом для российских условий является СБС-модифицированный битумно-полимерный наплавляемый рулонный материал с синтетической основой из нетканого полиэфирного полотна.
Специалисты СоюздорНИИ совместно с компанией "ТехноНИКОЛЬ" разработали такой материал — "Техноэластмост".
Материал изготовляют путем нанесения битумно-полимерного вяжущего, модифицированного искусственными каучуками, на высокопрочную полиэстеровую основу. Нижняя сторона материала покрыта легкооплавляемой полимерной пленкой с индикаторным рисунком, верхняя — мелкозернистым песком.
"Техноэластмост" предназначен для гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части (марка Б), устройства защитно-сцепляющего слоя на стальной ортотропной плите пролетных строений мостовых сооружений (марка С) и гидроизоляции других строительных конструкций. Применение материала допускается в районах строительства с минимальной температурой наиболее холодных суток ниже -40°С. Наплавление производится с помощью пропановой горелки.
В качестве модификатора применяется искусственный каучук — стирол-бутадиен-стирол (СБС) для марки Б и высококачественных полиолефинов для марки С. Материал с основой из полиэстера имеет толщину не менее 5 мм (марка Б) и 5,5 мм (марка С). Благодаря своей эластичности материал легок в укладке даже в холодную погоду и не становится слишком мягким на солнце, работа с ним проста и не требует высокотемпературного нагрева материала. Полимерная пленка, которой материал покрыт снизу, имеет специальный рисунок, по которому рабочий легко определяет готовность материала к укладке. А высокая адгезия к основанию обеспечивает когезионный отрыв (по вяжущему).
Эластичное удлинение СБС-модифицированного вяжущего достигает 1500%, что обеспечивает надежность материала при периодических деформациях, сдвигах дорожной одежды, трещиностойкость на бетонном основании. Исследования, проведенные в лаборатории компании Shell, показали, что СБС-модифицированный материал сохраняет водонепроницаемость даже после 10.000 циклов по морозостойкости.
Материал "Техноэластмост С", модифицированный полиолефинами, допускает усадку асфальтобетона, в том числе литого, непосредственно на гидроизоляционное покрытие.
Материал "Техноэластмост Б" был испытан на долговечность с помощью традиционного теста на ускоренное термостарение. Материал выдерживался в вентилируемой печи 6 месяцев при температуре 70°С, что сравнимо со старением материала в течение 30 лет на кровле. В результате температура гибкости на брусе уменьшилась с -25°С до -17°С, теплостойкость снизилась на 9°С.
"Техноэластмост" легко укладывается и на горизонтальные, и на вертикальные поверхности. При этом расход газа для подплавления нижнего слоя материала значительно сокращается — практически на 30%. Меньше нагревается бетонное основание, выделяется меньше продуктов горения, вредных для рабочих, укладывающих материал. Это особенно актуально при работе в закрытых тепляках в холодное время года.
Материал успешно применен на ряде крупных объектов России: мостовых переходах на трассе М-4 (МКАД–Кашира), Хотьковском автомосту трассы М-1 (Москва–Санкт-Петербург), мостах в Пензе, Рязани, Саратове, Самаре, Волгограде и многих других объектах. Всего в России и СНГ применено более 1 млн кв. метров материала "Техноэластмост", который производится на заводе "Технофлекс" в Рязани с использованием новейшей итальянской производственной линии Boato.
Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2004 год в рубрике изоляция