Бульдозеры АО Huta Stalowa Wola S.A.


Польская АО Huta Stalowa Wola является всемирно известной фирмой по выпуску дорожно-строительной и землеройной техники, пользующейся высоким спросом на мировом рынке и в странах СНГ.


Параметрический ряд бульдозеров-рыхлителей производства АО HSW представляет собой унифицированные семейства машин. Кроме базовых моделей, производится ряд модификаций и комплектаций машин для производства специфических работ или особых условий эксплуатации, для чего они могут оснащаться одно- или многозубовыми рыхлителями, стандартными, болотоходными гусеницами, со смазываемыми шарнирами и т.д. Имеются модели малой мощности TD-7, TD-8, TD-9 (мощностью двигателя 52, 60, 67 кВт и массой 7,5, 7,9 и 8,8 т соответственно), эффективны при эксплуатации на небольших строительных объектах.
В основу конструкции бульдозеров производства АО HSW заложен модульный принцип. Отдельные узлы-модули можно демонтировать/монтировать по отдельности, не затрагивая соседние модули. Это значительно снижает трудоемкость и повышает удобство выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию модулей и машины в целом. Трудоемкость замены отдельного модуля составляет для тяжелых машин 4-8 чел/ч. Модульная конструкция позволяет произвести капитальный ремонт бульдозера поагрегатно, заменяя модули, подлежащие ремонту, исправными (из обменного фонда), сокращая тем самым время простоя машины в ремонте по сравнению с методом полного ремонта и повышая ее производительность.

Бульдозеры оснащены турбонаддувными дизельными двигателями с непосредственным впрыском, имея постоянные тяговые характеристики до высоты 3000 м над уровнем моря. Система клапанов управления коробками передач обеспечивает направление потоков масла так, что в первую очередь происходит включение фрикционов направления движения, и только после этого включаются фрикцион выбранной передачи, что исключает большие динамические нагрузки в узлах трансмиссии и ходовой части и способствует повышению их ресурса.
Механизмы поворота представляют собой двухдиапазонные (двухпоточные) гидромеханические передачи, управляемые гидравлически через систему клапанов, распределителей и многодисковых фрикционов, работающих в масле. Поворот и торможение бульдозера оператор осуществляет с помощью рычагов и педали тормоза. В случае аварии в гидросистеме поворота или неожиданной остановки двигателя происходит автоматическое включение тормозов за счет усилия сжатых пружин, и машина затормаживается. Конструкция механизма поворота позволяет осуществить плавный поворот бульдозера на радиусах от 0 до бесконечности без дополнительных затрат мощности на поворот, облегчает управление машиной и повышает ее производительность примерно на 40%. Коробки передач в сочетании с уникальными механизмами поворота обеспечивают бульдозерам по 6 передач для движения вперед и назад.
Оригинальная схема передачи веса бульдозера от главной рамы на рамы гусениц с применением поперечной балки-стабилизатора в передней части обеспечивает равномерное загружение всех элементов конструкции, не допускает перегрузки при работе и увеличивает ресурс этих узлов.

На бульдозеры могут устанавливаться гусеницы со смазываемыми уплотняемыми шарнирами, в которые при сборке закладывается смазка на весь период эксплуатации. Это увеличивает ресурс гусениц по сравнению с обычными в 2 раза и снижает потери мощности бульдозера в самой гусенице. В бульдозерах используется небольшой ассортимент высококачественных долгоработающих масел, смазок и специальных жидкостей, обеспечивающих эксплуатацию машин при температурах воздуха до -50°С. Специалисты высоко оценили технико-экономические показатели бульдозеров АО HSW, что способствовало повышению спроса на них и дальнейшему продвижению на рынки СНГ. Акционерное общество Huta Stalowa Wola S.A. относится к немногим в мире ведущим фирмам-изготовителям дорожно-строительной и землеройной техники, способным производить современные тяжелые бульдозерно-рыхлительные агрегаты эксплуатационной массой до 60 тонн и с мощностью двигателей свыше 500 л/с.
Бульдозер-рыхлитель такого типа под маркой TD-40 был разработан в 1981 г. совместно инженерами HSW и американской фирмы IHC, а уже в 1983 г. он был поставлен на производственную линию. Учитывая возрастающие требования к технико-эксплуатационным показателям бульдозер TD-40 в 1988 г. был модернизирован и получил индекс TD-40B. С 1992 г. начались поставки бульдозера-рыхлителя TD-40B в страны СНГ. АО HSW непрерывно совершенствует конструкцию своих машин. В результате реализации возросших требований к бульдозерам по комфорту, безопасности работы водителя, снижению вредного воздействия на окружающую среду, повышению производительности, уменьшению трудозатрат на обслуживание и ремонт и др. была создана новая модификация бульдозера — TD-40C, производство и поставки которого начались с 1996 г.

Основными целями модернизации были: повышение производительности бульдозера; повышение прочности и совершенствование конструкции машины; совершенствование систем управления движением бульдозера и управления рабочим оборудованием; облегчение оператору управления машиной и повышение комфорта его работы; повышение безопасности работы оператора; снижение вредного воздействия на окружающую среду; снижение трудоемкости, повышение удобства, увеличение периодичности технического обслуживания машины и др.

Модернизации подверглись ряд основных узлов, агрегатов и систем. По имеющимся расчетам и многолетнему опыту эксплуатации бульдозера TD-40B установлено, что машина обладает дополнительным запасом мощности по двигателю при работе в бульдозерном режиме. Поэтому было принято решение о повышении емкости отвалов. Так, емкость сферического отвала типа Fulli-U увеличена на 1,9 м3 (до 21 м3).Увеличение нагрузки на отвалы потребовало усиления их прочности за счет установки усилительных плит в центральной лобовой части и режущих кромок повышенной износостойкости. Отвалы оборудованы системой гидравлического перекоса или перекоса/наклона, что повышает их универсальность в работе. В связи с увеличением емкости отвалов возросла нагрузка на раму и ходовую часть бульдозера, поэтому увеличены сечения поперечин передней рамы, диаметры пальцев и втулок гусеничной цепи и радиус межзубовой впадины зубчатого венца ведущего колеса гусеницы. Тем самым достигнута большая прочность конструкции бульдозера и износостойкость системы гусеничная цепь — зубчатый венец ведущего колеса, что позволяет в полной мере реализовать повышенные возможности рабочего оборудования машины. Изменение конструкции балки крепления зубьев рыхлителя позволило более рационально разместить гидроцилиндры подъема и наклона зубьев — попарно в горизонтальной плоскости (один над другим), что значительно улучшило для оператора возможность наблюдения за состоянием и работой рыхлителя. В коробку передач внесены конструктивные изменения, позволяющие увеличить скорость движения бульдозера на третьей передаче вперед с 11,2 до 12,6 и назад с 13,1 до 15,6 км/ч. Вследствие этого радикально улучшились маневренность бульдозера, а, следовательно, и его производительность при выполнении работы, и скорость его перемещения при смене места работы.

Кабина нового бульдозера и узлы ее крепления подверглись коренной переработке. Для повышения комфортабельности — гашения вибраций и снижения уровня шума в кабине, возникающих при работе бульдозера, — кабина установлена на раме на упругих резиновых амортизаторах отдельно от мотоотсека. Кабина легкосъемна, что позволяет управлять машиной со снятой кабиной и облегчает транспортировку бульдозера. Кабина стала шестигранной формы с большими окнами с безопасными стеклами. Она герметична, имеет термошумоизоляцию, две двери, боковые раздвижные окна. Шестигранная форма кабины, ее симметричное размещение относительно продольной оси машины и подъем уровня пола кабины на 300 мм обеспечивают отличную обзорность с рабочего места оператора. Новое, более эргономичное кресло оператора фирмы SEARS поворачивается вправо на 15 градусов, что повышает возможности оператора по контролю за работой и состоянием рыхлителя. Кресло имеет систему амортизации, регулируемую в зависимости от веса оператора, оборудовано подлокотниками и ремнем безопасности.

Современная панель контрольно-измерительных приборов имеет эластичное крепление. Вертикально расположенные приборы позволяют удобно осуществлять контроль за состоянием узлов, механизмов и систем, определяющих жизнеспособность машины, без отвлечения внимания оператора от управления бульдозером и его рабочим оборудованием. Приборы подсвечиваются и имеют шкалы с неотражающей поверхностью, чем обеспечивается хорошая видимость и исключается появление бликов. Каждый прибор может быть снят (установлен) по отдельности со стороны лицевой части панели. Возможность размещения кондиционера или отопителя кабины под креслом оператора ускоряет очистку, охлаждение (прогрев) воздуха в кабине. Крыша кабины полностью соответствует требованиям вертикальной защиты FOPS. Двухопорная балка системы антиопрокидывания ROPS является отдельным узлом и крепится на задней раме бульдозера. В случае заказа бульдозера без кабины одновременно с защитой ROPS устанавливается и система FOPS. Аккумуляторы вынесены из кабины наружу и размещены на крыльях в удобнодоступном для обслуживания месте. Это исключило также опасность загазованности кабины аккумуляторными газами. Системы управления поворотом бульдозера и рабочим оборудованием полностью гидравлические. Удобно расположенные рычаги управления поворотом бульдозера с сервоусилением значительно облегчают управление машиной. Два рычага управления поворотом расположены слева от кресла в удобной для оператора зоне — перед левым подлокотником, как бы в его продолжение. Незначительные усилия для перемещения рычагов и их малые рабочие хода создают наивыгоднейшие условия для управления двухскоростным механизмом поворота бульдозера. Рычаги управления отвалом и рыхлителем также установлены в эргономически удобной зоне для оператора — перед правым подлокотником — в его продолжение. Они снабжены системами сервоусиления, обеспечивающими снижение до минимума усилия на перемещение рычагов и их малые рабочие хода.

В управление перекосом внедрена система управления углом заглубления отвала. Нажатием кнопки, установленной на рычаге управления перекосом отвала, осуществляется изменение потока масла в гидросистеме цилиндров перекоса, что, в свою очередь, изменяет угол заглубления отвала. Управление тормозом и децелератором (оборотами двигателя) осуществляется одной педалью. Введена смазка шкворня балки-стабилизатора, что исключает сухое трение в этом сочленении, повышает износостойкость и обеспечивает безаварийную и долговечную работу этого узла. Масленка для смазки шкворня для удобства выведена наружу бульдозера. Увеличилась периодичность технического и сервисного обслуживания бульдозера. Заправочная емкость бака повышена на 240 л — с 1135 до 1375 л, что увеличило запас рабочего времени по топливу. Масленки для смазки различных сочленений выведены наружу на одну из сторон машины. Это повышает удобство и ускоряет проведение периодических технических обслуживаний машины. По заказу на машину могут быть установлены устройства, обеспечивающие ускоренный слив и заправку маслом задней рамы, бака гидросистемы, системы смазки двигателя, жидкостью системы охлаждения двигателя и залив топлива в бак.

Предусмотрены различные варианты комплектаций и исполнений бульдозера, в том числе для условий жаркого и холодного климата, для тяжелых геологических условий и т.д. Вместе с тем, при модернизации бульдозера сохранены хорошо зарекомендовавшие себя в процессе многолетней эксплуатации конструктивные решения и особенности, присущие машинам производства АО Huta Stalowa Wola S.A. и определяющие их высокий технический уровень и конкурентоспособность в сравнении с лучшими образцами машин данного типа.
Стремясь наилучшим образом удовлетворить запросы своих потребителей, Huta Stalowa Wola расширила линейку гусеничных бульдозеров, представив новую модель TD-25H. На бульдозере установлен дизельный двигатель Cummins с турбонагнетателем. Развиваемая мощность — 320 л/с (238 кВт). Двухскоростное управление движением позволяет достигать значительного улучшения управляемости машины. Для работы на различных грунтах разработан большой выбор ширины траков. Широкие траки позволяют работать на более мягких и заболоченных грунтах. Бульдозер может комплектоваться полуовальным, овальным и угловым отвалами. Кроме этого, устанавливается одно- или многозубовый рыхлитель. На бульдозере установлена шестигранная кабина, увеличивающая обзор и отвечающая самым современным требованиям эргономики рабочего места. Она изготовлена по технологии ROPS, что позволило снизить ее шумопроницаемость и уровень воздействия вибрации. Следствием этого стала более удобная и комфортная работа оператора бульдозера, что, несомненно, скажется на повышении эффективности использования машины.

Основная особенность построения техники Huta Stalowa Wola состоит в том, что при разработке машин применяется модульная концепция построения. Это дает возможность заменять неисправный компонент без разборки смежных узлов и деталей, что снижает затраты труда и времени на ремонт и обслуживание машин. Развитая сеть представительств и сервисных центров, обеспечивающих своевременное обслуживание, доказывает правильность выбора техники компании Huta Stalowa Wola для выполнения различных операций в любых условиях.

Павел Надольский


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2004 год в рубрике del - техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость