Мегаполис должен бороться за экологию


Человечество озабочено надвигающимся глобальным экологическим кризисом. Экологические проблемы особенно остры в крупных мегаполисах, где плотно застроенные территории несут огромные техногенные и антропогенные нагрузки и не имеют возможности сохранить свой естественный потенциал, хотя и продолжают бороться за его сохранение. Москва в этом отношении — не исключение.

В российской столице сосредоточено более 30 тысяч промышленных предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на экологию. В черте города существует 71 промышленная зона, размещены 14 ТЭЦ, 63 районные и квартирные тепловые станции и более тысячи котельных. Автомобильный парк составляет почти 3 миллиона машин, имеется более 2,5 тысяч автотранспортных хозяйств.
Началом радикальной перестройки экологической политики в Москве можно считать разработку в 1999 году Концепции обеспечения экологической безопасности, которая стала основой для разработки и принятия около 100 городских нормативных документов. Принят новый федеральный закон "Об охране окружающей среды". Базисным экологическим документом города стала Целевая экологическая программа, определяющая ключевые направления в области охраны окружающей среды и природопользования. Наряду с административными взысканиями и штрафами расширяется использование экономических механизмов возмещения ущерба, наносимого загрязнением окружающей среды. В перспективе принятие городских законов "Об экологическом контроле", "О бытовых и промышленных отходах", "О почвах", "О воздушных объектах", "О комплексном природопользовании".

Главный бич всех крупных городов мира — автотранспорт. Вклад его в загрязнение атмосферы города составляет более 80%. Выбросы промышленных предприятий составляют 11%, выбросы объектов теплоэнергетики — 6% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ, составляющего 900 тысяч тонн в год.
Есть, правда, некоторые улучшения. Так, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в 2002 году уменьшились на 4321 тонну, то есть на 2,1% против 2001 года. Предприятия ОАО "Мосэнерго" сократили выбросы оксидов азота на 11% за счет выполнения природоохранных мероприятий. Снижение выбросов от городского автотранспорта составило около 20 тысяч тонн в год, то есть более 2%, за счет введения в эксплуатацию 3-го транспортного кольца, строительства дорожных развязок, увеличения пропускной способности городских автомагистралей. Переоборудовано 1000 единиц автотранспорта для работы на газообразном топливе. Вводятся в эксплуатацию стационарные газозаправочные станции. Около 27 тысяч единиц муниципального автотранспорта города были оснащены каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Однако острота экологических проблем не снижается.
Реализуется целевая программа использования экологически безопасных видов моторного топлива. Первые 150 автомобилей известной марки "Бычок", работающих на диметилэфире, появятся уже в этом году. Введена система экологической маркировки автозаправочных станций (АЗС), предусматривающих контроль соблюдения экологических требований к качеству реализуемого топлива. Реализуется городская программа по оснащению АЗС установками улова выбросов паров бензина в атмосферу. Разработаны законопроект о введении ограничений на въезд автотранспорта на отдельные территории города и постановление правительства Москвы о введении экологической маркировки на автомобили в зависимости от объема двигателя.

Регулярная информация о состоянии атмосферного воздуха и концентрациях в воздухе загрязняющих веществ дает возможность оперативно реагировать в случае повышения уровня загрязнения. В арсенале средств системы мониторинга качества атмосферного воздуха — передвижные лаборатории, совершающие регулярные рейсы по жилым микрорайонам города.
На территории города более 140 малых рек и ручьев, большая часть которых полностью или частично забраны в коллекторы, и более 360 различных водоемов. Водные объекты города представляют собой систему, обеспечивающую регулирование и отвод поверхностного и грунтового стока. Долины рек трансформированы, подвержены оползневым и эрозионным явлениям. Основная часть городских сточных вод и загрязняющих веществ поступает через выпуски сетей городской канализации и городского водостока, около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объекты.
Главные проблемы в области охраны водных ресурсов — загрязнение водных объектов поверхностными стоками с городских территорий, захламление прибрежных территорий, недостаточное использование ландшафтно-рекреационных возможностей водоемов города. Резервы улучшения качества вод в водных объектах в значительной степени связаны с сокращением сбросов загрязняющих веществ путем организации на предприятиях систем оборотного водоснабжения для нормативно чистых вод, исключение сбросов загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и внедрение эффективных методов очистки поверхностных чистых вод.

Власти города утвердили Концепцию восстановления и реабилитации малых рек Москвы. В 2002 году прошел первый конкурс на разработку проектов экологического благоустройства 14 водоемов. Предлагалось благоустроить небольшие водоемы зеркалом менее 2 га. Все пруды находились в зоне жилой застройки и активно использовались жителями в рекреационных целях, однако имели неблагополучное состояние. Программой были охвачены все 10 округов столицы. Проектировщикам предложили разработать наименее затратные решения восстановления и оздоровления водоемов с максимальным использованием не строительных технологий, а методов естественной биологической очистки. Дополнительное условие разработки проектов — существенно минимизировать последующее засорение прудов и сделать их самостоятельными, устойчивыми экосистемами. Работы по экологической реабилитации и восстановлению прудов выполнены, лучшие из них будут использоваться на других водных объектах.
Одной из самых актуальных остается проблема санитарной очистки городских территорий от твердых бытовых отходов (ТБО). Оценка системы обезвреживания ТБО неудовлетворительна, поскольку ее основой является вывоз и захоронение подавляющего большинства отходов (более 90%) на полигонах. Приоритетными в соответствии с целевой программой направлениями в сфере обращения с отходами названы предотвращение образования отходов и вторичное использование отходов в производственных процессах.
Реальность такова, что на провозглашенное приоритетное направление — предотвращение образования отходов — в действительности выделяется менее 1% бюджета, зато на захоронение и сжигание отходов без использования энергии этих отходов на самом деле направляется 90-95% финансовых средств.

Москва провозглашает стратегию комплексного управления отходами, предусматривающую снижение объемов отходов в источнике их образования, рециклинг, сжигание, удаление на свалки. За год перерабатывается около 900 тысяч тонн промышленных отходов, и свыше 400 тысяч тонн отправляется за пределы города (вторсырье). Из образующихся более 4 млн тонн бытовых отходов 380 тысяч тонн подвергаются мусоросожжению, 700 тысяч тонн — мусороперегрузке, около 100 тысяч тонн — мусоросортировке, на захоронение поступает более 3 млн тонн. Мощности производственных объектов санитарной очистки, расположенных в черте города, за период 1994-2001 гг. возросли в 8 раз.
Сегодня наиболее перспективная стратегия обращения с отходами — ориентация на раздельный сбор и мусоросортировку. Перспектива состоит в снижении потоков отходов за счет селективного сбора утильных фракций муниципальных отходов с последующей их переработкой (рециклингом). Сбор и переработка вторичного сырья жилого фонда требует создания соответствующей инфраструктуры. Без этой инфраструктуры, считают специалисты, сбор и переработка утильной фракции ТБО из жилого фонда экономически не оправданы. Целесообразно развивать систему сбора и переработки вторичного сырья из коммерческих и общественных организаций и учреждений, что позволит сократить поток поступления отходов на полигоны и мусоросжигательные заводы, затраты на вывоз и обезвреживание отходов и получать доход от реализации вторичных ресурсов.
Для успешного решения этих задач необходимо создать конкурентную среду, предусмотреть в том числе участие малого и среднего бизнеса, представители которого, работая с населением, могли бы взять на себя функции раздельного сбора. Необходимо по примеру столиц стран ЕС внести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению ТБО. Цепочка должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из муниципальных отходов.

Не удалось решить проблему строительства новых экологически безопасных полигонов на территории Московской области. Поэтому наибольший упор в плане полигонного захоронения сделан на развитие действующих крупных полигонов, которые в настоящее время в полной мере соответствуют российским и зарубежным природоохранным требованиям.
Развивается зеленое хозяйство российской столицы. Одна треть города — это более 35 тысяч га — природный комплекс. По Генеральному плану развития к 2020 году площадь природного комплекса планируется расширить до 45 тысяч га. Впервые в городе начата работа по восстановлению биоразнообразия на особо охраняемых природных территориях.
И все же Москва при ее мощном промышленном потенциале, количестве автомобилей, теплоэнергетическом комплексе может считаться относительно чистым городом. Продолжает сохраняться устойчивая тенденция к стабилизации экологической обстановки. По данным Московского городского центра по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Росгидромета, уровень загрязнения атмосферы на территории российской столицы в течение последних лет имеет тенденцию к снижению.

Вячеслав РЕХОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2004 год в рубрике экология

©1995-2024 Строительство и недвижимость