Развитие стандартизации в Беларуси
Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь".
В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития. Работы по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции, созданию условий для доступа на мировой рынок требуют владения современными подходами к оценке рынка и требований потребителя, разработке, постановке и производству продукции, оценке качества и организации сервисного обслуживания.
Опыт развитых стран свидетельствует об активном использовании для решения этой задачи возможностей стандартизации. Ее эффективность как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах. Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, в том числе и в области управления качеством продукции и услуг, с использованием большого разнообразия форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, зависят от конкретного состояния и развития экономики. Принятая в Республике Беларусь система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг.
Политика в области стандартизации определяется органами государственного управления, которые также осуществляют надзор за выполнением требований стандартов. Вместе с тем, в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными, так и в интересах заинтересованных сторон на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации. Ее результатом является принятие стандартов, применение которых носит добровольный характер. При этом обязательность применения стандартов определяется законодательными актами. К их числу относятся такие документы, как технические регламенты, содержащие технические нормы и принимаемые органами государственного управления.
Следовательно, существующая в республике система стандартизации требует модернизации в связи с необходимостью перехода на методы и принципы стандартизации, принятые в международной практике. Это предусматривает решение задач государственного масштаба, на реализацию которых направлена Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь на период до 2005 г.
Стандартизация в области строительства и архитектуры
Основные направления развития стандартизации в области строительства и архитектуры изложены в "Концепции государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве", одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 1993 г. №426, которая должна быть переработана с учетом данной Концепции.
Стратегия развития стандартизации
Развитие стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно признанным правилам.
Направлениями развития экономики Республики Беларусь, определенными решениями главы государства и правительства, являются:
— эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение ее в международную торговую систему в качестве равноправного партнера;
— развитие экспортных возможностей;
— защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции открытого рынка и присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО);
— экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ.
Международной организацией по стандартизации ИСО совместно с ведущими международными компаниями установлены следующие основные факторы, определяющие перспективы развития стандартизации в мировом масштабе:
— глобализация рынка;
— усиление промышленной технической интеграции;
— ускорение технического прогресса;
— увеличение объемов всемирной торговли;
— рост конкуренции;
— сокращение циклов обновления продукции;
— увеличение валового национального продукта в секторе услуг;
— рост аспектов, связанных с охраной окружающей среды;
— снижение риска нанесения ущерба от применения продукции.
Исходя из этого, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования стандартизации в Республике Беларусь:
— необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса интересов заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования;
— трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками в практические мероприятия по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО;
— создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки;
— сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;
— опережающий характер развития науки и технологии по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству.
Реальные условия функционирования экономики, а также обеспечение выполнения требований по присоединению Республики Беларусь к ВТО требуют акцентированного внимания к практической реализации общепринятых в международной практике функций стандартизации.
Международная практика в области стандартизации определена в Соглашениях ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и документах международных организаций по стандартизации.
Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации является статус стандартов. Необходим поэтапный переход от регламентации обязательных требований в стандартах к установлению обязательности их применения и соблюдения через механизм законодательных и иных норм государственного уровня, что требует установления четких и однозначных процедур.
В этой связи требуется совершенствование системы стандартизации, создание системы технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов "Нового подхода" к технической регламентации в Европейском Союзе (ЕС). Приоритет в работах по стандартизации должен быть отдан применению международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Цели и задачи развития стандартизации
Основной задачей является создание системы технического нормирования и стандартизации, базирующейся на Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ):
— совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном уровне;
— совершенствование планирования разработки государственных стандартов;
— установление порядка взаимодействия центральных органов управления, разрабатывающих технические регламенты, с республиканским органом по стандартизации (Госстандартом);
— внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;
— сокращение сроков разработки государственных стандартов;
— активизация деятельности в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК), Европейской Экономической Комиссии ООН и других организаций по стандартизации;
— максимальное применение международных и региональных стандартов.
Госстандарты и международные стандарты
Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле.
Соответствие государственных стандартов международным, европейским стандартам и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Уровни стандартизации
Развитие работ предусматривается на следующих уровнях стандартизации:
— международном (в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), членами которых является Республика Беларусь);
— региональном (в рамках Евро-Азиатского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН);
— национальном.
Развитие работ на перечисленных уровнях стандартизации позволит наиболее полно удовлетворить запросы пользователей и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию. Государственное регулирование будет сконцентрировано на государственной и региональной (со странами СНГ) стандартизации.
На международном уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам.
На государственном уровне стандартизации осуществляется:
— обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации;
— разработка предложений по совершенствованию деятельности в области стандартизации;
— принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических комитетов по стандартизации; координация их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования;
— формирование плана государственной стандартизации, координация его реализации, организация разработки государственных стандартов;
— рассмотрение и утверждение программ развития работ по государственной стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми организациями;
— установление порядка разработки, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены государственных стандартов, требований к их обозначению, правила классификации и регистрации;
— проведение работ по гармонизации разрабатываемых государственных стандартов с международными (региональными) стандартами;
— рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
— разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена государственных стандартов и общегосударственных классификаторов;
— издание, распространение государственных стандартов и обеспечение пользователей информацией о них;
— формирование и ведение национального фонда стандартов;
— предоставление информационных услуг в области стандартизации.
Приоритетные направления стандартизации
Приоритетные направления стандартизации определяются необходимостью нормативного обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг, и их развитие должно базироваться на научном потенциале отраслей экономики республики.
Проводимые работы по стандартизации на государственном уровне должны быть направлены как на создание нормативного обеспечения для отраслей, в которых отсутствуют государственные стандарты, так и на обновление нормативного обеспечения в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В то же время необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определенные международными и региональными организациями по стандартизации на основе достигнутого уровня развития науки и технологий, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном применении международных (региональных) стандартов, что позволит не заниматься разработкой новых документов и экономить материальные ресурсы.
В установленный Концепцией период предлагается определить приоритетными направления стандартизации в следующих отраслях:
— общее машиностроение;
— автомобилестроение;
— сельскохозяйственное машиностроение;
— станкостроение;
— приборостроение;
— электротехника и радиоэлектроника;
— информационные технологии;
— агротехнический комплекс;
— топливно-энергетический комплекс;
— химическая и нефтехимическая промышленность;
— легкая промышленность;
— лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
— фармацевтическая и микробиологическая промышленность;
— услуги.
В рамках отраслей приоритеты в области стандартизации следует отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты должны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта.
Классификация и кодирование информации
Дальнейшее развитие работ по совершенствованию Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) должно базироваться на общих принципах развития стандартизации и предусматривать:
— совершенствование методологии ведения ЕСКК ТЭСИ с учетом международных требований;
— оптимизацию состава и структуры системы общегосударственных классификаторов;
— обеспечение совместимости информации о продукции включая импортную, в т.ч. путем применения международных и региональных классификаторов;
— охват новых направлений (социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т.д.).
Международное сотрудничество
Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области стандартизации содействует, прежде всего, развитию экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет интересы Республики Беларусь в международных и региональных организациях по стандартизации:
— Международной организации по стандартизации (ИСО);
— Евро-Азиатском совете по стандартизации, метрологии и сертификации;
— Европейской Экономической Комиссии ООН.
— Госстандарт представляет интересы республики в Международной электротехнической комиссии (МЭК) как Национальный комитет МЭК Республики Беларусь.
Участие в международном сотрудничестве в области стандартизации направлено, прежде всего, на максимальное применение международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических барьеров в торговле, а также защиту интересов Республики Беларусь при их разработке.
Важным направлением является расширение двустороннего сотрудничества с национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран.
Проект «Программы разработки единых технических регламентов союзного государства на 2004-2010 годы»
№ п/п | Наименование технического регламента | Вид документа | Срок разработки | Примечание |
1 | Безопасность продукции машиностроения | Общий технический регламент | 2005 | Директива 98/37/ЕС |
2 | Безопасность лифтов | Специальный технический регламент | 2005 | Директива 95/16/ЕС |
3 | Безопасность сосудов, работающих под давлением | Специальный технический регламент | 2005 | Директива 87/404/ЕС 90/488/ЕЕС 93/68/ЕЕС 97/23/ЕЕС |
4 | Безопасность газорасходных установок | Специальный технический регламент | 2007 | Директива 90/396/ЕЕС 93/68/ЕЕС |
5 | Требования к взрывобезопасному оборудованию | Специальный технический регламент | 2005 | Директива 94/9/ЕС |
6 | Безопасность низковольтного оборудования | Специальный технический регламент | 2006 | Директива 73/23/ЕЕС 93/68/ЕЕС |
7 | Требования к оборудованию электросвязи | Специальный технический регламент | 2005 | Директива 99/5/ЕС |
8 | Требования к электромагнитной совместимости | Специальный технический регламент | 2005 | Директива 89/336/ЕЕС 92/31/ЕЕС 93/68/ЕЕС |
9 | О безопасности колесных транспортных средств и их компонентов | Специальный технический регламент | 2005 | Директива 70/156/ЕЕС |
10 | О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин | Специальный технический регламент | 2006 | Директива 74/150/ЕЕС |
Подготовил по материалам Государственного комитета по стандартизации, метрологии
и сертификации Республики Беларусь Александр ПАНИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 2004 год в рубрике экономика