СиН-ПАРАД 2003



Для тех, кто интересуется событиями мировой строительной отрасли, 2003 год вот-вот станет историей, как и для всех прочих. О своих финансовых результатах глобальные игроки сообщат чуть позже. А пока мы предлагаем оглянуться и посмотреть вслед уходящему году. Каким он покажется тем, кто вздумает изучать историю по подшивкам “Строительства и недвижимости”?

Главным ньюсмейкером-2003, безусловно, будет признана американская компания BECHTEL, название которой весь год не сходило со страниц мировой прессы. Год для компании начался с обвинений в перерасходе $1,1 млрд по ходу строительства бостонского Биг Диг (“Большие раскопки”). Это крупнейший проект гражданской инфраструктуры в истории США, в соответствии с которым многие километры проходящих через центр Бостона автодорог заменили подземными тоннелями.
Строительство Биг Диг началось в 1991 году, и тогда его стоимость определяли в $2,5 млрд. Но за время строительства эта цифра возросла до $14,6 млрд.
В начале 2003 года газета Boston Globe опубликовала изобличающие Bechtel и ее партнера по проекту Parsons Brinckerhoff результаты собственного расследования и материалы аудиторской проверки, которая обнаружила множество нарушений — от ошибок в конструкции тоннеля, который проходит ниже Бостонской гавани, до плохой координации графика работ.
20 февраля компания ответила на обвинения отчетом на семнадцати страницах, в котором заявила, что газета слишком упрощенно поняла ситуацию и назвала неправильными обычные управленческие процессы. Bechtel/Parsons занимались Биг Диг еще на проектной стадии, то есть с 1986 года. При этом Bechtel считала себя только “менеджмент-консультантом” дорожного управления штата Массачусетс и отвечала якобы только за эскизный проект, координацию действий подрядчиков и составление графиков и отчетов о проектной стоимости.
Bechtel не оспаривала факта, что $1,6 млрд были израсходованы сверх необходимости, но эта цифра не была результатом неправильного управления. $1 млрд понадобились на вполне оправданные расходы, связанные с техническими проблемами и соблюдением интересов городских жителей. Еще $550 млн были расплатой за сокращение сроков строительства, завершение которого с конца 2007 перенесли на середину 2005 года.
Подрядчики утверждали, что стоимость строительства возросла из-за инфляции и изменений масштаба проекта, но Boston Globe интересовали только $1,6 млрд, возникшие после изменения условий контракта, $1,1 млрд из которых исчезли якобы благодаря ошибкам Bechtel/Parsons.
В апреле бостонские водители наконец получили возможность воспользоваться первой ветвью нового тоннеля, а скандал вокруг перерасхода средств на проект только разгорался. Руководство Bechtel/Parsons Brinckerhoff заявило, что власти штата еще в 1995 году были поставлены в известность о том, что стоимость проекта может вырасти до $14 млрд, но давили на подрядчиков, с тем чтобы удержать официальную цену на отметке $10,8 млрд. Когда строительство стало близиться к завершению, давление усилилось. К тому же, от них потребовали вернуть $150 млн.
Но в апреле Bechtel получила от правительства США вожделенный генеральный подряд на восстановление после войны в Ираке систем электроснабжения, водопровода и канализации общей стоимостью $680 млн. Эта новость на время отвлекла внимание общественности от бостонских “раскопок”.
Bechtel критиковали за методы, с помощью которых она заполучила свой контракт. А на правительство США обрушился шквал обвинений в фаворитизме.
Дело в том, что компания всегда была тесно связана со старейшими деятелями республиканской партии и с администрацией Буша. Поэтому Bechtel изначально имела больше шансов на успех, чем другие претенденты. И скептики тут же высказали опасения, что федеральные власти получат на Ближнем Востоке повторение бостонского сценария.
Словом, американский строительный гигант весь год был в поле зрения мировой прессы. В июне, например, эта компания попала на страницы газет из-за массовых протестов перед ее штаб-квартирой в Сан-Франциско. Демонстранты опасались “корпоративного вторжения в Ирак” и того, что Bechtel сможет наживаться на эксплуатации природных богатств этой страны — особенно это касалось поставок воды, которые она контролировала. В связи с этим вспомнили, как три года назад в Боливии, помогая местному правительству приватизировать систему водоснабжения страны, компания настолько взвинтила цены, что контракт с ней был срочно расторгнут.
По мнению Bechtel, боливийский и иракский варианты не имели ничего общего, так как в последнем случае она была нанята не приватизировать, а модернизировать систему водоснабжения.

Интерес к Bechtel после получения иракского подряда стал почти сюрреалистическим. Никогда раньше компания не удостаивалась такого внимания — ни во времена строительства грандиозной Гувер-дамбы, ни во время прокладки тоннеля между Лондоном и Парижем, и даже Биг Диг несколько померк на этом фоне.
Но мировая слава служила компании и плохую службу. Так, в ноябре власти Чикаго отстранили Bechtel от участия в тендере на реконструкцию знаменитого международного аэропорта О'Хара стоимостью $6,6 млрд за то, что компания, считавшаяся фаворитом, отказалась опубликовать список своих главных акционеров. Причем другие четыре претендента должны были назвать держателей не менее 10% их акций, а Bechtel почему-то должна была назвать владельцев даже 2% акций.
К тому же, осенью власти штата Массачусетс закончили расследование о перерасходе в Бостоне. Bechtel и ее партнер Parsons Brinckerhoff под угрозой суда обязали вернуть разницу. Те не послушались, и в декабре транспортные власти штата подали в суд. Официальное обвинение следующее: желая увеличить собственную прибыль, подрядчики скрывали реальную стоимость работ. А пока суд да дело, в последнюю неделю перед Новым годом в Бостоне открыли последнюю подземную часть Биг Диг.

2003 год стал годом больших перемен для шведского строительного гиганта SKANSKA. С завидным упорством компания осуществляла избранную стратегию перегруппировки своих стратегических капиталовложений. Пересмотр корпоративной политики произошел еще осенью 2002 года. И уже в январе Skanska продала десять объектов недвижимости в районе Стокгольма и Орезунда на общую сумму 2,06 млрд крон ($234,9 млн). Таким образом компания пыталась сократить капиталы, распродавая хорошо освоенную недвижимость. В апреле из-за сокращения спроса на новые офисные площади Skanska ликвидировала 275 рабочих мест в своем отделении в Стокгольме, уволив 200 строительных рабочих и 75 администраторов.
Skanska присутствует более чем в 60 странах мира и, к примеру, в США считается второй по величине строительной компанией. Но в апреле Skanska продала свое американское подразделение компанию Spectrum, которая занималась жилищным строительством, объяснив это намерением действовать только на тех рынках, где она может играть ведущую роль.
Весной Skanska покинула строительный рынок Венгрии. В августе продала свой литовский филиал компанию Statyba и закончила строительные операции в Литве, потом ушла из Латвии. Ключевыми рынками, где шведы намерены достичь ведущих позиций, были объявлены Россия, Польша и Чехия.
В течение года Skanska непрерывно соотносила свои затраты с текущим состоянием рынка. Сэкономленные на закрытых направлениях деньги пополняли доходы рабочих единиц. Так, в четвертом квартале 2003 года перепало норвежскому, шведскому и английскому подразделениям Skanska и, кроме того, сервисному отделению Skanska Teknik и российской Skanska.
По расчетам компании меры, предпринятые в 2003 году, принесут 5-7-процентное сокращение расходов в 2004 году.
Правда, Skanska занималась и своей основной деятельностью. За 2003 год она продала в Швеции и Европе на 7,4 млрд крон недвижимости, общий прирост капитала составил 2,3 млрд крон, 90% из которых — от проектов, построенных в течение прошлых пяти лет.

Французская LAFARGE, мировой лидер продаж строительных материалов, на которую работают 77.000 служащих в 75 странах мира, по-прежнему занимала верхние позиции в торговле цементом, бетоном, кровельными материалами, гипсом и производными материалами.
В январе Lafarge сообщила о том, что ее крупнейшее подразделение — цементное — пострадало от антимонопольных санкций Еврокомиссии. В ноябре 2002 года Lafarge и три другие компании были оштрафованы на 249,6 млн евро каждая, что в 2,5 раза превысило ежегодную прибыль компании от продаж сухой штукатурки в Великобритании и Германии.
Lafarge призналась в том, что в Германии ее дилеры договаривались о ценах. При этом компания категорически отрицала обвинения в организации незаконного картеля, который на протяжении шести лет согласовывал цены на гипсокартон. Поэтому руководство Lafarge сочло реакцию Еврокомиссии слишком острой — дескать, “обычный обмен информацией между компаниями” был принят за соглашение. При этом Еврокомиссия выступала одновременно как обвинитель, следователь и судья.
В 2003 году дела Lafarge должны были пойти лучше. Благоприятные тенденции прослеживались на всех рынках, кроме двух “черных пятен” — в Германии и на Филиппинах. В качестве одного из потенциально перспективных рынков в Азии Lafarge рассматривала Китай, где она имеет четыре цементных завода, две гипсовые фабрики и девять предприятий кровельной черепицы, из которых, правда, прибыльными являются только два цементных завода, одна гипсофабрика и один кровельный завод.

Цемент — капиталоемкий бизнес, поэтому, как только Lafarge вкладывает капитал в какую-либо страну, она на долгое время становится там корпоративным гражданином. Пока идея переместить производство из Малайзии, где французы давно и прочно закрепились, в Китай была для компании экономически необоснованной, это увеличило бы транспортные расходы, снизив прибыль. До сих пор Lafarge получала до 40% доходов из Западной Европы, 30% из Северной Америки, а Азиатско-Тихоокеанский регион составлял только 9%.
В марте, желая если не снять вовсе, то хотя бы уменьшить бремя штрафа Еврокомиссии, Lafarge обратилась с апелляцией в суд. На разбирательство по этому делу может уйти два-три года. Но в июне антимонопольные органы Германии оштрафовали шесть крупнейших производителей цемента в Германии, в том числе Lafarge, на более чем 600 млн евро ($706 млн).
Обсуждая это событие, многие эксперты называли основой проблем сектора “разорительную конкуренцию”. Цена за тонну цемента в последние два года снизилась с 60 до 40 евро. Вполне вероятно, что это стало результатом гибели картеля, так как многие годы до этого цены были стабильными.
В декабре Lafarge выкупила у Европейского банка реконструкции и развития 23% акций своей польской единицы Lafarge Polska и подписала соглашение о продаже своей доли в 40,9% в Molins.

Также пострадавшая от антимонопольных штрафов являющаяся вторым по величине производителем цемента в мире швейцарская компания HOLCIM объясняла свои не блестящие результаты первой половины года недостатком строительных заказов в США, где операции Holcim пострадали из-за плохой погоды, а также экономическими условиями в Европе и Азии, которые оставляли желать лучшего. Кроме того, компания была вынуждена закрыть несколько заводов в Аргентине и потеряла из-за забастовки на швейцарских авиалиниях.
Бывший председатель и крупнейший акционер компании Томас Шмидхайни был оштрафован испанским судом на 1,5 млн евро за якобы незаконные операции с ценными бумагами. Holcim, однако, утверждает, что Шмидхайни действовал частным образом, и его дело не имеет отношения к компании. HOLCIM рассчитывала на реабилитацию во второй половине года.

Результатов осталось ждать недолго, а тем временем компания учредила международный конкурс жизнеспособного строительства, с тем чтобы продвигать решения, которые отвечают требованиям экономического роста, экологического качества и социальной ответственности. Чтобы обеспечить для этой цели структуру, компания установила в Цюрихе Фонд жизнеспособного строительства.
Он работает в сотрудничестве со швейцарским Федеральным Технологическим Институтом и целым рядом выдающихся технологических институтов мира. Заявки на международный конкурс будут приниматься в 2004 году.
Победителей будут определять в два этапа. В 2005 году победители будут названы в пяти или более географических номинациях, и только в следующем году из них выберут мирового победителя.

В начале 2003 года мексиканская компания CEMEX, третий в мире производитель цемента, оплакивала сокращение прибыли более чем наполовину. Менее успешные, чем ожидалось, результаты ее деятельности были связаны с низким уровнем продаж в США, а также забастовками и ослаблением местной валюты в Венесуэле, где расположена часть производственных мощностей компании. Но уже в июле прибыль Cemex увеличилась вчетверо. Чистый доход Cemex, которая работает в более чем 30 странах на четырех континентах, вырос до $309 млн, тогда как годом ранее составлял $73 млн.
Это связывали, в частности, с укреплением мексиканского песо и покупкой в 2002 году пуэрто-риканской компании Puerto Rican Cement, которая дала Cemex дополнительные 1,4 млн тонн производства в год и еще один стратегический центр для завоевания рынка карибского региона. Кроме того, увеличились продажи компании в Мексике, Испании и Венесуэле.
18 декабря Cemex объявила, что ожидает в квартале, заканчивающемся 31 декабря 2003 года, получить более $500 млн, то есть на 20% больше, чем годом ранее, в то время как операционный доход должен превысить $340 млн. Прибыль компании за весь 2003 год, как ожидается, составит около $2,07 млрд.
Компания довольна своей работой в последнем квартале и в году в целом. По сравнению с прошлым годом в четвертом квартале нынешнего продажи Cemex в Мексике оставались стабильными, в США и Испании выросли.

DEGUSSA, третья по величине химическая компания Германии и лидер мирового рынка специальной химии, в 2002 финансовом году получила более 900 млн евро текущей выручки.
В начале года компания спокойно занималась своими текущими делами. Например, осваивала новые рынки. 20 января в Пекине открылась штаб-квартира китайского холдинга Degussa. По прогнозам компании сектор китайской специальной химии к 2008 году займет второе после Евросоюза место в мире. В феврале Degussa продала немецкой компании Cognis химическое производство связующих для производства лаков и красок, синтетических лубрикантов, пеногасителей, а также покрытий для дерева и металла и других промышленных средств.

Но в ноябре вокруг Degussa разгорелся нешуточный скандал. Было внезапно остановлено строительство берлинского мемориала жертвам нацистов, для которого компания поставляла покрытие антиграффити. Неожиданно выяснилось, что во время второй мировой войны Degussa была частью компании Degesch, которая поставляла в газовые камеры концлагерей цианид водорода. Руководители проекта заявили, что, несмотря на то, что многие немецкие компании помогали нацистам, в случае с Degussa “граница была перейдена”. Однако президент Бундестага и председатель мемориального фонда Вольфганг Тирзе убедил парламент, и реноме компании было восстановлено — Бундестаг постановил возобновить участие Degussa в проекте.
В декабре — снова неприятности, но уже финансовые. Европейская Комиссия оштрафовала на 16,73 млн евро британское отделение Degussa как юридического преемника компании Laporte, которую Degussa купила в марте 2001 года, и на 8,83 млн евро филиал Peroxid Chemie в Германии. Еврокомиссия считает, что продажи органических пероксидов прежней Laporte и Pe-roxid Chemie нарушали европейский Закон о конкуренции. Degussa не помогло даже то, что она сотрудничала с Еврокомиссией и установила строгую антимонопольную программу, с тем чтобы гарантировать соответствие антимонопольным правилам.

В Чехии кипели страсти вокруг строительства первой платной автострады от Остравы до Липника. Весной чешское правительство расторгло контракт с израильской строительной компанией Housing and Construction, выданный прежним правительством еще до выборов в июне 2002 года. “Заказ столетия” достался упомянутому консорциуму в обход конкурсной процедуры. По договору государство обязалось заплатить этой компании 125 млрд крон ($3,8 млрд) — даже строительство атомной электростанции Темелин обошлось Чехии дешевле.
Осенью консорциум чешских строительных компаний Ostravske Dopravni Stavby и Stavby Silnic выиграл тендер на строительство кольцевой дороги вокруг Остравы, являющейся частью 80-километровой магистрали D47, которая свяжет Чехию с соседней Польшей. Консорциум подрядился работать за 4,5 млрд чешских крон, что на 4 млрд крон дешевле, чем цена, выставленная Hou-sing & Construction.
Министерство транспорта Чехии предполагает, что в целом D47 обойдется в 80-85 млрд крон, причем 47,5 млрд крон приходятся непосредственно на строительные работы, остальное — на проценты по кредиту.

В октябре банки, кредитовавшие две крупнейшие в Южной Корее строительные компании Hyundai Engineering&Construction и Daewoo Engineering & Construction, объявили о продаже своих долей в этих гигантах.
Кредиторы Daewoo с будущего года начнут распродажу акций. Они уверены, что смогут найти подходящего покупателя, так как фирма имеет высокую корпоративную ценность. Daewoo Engineering & Construction могла бы стать хорошей иллюстрацией истории любой серьезной компании, в судьбе которой бывают как взлеты, так и падения. Причем последствия как первого, так и второго порой непредсказуемы. Так, второй по величине строительный конгломерат Кореи превратился в прибыльную и прочную компанию менее чем за пять лет после почти банкротства.
Перед азиатским валютным кризисом конца 1990-х лидером корейской строительной отрасли была Hyundai Engineering & Construction. Теперь дела Hyundai идут не так блестяще, и многие эксперты отмечают, что именно Daewoo стала представителем корейской строительной индустрии за границей.

Среди проектов Daewoo — строительство штаб-квартиры Telekom Malaysia, центра Lufthansa в Пекине, Города каналов в Фукуока и Национального музея современного искусства Южной Кореи.
Банки — кредиторы Hyundai не говорили о своих намерениях так открыто, но по мнению экспертов поиски покупателя могут начаться также в начале будущего года. Возможно, автомобильное подразделение Hyundai выкупит строительный бизнес, который до сих пор был ведущим в группе. Но есть и множество других желающих стать новыми владельцами Hyundai Engineering&Construction.
В Южной Корее перспективы для строительства на будущий год рисуют довольно мрачные, поэтому компании в целом намерены строить меньше. Hyundai, LG, Samsung, SK, POSCO и большинство других ведущих строительных компаний собираются воздержаться от крупномасштабных проектов. Напряженное состояние рынка жилья в Сеуле заставляет компании обращать взоры на провинции. Так, из 23.000 единиц жилья, которое планирует построить LG в следующем году, около 40% — в провинциях.
Hyundai Development также 40% из 16.000 единиц построит в областях. Другая наметившаяся тенденция в южнокорейском строительстве — тающая популярность высотных комплексов и зданий, как жилых, так и коммерческих. Поскольку потребители теперь не видят никакого очарования в таких зданиях, строительные компании, например, POSCO, предпочитают строить два здания пониже там, где раньше построили бы одно повыше.

Лидер в производстве тяжелого оборудования для строительства американская компания CATERPILLAR в январе 2003 г. заявляла, что ее прибыль за последний квартал 2002 г. выросла, но предупреждала о том, что в 2003 году ее прибыли, вероятно, снизятся на 5%. Это связывалось не только с сокращением продаж, но и с повышением расходов на пенсии и льготы служащим.
В сентябре Caterpillar заявила о том, что уже в этом году планирует достичь уровня продаж и доходов в $30 млрд по сравнению с 20,15 млрд в 2002 году. По мнению экспертов компании мировую строительную отрасль в ближайшее десятилетие ожидает подъем приблизительно на 30%. Эти прогнозы руководство Caterpillar аргументирует тем, что численность населения планеты неуклонно растет, а значит, нужно все больше дорог и домов.

17 декабря председатель и главный администратор Caterpillar Глен Бартон получил главный приз отрасли от ведущего отраслевого американского журнала Diesel Progress за крупнейшее технологическое достижение на рынках электроприводных двигателей в 2003 году.
Caterpillar также стала главным отраслевым ньюсмейкером уходящего года. Такого звания она уже удостаивалась в 1998 году, поэтому теперь является единственной компанией, дважды получившей этот титул.
Caterpillar отметили еще за расширение в Азии и Южной Америке, рост производства машин для лесоводства и двигателей для школьных автобусов, за создание улучшенной линии судовых двигателей и больших двигателей на природном газе.

В начале 2003 года ведущая английская техническая компания AMEC заключила 10-летний контракт стоимостью 700-800 млн фунтов стерлингов на модернизацию семи британских аэропортов. По условиям сделки Amec должна будет обслуживать лондонские Хитроу, Гатвик, Стэнстед и Саутгемптон, а также аэропорты в Эдинбурге, Глазго и Абердине.
В марте Amec готовилась тушить нефтяные пожары на полях Южного Ирака недалеко от границы с Кувейтом, где находятся крупнейшие месторождения иракской нефти. Она приобрела опыт тушения подобных пожаров в Кувейте в конце первой войны в Персидском заливе. В апреле компания подписала договор на 466 млн фунтов стерлингов о временном совместном предприятии с американской компанией Fluor, чтобы вместе восстанавливать нефтяную промышленность в Ираке. Эта сделка позволила Amec стать первой британской компанией, получившей подряд в Ираке.
В декабре Amec, а также другие британские строительные гиганты — Costain и Mott MacDonald — получили доступ к первичным иракским подрядам.

Согласно опубликованному в июне отчету крупнейшей в мире сервисной компании недвижимости Jones Lang LaSalle из Чикаго в будущем самые высокие потенциальные инвестиционные возможности будут у китайских городов — Шанхая и Пекина, — а также у региона дельты Жемчужной реки. В Шанхае уже теперь работает почти четверть строительных кранов мира.
Такие развитые города, как американские Остин (штат Техас) и Рэли (Северная Каролина) или Хельсинки (Финляндия), также будут интересовать инвесторов. Попытки городских властей улучшить ландшафт и привлечь туристов также значительно повлияют на привлекательность недвижимости. Поэтому бум спроса следует ожидать в Барселоне, Копенгагене, Калгари, Альберте и австралийском Брисбене. “Фактор отдыха” поможет таким городам, как Лас-Вегас и Дубай. Все эти направления инвестиций до сих пор считались “нетрадиционными”. Также интерес инвесторов из Азии и Восточной Европы по-прежнему будут вызывать всегда привлекательные Нью-Йорк и Лондон.

Книгой года мы выбрали “Мегапроекты и риск — автономия амбиций” Бента Фливбьорга, Нильса Бруцелиуса и Вернера Ротенгаттера, которые, будучи специалистами в области проектирования и логистики (а также любителями в сфере социальной психологии), описали истории провалов большинства крупномасштабных инфраструктурных проектов последнего времени.
В книге приведены красноречивые доказательства того, как промоутеры многомиллиардных проектов, заботясь только о своих интересах, систематически обманывают парламенты, общественность и средства массовой информации с целью добиться разрешения на строительство. Формула подобной процедуры обычно такова: преуменьшение объема затрат на строительство, завышение суммы доходов от проекта, недооценка экологического ущерба и преувеличение эффекта экономического развития.
Среди таких примеров — тоннель под Ла-Маншем, мост Орезунд между Данией и Швецией и мост Васко да Гама в Португалии, аэропорт в Гонконге, тоннель Quinling в Китае, мост Akashi Kaikyo в Японии, тоннель сиднейской гавани, северо-восточная автомагистраль в Малайзии и магистраль второй стадии в Таиланде, бостонский Биг Диг, автострады и железнодорожные линии в Калифорнии, международный аэропорт в Денвере, Мост Конфедерации в Канаде, суперавтострада Сан-Паулу — Буэнос-Айрес, трасса, связывающая Атлантический и Тихий океаны через Южную Америку, и венесуэльско-бразильская автострада.
Кроме дорожной инфраструктуры — китайская дамба Трех Ущелий, российско-центральноазиатский газопровод, плотина Pergau в Малайзии, система контроля наводнений в Бангладеш и боливийско-бразильский газопровод. В числе мегапроектов — венесуэльско-бразильская линия электропередач, а также крупномасштабные проекты, связанные с Интернет и телекоммуникациями по всему миру.
Авторы приводят документы, доказывающие, что превышение в таких случаях проектной стоимости на 50-100% — обычное дело, случается также превышение более чем на 100%. Прогнозируемый спрос оказывается неверен на 20-70%.
Свобода информации в этом вопросе сегодня ограничивается почти так же, как если бы речь шла о государственных секретах, оружии массового поражения, обороне, шпионаже и терроризме. В некоторых случаях авторам не позволили использовать официальные источники информации.

Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2003 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость