В Москве разработана новая концепция борьбы с мусором


Специалисты подразделяют мусор на 257 видов и подвидов. Для каждого вида в цивилизованном мире существуют свои способы и правила утилизации.

При перечислении действующих в Москве стадий по обезвреживанию отходов "сбор — транспортировка — переработка — утилизация" не называется важнейшая из них — "сортировка". Ее в городе практически нет. Нет в городе и серьезного учета отходов. А это значит, что в общий поток отходов, направляемый на полигоны, мусоросжигательные заводы или в переработку, попадают и токсические, и радиоактивные, и инфицированные компоненты.
Сейчас на трех мусоросжигательных заводах Москвы сжигается лишь небольшая часть отходов (380 тыс. тонн — 10% всех твердых бытовых отходов). При этом необходимым экологическим требованиям соответствует только один завод — в Бирюлево. Алтуфьевский завод в настоящий момент реконструируется, а заводы такого типа, как закупленный когда-то в Европе Рудневский, сейчас в самой Европе запрещены.
18 февраля в Московской городской Думе состоялась пресс-конференция председателя комиссии МГД по экологической политике депутата Веры Степаненко на тему "Сделаем Москву городом без отходов — превратим отходы во вторсырье!"

Как сообщили в пресс-центре МГД, В. Степаненко рассказала о состоявшемся на заседании правительства Москвы обсуждении концепции города об обращении с отходами и о подготовленном к внесению в Думу проекте закона "Об обращении с отходами производства и потребления", а также о реальной ситуации, связанной со сбором и утилизацией отходов. Новая концепция заметно отличается от утвержденной в 1992 году, ориентированной в основном на мусоросжигание, отметила председатель комиссии. В.Степаненко заявила, что теперь будет развиваться другое направление — превращение отходов во вторсырье, для чего нужна "система селективного сбора отходов". По расчетам специалистов, раздельный сбор мусора торговых и общественных предприятий позволит без дополнительных затрат увеличить долю его промышленной переработки с сегодняшних 25 до 65 процентов, что соответствует среднему европейскому показателю.
По словам В. Степаненко, сейчас в Москве развивается система авторециклинга, предусматривающая разбор машины на составные части с последующей переработкой выделенных фракций. С введением рециклинга и использованием технологий по переработке автомобильных отходов поток их на свалки пошел на убыль. Данная система, отметила В. Степаненко, спровоцировала разработку технологий по переработке других видов отходов, а в конечном итоге — изменение политики города в обращении с ними. Одно из приоритетных направлений на этом пути — развитие системы селективного сбора отходов.
Особое место в новом законопроекте уделено вопросу "воспитания и образования населения в области обращения с отходами". Однако сбор и переработка вторичного сырья жилого фонда требует создания соответствующих условий (наличия контейнеров для раздельного сбора, пунктов приема различных видов отходов, установок для их переработки и т.д.). Пока ничего этого в Москве нет. А без этого никакой "селективный сбор" на уровне кухонного мусорного ведра не даст желаемых результатов.

Даже если сознательные граждане рассортируют свои отходы по разным кучкам, все равно в городе нет службы, которая была бы способна их раздельно утилизировать. Так что все "селективные отходы" будут свалены в одну кучу и свезены на городскую свалку. И никакая сознательность жильцов или материальная заинтересованность дворников, которым предложено заняться сортировкой мусора, здесь не поможет.
Серьезную проблему представляет сбор особо токсичных промышленных, а также опасных включая медицинские отходов. Сегодня даже больницы не сортируют свои отходы, и находящиеся на их территории мусорные контейнеры представляют угрозу для людей и животных. По существующим требованиям к обращению с медицинскими и биологическими отходами смешивание отходов различного класса опасности на всех этапах сбора, хранения и транспортировки не допускается. Кроме того, все они должны сжигаться в специальных условиях. А одноразовые капельницы нельзя даже сжигать, так как при этом они выделяют опасный яд диоксин. Однако на практике все эти инструкции нарушаются.
В настоящее время большой опыт по обеззораживанию высокотоксичных отходов накоплен в Агентстве по вооружениям. А в Курчатовском институте производят установки для плазменного сжигания мусора (при температуре 5000°-10000°С от мусора не остается вообще ничего). Но делают эти установки на заказ в зарубежные страны. В России на такие вещи денег нет.
Московские мусоросжигающие заводы — не плазменные, а газовые, от мусора там остается до 20% вещества. Это зола, для захоронения которой все равно нужны полигоны и в которой прекрасно сохраняются и токсины, и радиация. Известны и негативные последствия, связанные со сжиганием мусора, содержащего влажные пищевые отходы — их вообще было бы лучше не сжигать, а использовать для компостирования, но для этого, опять же, нужна предварительная селекция.

Существуют и проблемы, связанные со сбором крупногабаритного мусора. В качестве мер для их решения предложено, в частности, ввести соответствующую тарифную политику, чтобы предприятию было выгоднее везти отходы на переработку, чем на захоронение. Готовится также законодательная инициатива в Государственную Думу о введении залоговой цены. Параллельно с этим идет работа над проектом закона "Об обращении с отходами производства и потребления", в котором дается определение понятию "опасные отходы", прописаны требования к обращению с медицинскими и биологическими отходами, предложены принципы экономического регулирования в системе обращения с отходами, предусмотрены меры ответственности. Документом также предусмотрен учет перемещения отходов, а также целенаправленная просветительская и воспитательная работа с населением по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.

Марина РУСЕЦКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2004 год в рубрике экология

©1995-2024 Строительство и недвижимость