Тендер определит лучшего


В конце декабря 2003 г. в департаменте “Белавтодор” состоялся семинар по проведению торгов в дорожной отрасли, в котором приняли участие руководство департамента, подведомственных ему предприятий, трестов, представители Министерства экономики, НИАП “Стройэкономика”, концерна “Белресурсы”. Надо сказать, что тема, выбранная предметом серьезного разговора специалистов, сегодня достаточно актуальна для нашей отрасли: у дорожников достаточное количество объемных работ, имеющих свою специфику, что не всегда учтено в соответствующих нормативных документах. Кроме того, сама процедура проведения торгов относительно недавно вошла в обиход, поэтому положительный опыт в этой сфере, накопленный отдельными предприятиями, также заслуживает отдельного внимания.

Открывая семинар, заместитель директора департамента “Белавтодор” Анатолий Лытин подчеркнул, что любая проверка обязательно обращает внимание на то, как предприятия проводят торги. К сожалению, в этом плане и в адрес дорожников есть нарекания. Причины этому разные. В их числе — множество нормативных актов, что усложняет процесс проведения торгов. Надо сказать, что департамент “Белавтодор” проводит определенную работу в части повышения квалификации отраслевых кадров.
Как отметил Анатолий Михайлович, настоящий семинар проводится на базе РУП “Белавтострада” неслучайно: предприятие имеет большой опыт проведения тендеров. Анатолий Лытин очертил и цели семинара. По его словам, участники семинара могут выработать определенные предложения для внесения поправок в нормативную базу по процедуре торгов. Кроме того, семинар должен помочь свести к минимуму число упущений в проведении тендеров, а участвующие в мероприятии специалисты Минэкономики, “Стройэкономики” и “Белресурсов” готовы ответить на все интересующие дорожников вопросы.

Что касается времени настоящего, то, по словам Марика Юльяновича, в 2003 году “Белавтострада” провела 12 подрядных торгов, что составляет 31% от общего количества вновь начатых объектов по предприятию, хотя объем работ, выполненных по этим договорам, составил 88% от общего выполнения. Следует отметить, что все проведенные в 2003 году торги были открытыми, и участие в них могли принимать все субъекты хозяйствования (как отечественные, так и иностранные), имеющие соответствующие лицензии на выполнение конкретных работ.
Отдельно руководитель “Белавтострады” остановился на некоторых затруднениях, которые испытывает предприятие при проведении торгов или вследствие этого. Так, в их числе было названо отсутствие четкой регламентации на предмет распространения постановления Совмина на проведение подрядных торгов. Поскольку разъяснения компетентных должностных лиц Минэкономики о нераспространении этого постановления на подрядную деятельность до сих пор даются только в устной форме, то “Белавтострада” была вынуждена проводить в 2003 году торги и на те объекты, стоимость которых составляла менее 80 тысяч евро. Кроме того, кампания по проведению торгов начинается задолго до утверждения программы дорожных работ, поэтому имеют место случаи, когда объекты, разыгранные на торгах, в программу уже не попадают. К примеру, в 2002-2003 годах при проведенных 15 торгах было заключено 12 договоров, так как ряд объектов из-за недостатка финансирования в программу-2003 не попал.

В своем докладе Марик Юльянович подробно рассказал о многих аспектах процедуры проведения подрядных торгов в “Белавтостраде”. Вниманию участников семинара была представлена детальная и поэтапная схема этого процесса: в частности, подготовка тендерной документации и ее состав, условия проведения торгов, порядок и объем представления претендентом тендерного предложения, условия заключения договора подряда, обязательства заказчика и т.д. При этом, как подчеркнул Марик Пильчук, при проведении торгов важен каждый пункт, каждый этап процесса — и все это не формалистика.
Особый интерес у собравшихся вызвали критерии, на основании которых выбираются победители торгов по объектам “Белавтострады”. Так, на первый план здесь выходит минимизация цены объекта в базисных ценах 1991 года, что составляет 30% от общей 100-процентной суммы баллов. Затем идет обоснованное снижение цены объекта в действующих ценах — 20%. По 10% от общей суммы баллов приходится, соответственно, на опыт и результаты работы на объектах РУП “Белавтострада”; наличие системы управления качеством работ; предлагаемые сроки выполнения работ; производственно-технический потенциал подрядчика и продленный гарантийный период.

Как видим, одним из основных критериев выбора победителя является наиболее низкая цена предложения. Каких же результатов достигла “Белавтострада” в этом плане? В 2003 году, по словам Марика Юльяновича, в результате проведения подрядных торгов и выбора подрядных организаций на конкурсной основе было достигнуто снижение стартовой цены объектов на момент проведения торгов на 11%. Как показала практика “Белавтострады”, основными статьями, за счет которых претенденты снижают стартовую проектно-сметную стоимость объекта в ценах 1991 года, являются затраты на временные здания и сооружения, плановые накопления, непредвиденные затраты, изменение транспортной схемы поставки материалов и изменение проектных решений, согласованные с проектной организацией. При этом во всех случаях снижения стоимости работ цена предложения должна быть обоснована соответствующими расчетами. А обоснование стоимости тендерного предложения является неотъемлемым приложением договора строительного подряда и контролируется в дальнейшем при приемке работ.
Следует отметить, что опыт “Белавтострады” в вопросе проведения торгов, наглядно проиллюстрированный Мариком Юльяновичем, достоин изучения и другими предприятиями отрасли. Именно такое мнение высказывали в ходе семинара как руководители-дорожники, так и приглашенные специалисты.

После руководителя “Белавтострады” выступил начальник юридического управления Министерства экономики Владимир Хлабордов, который подробно рассказал о нормативной базе в области торгов, новых нормативных документах, аспектах их применения, а также о процессах их развития и совершенствования. Отвечая на вопросы руководителей дорожных предприятий, он заверил участников семинара в том, что вверенное ему управление всегда готово помочь разобраться в том или ином вопросе, и предложил при необходимости обращаться непосредственно к нему.
Доклад заведующего лабораторией НИАП “Стройэкономика” Всеволода Адамовича был посвящен перспективам развития нормативной базы по проведению подрядных торгов на строительство объектов и осуществление закупок товаров, работ и услуг. Как подчеркнул этот специалист, строительная отрасль имеет свою специфику и существенно отличается, к примеру, от заводов, выпускающих стандартную продукцию из стандартных комплектующих. Поэтому в настоящее время идет работа по выработке специальных строительных нормативных документов по проведению торгов.

Что касается упомянутого выше постановления Совмина №652, то в ходе семинара прозвучала информация о том, что оно будет корректироваться. Для выработки поправок в этот документ сформирована специальная комиссия, которая готова сотрудничать с дорожниками в самом широком плане.
Генеральный директор РУП “Компьютерный центр” Виктор Улитин проинформировал участников семинара о ситуации по внедрению фиксированных договорных (контрактных) цен в строительстве. Главный инженер РУП “Белгипродор” Юрий Шах, в свою очередь, доложил о разработке проектно-сметной документации с учетом ее использования в тендерных предложениях.
В работе семинара принял участие и директор департамента по маркетингу, организации поставок важнейших видов товаров, проведения торгов концерна “Белресурсы” Юрий Смородский. Он рассказал о работе концерна по осуществлению закупок товаров для предприятий дорожной отрасли. В частности, он сообщил, что ряд предприятий департамента “Белавтодор” уже проводил торги с помощью концерна “Белресурсы”. Юрий Смородский еще раз заверил дорожников в том, что двери концерна отрыты для них, а специалисты “Белресурсов” готовы проводить торги в минимальные сроки.

Подводя итоги семинара, заместитель директора департамента “Белавтодор” Анатолий Лытин отметил, что при проведении этого мероприятия не ставилась задача изобрести какие-либо новые методы или механизмы проведения торгов. Семинар был призван пройти в русле делового и конструктивного разговора, чтобы такое общение дало возможность руководителям дорожных предприятий правильно сориентироваться в работе по проведению торгов. Важным итогом семинара должны стать и подготовленные дорожниками предложения по корректировке нормативной базы в этой сфере. Департамент “Белавтодор”, в свою очередь, обобщит их и направит в соответствующую комиссию при Министерстве экономики.

Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость