В реформировании ЖКХ надо быть заинтересованным


Хроническое недофинансирование организации ЖКХ в России обуславливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ. Все это ведет к систематическому росту аварийности — 3-4% в год.

Существующая система управления тепло- и водоснабжением не отвечает требованиям надежного и устойчивого функционирования инженерных систем, в первую очередь, зимнего максимума. Этому способствуют многие факторы:
— разобщенность управления объектами инженерной инфраструктуры, когда в городе при наличии нескольких коммунальных организаций отсутствуют общее взаимодействие и оперативность в принятии решений, особенно при возникновении аварийных ситуаций;
— несовершенство экономического механизма и, как следствие, отсутствие экономической заинтересованности энергоснабжающих предприятий в экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
— увеличение доли устаревшего оборудования и трубопроводов тепловых сетей из-за отсутствия необходимых объемов финансовых средств на их ремонт и восстановление;
— недостаточное применение новых материалов, технологий, оборудования, схемотехнических решений;
— несогласованность в поддержании нормальных гидравлических режимов, предупреждении и устранении аварийных ситуаций при эксплуатации тепловой сети различными организациями;
— недостаточная оснащенность средствами автоматики, приборами учета и контроля отпуска, распределения и потребления тепловой энергии, средствами диспетчеризации, телемеханизации и информационного обеспечения управления теплоснабжением;
— несовершенство систем договоров и, как следствие, возникновение многочисленных спорных вопросов.

Госстрой России для исправления сложившейся ситуации в области коммунальной энергетики считает необходимым совместно с органами исполнительной власти регионов приложить усилия в следующих направлениях:
— разработка или корректирование схем теплоснабжения с целью оптимизации в них соотношения централизованных и автономных источников теплоснабжения, степени централизации теплоснабжения с учетом плотности теплопотребления, топливного баланса, структуры себестоимости тепловой энергии и ее транспорта, а также экологических требований;
— совершенствование системы транспорта тепловой энергии за счет применения конструкций теплопроводов с использованием современных теплоизоляционных материалов и внедрение прогрессивного оборудования — шаровой запорной арматуры, пластинчатых теплообменников, сильфонных компенсаторов, регулируемого привода электронасосов;
— изменение структуры топливоснабжения коммунальных котельных за счет повышения газовой составляющей, что даст возможность снизить себестоимость 1 ГКал на 20-40%, и замещение низкокалорийных углей сортовыми видами топлива с устройством углеподготовки и автоматизации подачи угля, что позволит снизить себестоимость 1 ГКал на 15-30%;
— перевод крупных муниципальных котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии за счет оборудования их газотурбинными установками;
— повышение надежности и экономичности систем теплоснабжения путем организации совместной работы источников теплоснабжения на общие тепловые сети;
— строительство нетрадиционных источников теплоснабжения небольшой и средней мощности на базе газотурбинных установок, парогазовых установок;
— развитие нетрадиционных источников тепловой энергии (геотермальных и ветроустановок), а также с учетом местных условий использование в виде топлива бытовых отходов, иловых осадков и биогаза городских очистных сооружений канализации, торфа, отходов деревообрабатывающей промышленности;
— внедрение современного высокоэффективного автоматизированного котельного оборудования при проведении реконструкции;
— оборудование источников теплоснабжения системами водоподготовки, средствами автоматизации, обеспечивающими регулирование отпуска и потребления тепловой энергии;
— оптимизация и наладка гидравлических и тепловых режимов систем теплоснабжения.

В водопроводно-канализационном хозяйстве основными задачами остаются:
— внедрение новых прогрессивных, энергоэффективных, экологически чистых технологий и оборудования, современных установок и приборов, новых эффективных реагентов;
— применение новых материалов (полимерных, пластиковых труб), проведение санации водопроводных и канализационных сетей (нанесение цементно-песчаных покрытий, использование пластиковых рукавов и др.), что дает возможность в 3-4 раза увеличить срок эксплуатации трубопроводов;
— привлечение к сотрудничеству предприятий и фирм, выпускающих и реализующих эффективное оборудование.

Серьезным пробелом в реформировании ЖКХ, по мнению Госстроя РФ, является отсутствие заинтересованного собственника и управляющего жильем. Бизнес медленно идет в эту сферу. Не высоки темпы создания товариществ собственников жилья.
Вместе с тем немало сделано для устранения препятствий для этих процессов, особенно после вступления в силу закона о внесении изменений в закон “Об основах федеральной жилищной политики”.
Что касается капитального ремонта жилья, то надо отметить, что тот капитальный ремонт, на который сегодня списываются средства, не служит целям реформирования ЖКХ. После такого ремонта жилищный фонд не меняется качественно — лишь восстанавливаются его отдельные технические характеристики, и не более того. Прежний подход к организации капитального ремонта должен быть заменен на идеологию комплексной модернизации жилищного фонда, в результате которой жилье превратится в энергоэффективный, малозатратный механизм, способный управлять объемами потребляемых ресурсов.

В этом случае инвестиционные или бюджетные средства, вложенные в модернизацию, должны быть возвратными. Возвратность должна обеспечиваться за счет получаемой экономии затрат на содержание модернизированного жилья. Возвращаемые средства должны частично или полностью участвовать в модернизации других домов. Но для создания реального механизма возвратности в тариф необходимо вводить инвестиционную составляющую, так как сумма предъявляемых платежей будет меньше, чем суммы, вносимые гражданами ранее (до модернизации).
Именно такой механизм проведения капитального ремонта необходимо заложить в программу развития самоуправления и частного управления жильем. Нормативная база функционирования этой технологии проведения капитального ремонта с модернизацией должна быть подкреплена обязательным запретом выхода населения на прямые платежи с ресурсоснабжающими предприятиями, минуя управляющую организацию.
Необходимо обратить внимание на создание целостной системы контроля за прохождением финансовых средств, получаемых предприятиями ЖКХ от населения, предприятий и бюджетов всех уровней. С этой целью специалисты Госстроя России работают над созданием многофункциональной автоматизированной информационной системы (АИС Госстроя) с сетью в регионах и муниципальных образованиях на базе существующих расчетно-кассовых и информационно-расчетных центров, диспетчерских служб и других структур. Для экономии ресурсов и снижения затрат при эксплуатации жилья специалисты Госстроя РФ завершают работу по изменению строительных норм и правил. Так, с 1 января 2002 года вступил в силу новый СНиП, касающийся теплопроводности ограждающих конструкций зданий и сооружений. Уже нельзя сдать в эксплуатацию здание без приборов учета на границе разделов.

В текущем году будет введена как обязательная норма горизонтальная разводка трубопроводных систем в жилищном фонде при новом строительстве и такие нормы, когда при проектировании инженерных коммуникаций жилых зданий будут учитываться сроки их эксплуатации не менее 25 лет.
Как показывают результаты обследования жилищного фонда, не везде в регионах России на вводимых в эксплуатацию жилых домах в полной мере соблюдаются обязательные требования нормативных документов по установке приборов учета тепла, холодной и горячей воды. Приборы учета тепла в тепловых пунктах устанавливаются в 55 процентах принимаемой в эксплуатацию общей площади жилых домов, приборы учета холодной и горячей воды — в 60 процентах общей площади.

В настоящее время отсутствует заинтересованность в установке приборов учета как у энергосберегающей организации, так и у покупателя ввиду следующих причин:
— согласно ст. 543 Гражданского кодекса РФ абонент обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а при настоящем техническом состоянии сетей, приборов и оборудования, а также хроническом недоремонте и недофинансировании на эксплуатацию абонент не заинтересован в установке поквартирных счетчиков, так как потери тепла (воды) до входа в квартиру значительно превышают все допустимые нормативы;
— если абонентом выступает гражданин, то данная обязанность возлагается на энергосберегающую организацию, которая по указанным выше причинам также не заинтересована в поквартирных счетчиках;
— установка счетчиков гражданами не приобрела должного развития еще и из-за конструктивных особенностей систем тепло- и водоснабжения, дороговизны услуги по установке и многоступенчатости согласования выполнения данной работы, а также отсутствия нормативной правовой базы в данной области в области формирования тарифов за энергоснабжение по счетчику. Эти проблемы предстоит совместно решать.

Важнейшим направлением по выводу коммунального хозяйства, как и всей отрасли в целом, из кризиса является проведение мероприятий по энергосбережению. Проведение их на первом этапе требует значительных капиталовложений, поэтому не все регионы финансируют данное направление в достаточной мере. Между тем получаемый экономический эффект от них покрывает затраты и ведет в дальнейшем к экономии электроэнергии, топлива и тепловой энергии. К примеру, только замена существующих светильников на энергоэкономичные позволяет экономить до 80% электроэнергии. Поэтому целесообразно во всех регионах проводить замену светильников, начиная прежде всего с учреждений бюджетной сферы.
Внедрение частотных регуляторов на электродвигателях также дает экономию электроэнергии до 30%, а, кроме того, увеличивает срок службы оборудования и исключает гидравлические удары в системах водоснабжения.
Ясно одно: для широкого внедрения мероприятий по энергосбережению в ЖКХ нужна экономическая заинтересованность в этом всех их участников. Для успешного проведения работ, предусмотренных программой, необходимо скорейшее принятие законопроекта “О внесении изменений и дополнений в закон “Об энергосбережении” с целью создания механизмов экономической заинтересованности организаций ЖКХ в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий.

Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость