Украинский дверной рынок 2004


Самые дешевые и распространенные двери в Украине на сегодняшний день — "канадские" (25% рынка деревянных дверей в количественном выражении).

Они представляют собой пустотелые некрашеные конструкции с сотовым заполнителем или без него (40-60 долларов за блок). 30% рынка приходится на товар, который условно относят к категории "эконом". Это в основном двери со шпонированной или ламинированной поверхностью, а также филенчатые из MDF стоимостью 60-200 долларов. В среднюю ценовую группу входят двери из массива ценой 200-500 долларов (33-35% рынка). Двери из массива ценных пород, комбинированные и прочая "элита" (500 и более долларов) занимают 10-12% украинского рынка. Кстати, рынок дорогих дверей дефицитен. Срок поставки (ввоза или производства) заказанного эксклюзивного изделия составляет 3-4 месяца — реже 2 месяца.

В Украине есть несколько типов оконных и дверных производств. В их числе крупные старые предприятия, производящие традиционную столярку; мелкие, в том числе полуподпольные цеха мощностью до 100 м2 продукции в месяц — их около 500; средние — от 200 м2 изделий в месяц — их около 80. Иногда последние интегрируются в деревообрабатывающий комплекс, выпускающий погонаж, евробрус, паркет, мебель. И, наконец, крупные производства — от 500 м2 продукции в месяц — их в стране 16-18.
Среди всех окон на первом месте — металлопластиковые — более 50% рынка, затем идут деревянные — свыше 40%, алюминиевые — 7-8%, деревоалюминиевые — до 2%. За последние год-полтора произошли весьма ощутимые изменения. Например, в 2003 году в Киеве продажи деревянных окон без стеклопакета ("не евро") упали примерно в 5-7 раз. Теперь таковых реализуют раз в 15 меньше, чем "евро". Массовое строительство перешло на стеклопакет.

А вот рынок деревянных окон в прошлом году возрос, по мнению продавцов, на 50-60%, и это еще не предел. Среди деревянных евроокон доминируют изделия эконом-класса. Производители берут за такие окна 100-160 долларов за 1 м2. Изделия элит-класса составляют около 9% и стоят 240-300 долларов за 1 м2. Самые дорогие деревоалюминиевые и подобные им окна стоят 350-400 долларов за 1 м2, их рыночная доля составляет до 1%.
Потребность в окнах и дверях дорогих ценовых групп явно опережает предложение. Как оценивают некоторые станкоторговцы, высококлассной и точной техники (оконных-дверных угловых центров) украинцы покупают не больше 20 в год (половина из них — секондхэнд).
По их мнению, дефицит самой качественной столярки будет сохраняться еще как минимум 2-2,5 года. За последние два года, и это считается главным событием на рынке дверей, вытеснен почти полностью импорт в самой дешевой "канадской" группе, державшей раньше 80% этого сегмента. Нечто подобное происходит и в эконом-классе. Но по-прежнему велика доля ввозного товара в элит-классе — более 60%. В денежном выражении весь импорт занимает до 40% дверного рынка, в натуральном выражении — 20-25%. Полагают, что в 2004 году доля импорта снизится до 30%.

Что касается перспектив развития этого бизнеса, то в ближайшем будущем конкурентная среда на рынке обострится. Выиграют те, кто быстрее применит рыночные новации — например, сократит срок изготовления эксклюзивной продукции. Вероятен динамичный рост в сегментах дорогих оконных и дверных изделий — деревянных окон с алюминиевой обшивкой, массивных дверей, в том числе из ценных пород дерева. Специалисты предсказывают возрастание роли художественного элемента в заказе.

Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2004 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость