Медиатека — шаг в новое информационное пространство
Библиотеки принадлежат к древнейшим учреждениям науки и культуры. Именно они обеспечивают сохранение культурного наследия и принимают участие в его освоении и распространении. С развитием новых информационных технологий меняется сама философия организации библиотек: они становятся своеобразными "фабриками информации" — тем открытым пространством, где пересекаются информационные запросы граждан. В результате неузнаваемо меняется их облик. Какими должны быть библиотеки двадцать первого века? Какие услуги они будут предоставлять, как вписываться в ландшафт современного города, его информационную среду, какие материалы наиболее уместны при возведении современных библиотек?
Потомкам в наследство
Идея строительства специализированных библиотечных зданий относится к глубокой древности. Каждая эпоха и каждая страна рождали библиотечные сооружения, отвечающие их интересам, условиям, национальным традициям и требованиям. Естественный процесс развития общества сопровождается и постоянными изменениями во взглядах на их архитектурный облик, планировку, оформление, социальную роль. В самой идее строительства специальных библиотечных зданий заложен смысл постоянного дальнейшего их использования многими поколениями. Весьма примечательно, что технические решения, применяемые при строительстве библиотек, часто значительно опережают свое время благодаря тому, что ресурсы прошлого в полном объеме закладываются в новые проекты. Характерно и то, что во все времена значительную роль в финансировании строительства библиотек играли средства меценатов и благотворителей, заинтересованных в возрастании научного и культурного потенциала наций. Не стала исключением и современная эпоха.
Заказ на архитектурное оформление объектов, в которых концентрируются новейшие достижения в области информации, — характерное проявление развивающегося общества. Под влиянием прогресса многие библиотеки, продолжительное время остававшиеся основными центрами образовательной активности людей, сегодня остро нуждаются в функциональной реорганизации. Становится все более очевидным, что назрела необходимость рассмотреть и осмыслить происходящие в этой области процессы.
Появление альтернативных носителей информации изменило представление не только о функции вновь возводимых архитектурных объектов, но
и о подходах к их формообразованию. В зарубежной практике библиотеки из обычного хранилища фолиантов очень быстро превращаются в новейшие мультимедийные центры. Поэтому современные библиотеки часто называют медиатеками.
Организация пространства...
Современные архитектурные и дизайнерские решения все более ориентируются на создание условий, позволяющих гибко чередовать различные виды культурно-познавательной деятельности в структуре одного объекта. При этом само понятие "библиотека" интерпретируется по-новому: как интеллектуальное пространство и центр культуры. Вместо весьма распространенного ранее приема организации библиотечного пространства в виде системы изолированных помещений все чаще применяются подходы, которые дают возможность сочетать функции образования и развлечения в непрерывном, перетекающем пространстве, широко используя мультимедиа.
...по вертикали
Достаточно интересна во всех отношениях медиатека, построенная в японском городе Сендай. В ее архитектурном построении удачно использована тема вертикальных колонн, образующих конструктивный каркас здания. Вертикальное зонирование здания позволяет выделить в нем функциональные "слои", предоставляющие посетителю возможность при желании переходить из читального зала в кино- или видеозал, а из информационной зоны — в детскую или кафе. Чередующиеся функции различных помещений помогают сократить психологические нагрузки, возникающие из-за продолжительного пребывания в монотонном информационном пространстве, где занятия и характер окружения подолгу не меняются.
...по горизонтали
Контрастным примером объемно-пространственной организации является медиатека в Нанте, Франция. В основу ее композиции положено размещение различных функциональных зон в одном уровне, что также позволяет обеспечить получение наиболее востребованных форм информации с помощью различных носителей. По обеим сторонам от основного транзисторного пространства располагаются кинозал, видеозал, зал для прослушивания музыкальных записей и библиотека. Благодаря примененным здесь оригинальным интерьерным решениям специальное оборудование обретает особое, очень весомое композиционное значение.
...свободная
Сколь бы оригинальными ни были дизайнерские изыски, основные усилия архитекторов направлены на организацию удобной для читателей среды. Широкие возможности для этого открываются благодаря свободной трактовке основных помещений. При таком подходе в пределах одного пространства располагается и весь необходимый набор оборудования для хранения литературы, и рабочие места персонала, и зона для чтения.
...в единстве с природой
Кроме того, часто гармонично объединяются внутреннее и внешнее пространства библиотеки. Один из наиболее ярких примеров тому — пространственное решение читального зала в городской библиотеке финского города Лахти. В его основу положен весьма важный для интеллектуального пространства принцип смены зрительных впечатлений от восприятия интерьера и ближайшего окружения здания. Здесь зона для чтения комфортно расположилась вдоль волнообразной стеклянной стены, за которой находится каскадная растительная композиция.
Подобный прием наделен вполне определенным психологическим смыслом и помогает хотя бы частично избавиться от нагрузки, неизбежно возникающей в процессе продолжительной концентрации внимания при чтении. Весьма любопытно, что окружающий ландшафт привлекается в качестве одного из выразительных средств интерьерного дизайна. Пространство как бы распахивается в природное окружение через остекленную боковую поверхность. Когда такой открытый интерьер дополняется светлой деревянной мебелью, продуманным освещением, композиционно интересной расстановкой оборудования, создается неповторимое ощущение легкости и воздушности, обычно не свойственное библиотечным помещениям. Интерьер предстает как "живое" информационное пространство, опровергающее устойчивые стереотипы в представлении о библиотеках как статичных, маловыразительных и однообразных помещениях.
Тема вживления природных форм в структуру библиотечного пространства всегда была и остается актуальной. Одно из зданий комплекса нового университета в Хельсинки спроектировано под ее непосредственным влиянием. Здесь для размещения фрагментов живой природы в интерьере использован очень выразительный прием. Несколько секторов внешнего контура круглого в плане здания заполнили небольшими зимними садами. Чередование серии таких зеленых "оазисов" и помещений со стеклянными перегородками для работы с литературой рождает у находящихся в пределах здания людей необычное ощущение погружения в природную среду. Преобладающий материал — натуральное дерево — активно поддерживает тему доминирования природных компонентов в интерьере библиотеки.
Эти примеры из современной зарубежной практики наглядно иллюстрируют диапазон возможностей для развития архитектуры и дизайна в этой новой для нас области. Эволюция формы и функций подобных объектов подтверждает намерения развитых стран вкладывать средства в эстетическое и функциональное обновление информационного пространства.
Библиотека по-фински
Очень интересен опыт продвижения современной архитектуры и дизайна библиотечных зданий в Финляндии. Здесь качество и доступность информации на всех возможных видах носителей, равно как и архитектура библиотечных зданий, практически не зависят от степени удаленности от главных культурно-информационных центров.
Часто в небольших городах в сотнях километров от финской столицы можно встретить современные, даже авангардные постройки, не уступающие по уровню дизайна столичным.
Стремление финских архитекторов к оптимизации информационного пространства диктует лаконичность и простоту объемов и форм. При этом каждое дизайнерское решение максимально наполнено функциональным смыслом.
И это касается не только архитектуры, но и внутренней организации библиотечного пространства. Удобный и достаточно свободный доступ ко всему объему информации, простота работы с любыми носителями обеспечиваются благодаря продуманной и очень рациональной компоновке оборудования с учетом наиболее удобного передвижения читателей внутри здания.
Широкое использование для зонирования пространства стеклянных перегородок позволяет зрительно разгрузить его, наполняет интерьеры легкостью и воздухом. Своеобразие дизайна специального оборудования, мебели, оригинальные цветовые решения, находки в организации освещения создают индивидуальный характерный для каждого библиотечного помещения образ, его неповторимую атмосферу.
Весьма интересна с этой точки зрения муниципальная библиотека в городе Сомеро. Здесь благодаря оригинальному взгляду на обычные элементы библиотечного интерьера: привычно однообразные стеллажи, лестничные площадки, контуры несущих конструкций и
т. д., — авторам удалось отойти от известных стереотипов.
Обращение к разнообразным геометрическим формам позволяет не только достичь определенного эстетического эффекта, но и использовать нестандартные очертания оборудования и конструкций, чтобы сделать пространство более функциональным.
Рассказ об оригинальных подходах к проектированию библиотечных зданий в Финляндии был бы неполным без упоминания такого примечательного объекта, как библиотека в местечке Вихти. Его внешний облик создается благодаря органичному сочетанию архитектурных форм, характерных для периода конструктивизма, с новейшими достижениями стиля хай-тек. К числу очевидных архитектурных достижений можно отнести удачное взаимное расположение помещений для обслуживания посетителей, хранения книг и пребывания персонала с использованием возможностей вертикального зонирования. В дизайнерских решениях всех компонентов библиотеки в Вихти прослеживается стремление авторов придать им наиболее выразительный, современный характер. Примечательно, что в зарубежной практике специальные детские библиотеки не получили широкого распространения. Поэтому при разработке внутреннего дизайна библиотечных зданий особое внимание уделяется пространственному и эстетическому оформлению детской зоны. В данном случае решение детского пространства весьма оригинально и с той, и с другой точки зрения. Оно представляет собой выдвинутое из основного объема помещение, имеющее форму усеченной трехгранной призмы.
Библиотечная экология
Особое место при разработке проектов библиотечных зданий занимают сегодня вопросы экологии. Библиотечное пространство является зоной риска, поскольку в нем присутствуют физические и химические факторы риска. Это продукты обмена веществ, ионы тяжелых металлов, производные графита, красителей, клеев, различных искусственных материалов, а также бактерии, грибы, вирусы.
Архитектура библиотеки должна быть реабилитационной. При организации работы библиотек не в последнюю очередь необходимо думать о сохранении здоровья читателей и работников. Библиотечная мебель должна быть не только оригинальной, но и эргономичной, освещение — не только красивым, но и рациональным, растения в ландшафтных композициях не только стилистически выдержанными, но и в полной мере подходящими для подобных помещений. Кроме того, необходимо наладить правильный воздухообмен, предусмотреть возможность озонирования и ионизации воздуха, способы психологической и физической разгрузки для читателей и сотрудников.
Информационная среда без барьеров и границ
Одна из нерешенных на сегодня задач отечественной архитектурной практики связана с организацией информационного пространства, доступного для людей с ограниченными физическими возможностями. Речь идет не только об использовании соответствующего оборудования, но и о создании качественно новых объектов, способствующих преодолению существующей отчужденности этой категории людей. Особенно важно обеспечить полноценный доступ к информации людям с проблемами зрения. Здесь на первый план выходит понимание и учет привычных для слепого человека проблем восприятия окружающей действительности.
Хорошим решением может стать создание взамен традиционной библиотеки целого комплекса из многих помещений, где информация становится доступной в основном благодаря возможности непосредственного контакта посетителя с разнообразными предметами, восприятия информации на слух или тактильным путем. В структуру такого рода объектов наряду с читальными и компьютерными залами может быть включен целый ряд помещений, в которых посетитель сможет "прочитать" руками историю развития техники или почувствовать недоступную в обычном зоопарке форму животных. Дополнительными средствами ориентации слепого человека в подобном интерьере становятся всевозможные поручни, фактура поверхности пола, звуковые сигналы и определенная закономерность размещения информационных материалов. Приемы оформления интерьеров такого центра будут, конечно же, заметно отличаться от привычных, однако здесь существует множество дополнительных возможностей для дизайнерских и архитектурных разработок, отражающих специфику использования подобных объектов.
Все сказанное выше подтверждает необходимость дальнейшего поиска средств дизайна и архитектуры, способствующих наиболее эффективному использованию информационных и культурных ресурсов, заключенных в библиотечных зданиях. Постоянное обновление подходов к проектированию подобных объектов следующего поколения может реально способствовать умножению интеллектуального потенциала за счет создания новых возможностей получения и обработки информации. Начало строительства в Минске нового современного во всех отношениях здания главной библиотеки страны — лишь первый шаг в этом направлении. Растущее информационное пространство сегодня настоятельно требует расширения и радикального обновления уже существующих библиотек. Без массового понимания этого факта трудно представить преодоление стереотипов, инертности и консерватизма самого мышления — ведь такое мышление и есть следствие "темных" пятен в библиотечном пространстве.
Людмила АЛЕКСЕЕВА
(при подготовке статьи были использованы материалы интернет-журнала "ФОРМА" www.forma.spb.ru)
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2004 год в рубрике архитектура