Энергосбережение в жилом фонде Москвы


Вопросы энергоресурсосбережения, энергоэффективности — одни из важнейших в реформе ЖКХ. Они напрямую влияют на успешное решение экономических и социальных аспектов этой реформы, поскольку жилищно-коммунальное хозяйство потребляет около 58% тепловой и 32% электроэнергии, производимой в городе.

В то же время до 40% подводимого к жилому фонду тепла теряется за счет непроизводительных потерь в разводящих сетях, недостаточно утепленных стенах, кровлях, окнах, дверях жилых зданий. Расход энергии на обогрев зданий более чем в 3 раза, расход воды — в 4 раза больше, чем в странах Северной Европы со сходным климатом. Поэтому споров о необходимости развития программы энергосбережения нет. Идут дискуссии о путях ее реализации. Первый путь — модернизация энергогенерирующих мощностей, тепловых сетей, реконструкция жилого фонда, ЦТП и т.д. с установкой на них энергосберегающего оборудования — требует огромных капитальных затрат со сроком окупаемости 10-12 лет. Второй путь — стимулирование работ по росту энергоэффективности (в т.ч. и стимулирование эксплуатирующего персонала) — не требует значительных капитальных затрат, но в условиях Москвы при больших потерях может дать значительные результаты. Специалисты департамента ЖКХ Москвы согласны с предложением Управления топливно-энергетического хозяйства, что часть средств (до 80%), полученных за счет проведения мероприятий по повышению энергоэффективности, необходимо направлять на дальнейшее развитие программы энергоресурсосбережения, в т.ч. на стимулирование оплаты труда и капитальное строительство.

Таким образом, может быть включен механизм частичного самофинансирования и снижена нагрузка на бюджет. Но это, в свою очередь, подразумевает более четкое разграничение сфер ответственности между производителями энергии в рамках построения нормального рынка энергоуслуг. Сегодня, и это не секрет, производители и распределяющая сеть заинтересованы в увеличении отпуска энергии. От этого зависит их прибыль. Потребители энергии (РЭУ, ДЭУ, да и сами жильцы) достаточно равнодушно относятся к потерям ресурсов, т.к. все дотируется из городского бюджета.
В связи с этим создание эффективного рынка энергоуслуг невозможно без разработки новой нормативной базы, направленной на стимулирование энергоэффективности, организации системы муниципального управления и взаимодействия, препятствующего энергорасточительству и повышающего ответственность в этой области по всей цепи производитель — сеть — потребитель, в т.ч. и за счет тарифов, где должны оптимально сочетаться постоянные и переменные расходы с учетом сезонного и временного фактора. Развитие нормативных документов и тарифов имеет базовое значение в области энергоэффективности. На этом не нужно экономить средства. Для их разработки должны быть привлечены самые лучшие специалисты и научные коллективы.

Опыт Германии в области энергосбережения домов
Опыт ФРГ показывает, что за счет совершенствования законодательной и нормативной базы, подкрепленной техническими мероприятиями, меньше чем за 10 лет удалось преодолеть отставание Восточной Германии в стандартах энергоэффективности. На всей территории Германии действуют стандарты даже более жесткие, чем были в ФРГ несколько лет назад: от 54 до 100 кВт*ч/м2 площади зданий (в Москве же — до 160 кВт*ч/м2). Эти меры необходимо дополнить развитием автоматизированных систем учета у конечных потребителей. При внедрении системы автоматизированного учета в Центральном административном округе, г. Зеленограде и в управе "Преображенское" выявились расхождения по счетчикам между отпуском и потреблением ресурсов: по горячей воде — 24-26%, по тепловой энергии — 18-20%. Только внедрение счетчиков позволяет снизить на 20-30% потребление горячей и холодной воды за счет ее рационального использования. Меры по совершенствованию системы учета энергии необходимо дополнять мониторингом тепловых потерь — теплоаудитом. По экспертным оценкам, до 50% тепла, вырабатываемого московскими ТЭЦ и районными котельными, теряется за счет изношенности подводящих сетей, нарушения или неэффективности теплоизоляции труб, низкой теплоэффективности зданий. Это хорошо видно зимой. Облака над теплоцентралями, сосульки на крышах домов. В общем, за то, что мы греем почву и окружающий воздух, расплачиваются жители Москвы и бюджет города через дотации.

Использование бытовых отходов как топливо
Одним из важнейших источников возобновляемых топливных ресурсов является сам город. Ежегодно до 3 млн тонн бытового мусора собирается в жилом секторе, и большинство его складируется на подмосковных свалках, хотя до 70% твердых бытовых отходов (ТБО) после соответствующей сортировки пригодны для использования в качестве низкокалорийного топлива. Ведь его калорийность выше, чем у бурого угля. Подобный опыт существует. Построен и эксплуатируется первый энергоблок на мусоросжигательном заводе №2, в ближайшее время будет введен в эксплуатацию более мощный энергоблок на заводе №4. В планах — дальнейшее развитие этого направления. Заводы производят электроэнергию не только для своих нужд, но и для коммерческих целей. Значительные количества попутного, так называемого "болотного", газа дают полигоны для захоронения ТБО и станции аэрации для очистки стоков. Проведены работы по очистке этого газа и использованию в качестве топлива для энергоблоков.
Однако российские энергетики не очень охотно используют избытки энергоносителей, полученные на основе биоэнергетики. Хотя в той же ФРГ с целью стимулирования развития биоэнергетики устанавливаются закупочные цены на 30% выше, чем отпускные тарифы, поскольку биоэнергетика наряду с развитием возобновляемых топливных ресурсов решает огромную экологическую проблему парникового эффекта. Необходимость сокращения бюджетных расходов на содержание жилого фонда дорожной сети, санитарной очистки города и других сфер деятельности ЖКХ, уменьшения относительных затрат жителей на коммунальные услуги определяет направленность программы энергоэффективности в ЖКХ с учетом базовых проблем, приведенных выше. Программа энергоэффективности ЖКХ является составной частью городской комплексной программы энергосбережения, утвержденной Правительством Москвы.

Энергоэффективность в жилом секторе
Основной упор сделан на проведение мероприятий по энергоэффективности в жилом секторе. Во-первых, это сравнительно малозатратные мероприятия, а во-вторых, улучшаются условия проживания людей. Совместно со строительным комплексом разработаны нормативы и отраслевые стандарты по снижению теплопотерь ограждающих конструкций зданий как при новом строительстве, так и при реконструкции жилого фонда. Разработан отраслевой стандарт, регламентирующий работы по утеплению чердачных перекрытий в процессе ППР. Более 8 тыс. домов в течение 2 лет будут переоборудованы по технологии "холодные кровли". Одновременно решаются две задачи. Снижение теплопотерь через чердачные перекрытия практически полностью препятствует образованию сосулек. Проводятся опытно-промышленные работы по монтажу облегченных мансардных крыш с утеплением чердачных перекрытий на так называемых хрущевских домах (серий П-18, П-49, 1605), не подлежащих сносу. Первые 13 домов будут сданы в ближайшее время. Ведутся работы по разработке и монтажу водосберегающей арматуры в Мосводоканале, внедрению частотно-регулирующего привода в лифтовом и насосном хозяйстве.

В ряде округов (ЦАО, СЗАО, ВАО, Зеленоград) построены и успешно функционируют системы автоматического учета энергопотребления с элементами регулирования. Эта работа продолжается. Необходимо связать в единую сеть не только учет энергии, но и регулирование в зависимости от времени суток и окружающей температуры, т.е. тесно координировать эту работу с организациями, распределяющими энергоносители. Кроме того, программой предусмотрено создание системы теплоаудита в жилом секторе с выходом на единую систему контрольно-диспетчерской службы ЖКХ. И такие работы в отрасли уже ведутся.
Кроме того, ежегодно в Москве к 3 млн т ТБО добавляется еще 3-5%. Растет также объем сточных вод, т.е. население города становится поставщиком возобновляемых топливных ресурсов. Сжигание 2 т ТБО заменяет 1 т каменного угля. Сегодня только 10% отходов перерабатывается путем сжигания (как в США), а в таких странах, как Япония, Швейцария, Дания, сжигается до 70-80% ТБО. В настоящее время на мусоросжигательном заводе №2 после его реконструкции действует энергоблок мощностью по теплу 30 ГКал/ч, по энергии — 4,5 МВт.

Перспективы
Ведется строительство мусоросжигательного завода №4 с установкой энергоблока мощностью соответственно 60 ГКал/ч и 9 МВт. Закончены проектные работы по реконструкции мусоросжигательного завода №3, где предусмотрена установка энергоблока мощностью соответственно 35 ГКал/ч и 4 МВт. Генеральный план развития города предусматривает строительство еще нескольких таких заводов. Предлагается также перевести Курьяновскую и Люблинскую станции аэрации биологической очистки сточных вод на полное обеспечение собственными биоисточниками энергии, т.е. использование попутных газов, получаемых в процессе брожения, для энергообеспечения теплового, компрессорного и другого оборудования станций. А это газ и электроэнергия. Ведутся разработки по получению попутного газа путем разбуривания полигона ТБО в Хметьево производительностью 2200 м3/ч. Этого хватает для выработки электроэнергии для нужд полигона и заправки мусоровозов, обслуживающих полигон.

Подготовил по материалам HП "Aвок" департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2004 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость