Техническое состояние лифтов: работа продолжается
На заседании коллегии Минжилкомхоза РБ по вопросу “О работе РУП “Беллифт” по повышению качества технического обслуживания лифтов после совершенствования структуры управления лифтовым хозяйством республики” выступил генеральный директор РУП “Беллифт” Александр Клусевич, который рассказал о деятельности своего предприятия, рассмотрел вопросы повышения качества эксплуатации лифтового и вертикального оборудования, подытожил результаты уходящего года.
Предприятия РУП “Беллифт” в своей практической работе по повышению качества технического обслуживания лифтов руководствуются действующими Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденными Проматомнадзором в 1992 году, а также Положениями по организации обслуживания и надзора за лифтами и о планово-предупредительном ремонте лифтов в Республике Беларусь, утвержденными Минжилкомхозом в 1996 году.
В последние годы усилия лифторемонтых предприятий были сосредоточены на организации выполнения приказа министерства “О техническом состоянии лифтов и работе по формированию и применению цен и тарифов на предприятиях РПО “Беллифт”, ход выполнения которого, а также разработанных во исполнение этого документа соответствующих мероприятий постоянно находился в центре внимания руководителей и специалистов предприятий, неоднократно рассматривался на заседаниях технико-экономического Совета РУП “Беллифт”.
Так, например, 18 апреля 2002 г. на выездном заседании в Бресте с участием руководителей жилищно-коммунальных организаций городов Бреста, Барановичей, Пинска и ПУЖКХ области был рассмотрен вопрос “О работе УП “Брестлифт” по улучшению технического состояния вертикального транспорта и дальнейшему совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности”. 27 марта 2003 г. технико-экономический Совет РУП “Беллифт” рассмотрел вопрос “О работе УП “Гроднолифт” по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования вертикального транспорта”, 21 августа текущего года — “О работе УП “Могилевлифт” по повышению качества ремонта и технического обслуживания вертикального транспорта” и т.д.
В соответствии с упомянутыми приказами министерства РУП Беллифт” ежеквартально проводится анализ показателей, характеризующих техническое состояние лифтов, результаты которого постоянно используются при оценке работы лифторемонтных предприятий и их руководителей по повышению технического уровня лифтового оборудования, обеспечению надежной и безопасной работы вертикального транспорта, при принятии различных управленческих решений. Хотелось бы отметить, что не всеми областными управлениями жилищно-коммунального хозяйства, и особенно УЖХ Мингорисполкома, выполняются поручения упомянутого приказа.
С участием Управления экономики министерства проведен республиканский семинар руководителей, главных бухгалтеров и экономистов предприятий лифтового хозяйства по вопросам формирования и применения цен и тарифов. В ноябре 2001 года РУП “Беллифт” совместно с УЖХ Мингорисполкома с участием Минжилкомхоза был проведен республиканский семинар-совещание “О состоянии и мерах по обеспечению работоспособности систем дымоудаления и пожарной безопасности в домах повышенной этажности и совершенствованию деятельности по техническому обслуживанию лифтового хозяйства”.
Для дальнейшего совершенствования правового обеспечения хозяйственной деятельности, упорядочения взаимоотношений между подрядчиками и заказчиками приказом Минжилкомхоза РБ утвержден разработанный РУП “Беллифт” Типовой договор на ремонт и техническое обслуживание лифтов.
В целях снижения затрат на ремонт и техническое обслуживание лифтов предприятиями РУП “Беллифт” с участием жилищно-эксплуатационных организаций продолжается работа по модернизации и укрупнению ОДС и пунктов диспетчерской связи. Так, в минувшем году были упразднены по одной ОДС в Новополоцке и Слониме, две — в Лиде, три диспетчерских пункта управления лифтами — в Минске. В текущем году — по одному ДПУЛ в Бресте и Волковыске, по два — в Полоцке, Витебске, Могилеве и Минске.
В последние годы принимались необходимые меры по повышению эффективности использования производственных баз предприятий. В частности, в городе Витебске организовано изготовление не только лифтовых пружин по заказам завода “Могилевлифтмаш” и лифторемонтных предприятий, но и других подобных изделий. В городах Минске, Новополоцке и Гродно по заказам населения осуществляется ремонт и техническое обслуживание автомобилей, в городе Могилеве намечается изготовление створок дверей и т.д. В связи с освоением новых видов изделий и увеличением объемов выпускаемой продукции на производственной базе в городе Минске пришлось создавать дополнительные участки. Достаточно отметить, что в настоящее время на указанной базе трудится 82 человека, в то время как в 2000 году было всего лишь 47 человек. Отдельные участки работают в две смены, объем выпускаемой продукции возрос почти в 10 раз по сравнению с 2000 годом.
Повышение надежности эксплуатации
Работа лифторемонтных предприятий по повышению качества технического обслуживания лифтов несколько активизировалась после совершенствования структуры управления лифтовым хозяйством. Кроме перечисленных в справке принятых нами мер, на большинстве предприятий значительно укрепилась производственная и исполнительская дисциплина, благодаря внедрению централизованных расчетов населения за пользование лифтами в Минске, Могилеве и других городах несколько улучшилось финансовое состояние предприятий.
В результате принятых мер за 9 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2000 года относительное количество всех простоев лифтов уменьшилось на 6%, в том числе по техническим причинам — на 1,8%. Значительно сократилась продолжительность этих простоев. В минувшем году вдвое больше, чем в 2000 году, заменено устаревших лифтов, на 17,4% увеличилось количество лифтов, смонтированных собственными силами, на объектах нового строительства, на 8,4% уменьшилось относительное количество перегоревших электродвигателей главного привода.
Вместе с тем, как справедливо отмечается, несмотря на принимаемые меры, техническое состояние вертикального транспорта в ряде случаев все еще не отвечает предъявляемым требованиям. Особенно это касается лифтов, отработавших установленные сроки эксплуатации. Механическое и электротехническое оборудование их в большинстве случаев физически изношено и с большим трудом поддерживается нами в работоспособном состоянии. Только в домах местных Советов города Минска по состоянию на 1 октября 2003 г. насчитывалось 1550 таких лифтов, что составляет 20,8% общего количества пассажирских лифтов (в 1999 году — 11%), в том числе 344 лифта эксплуатируются в городе Минске свыше 30 лет. Для их замены уже сегодня необходимо 14,8 млрд рублей.
Устранение нарушений и неисправностей
Выполняя поручения по устранению нарушений, выявленных Комитетом государственного контроля РБ в организациях Минжилкомхоза РБ, утвержденные постановлением коллегии министерства от 11 декабря 2002 года, во всех областях и городе Минске разработаны и утверждены в облисполкомах и Минском горисполкоме графики замены устаревших лифтов в жилых домах на период 2003-2008 гг. Согласно этим графикам в текущем году в городах республики (без учета Гомельской области) предусмотрена замена 187 лифтов. За 9 месяцев 2003 года произведена замена только 85 лифтов, в т.ч. в г. Минске — 54 (при годовом задании 101), в Гродненской области — 14 (из 28), в Витебской — 8 (из 15), в Могилевской — 5 (из 18), в Брестской — 3 (из 16), в Минской — 1 (из 9).
Сегодня необходимо отметить, что большинство лифтов в городе Минске, обслуживаемых РУП “Беллифт” и ОАО “Лифтсервис”, меняется коммерческими организациями, не имеющими квалифицированных кадров и необходимых производственных баз, что противоречит требованиям приказа министерства от 27 декабря 1999 г. и Рекомендациям республиканского семинара-совещания от 22 ноября 2001 г. В то время как у нас есть все необходимое для замены устаревших лифтов собственными силами. В этих целях в апреле текущего года в составе РУП “Беллифт” было создано специализированное дочернее унитарное предприятие “Беллифтмонтаж”, силами которого в текущем году уже заменено 24 лифта.
Культура пользования лифтовым оборудованием
Особую озабоченность вызывают участившиеся в последнее время случаи вандализма по отношению к лифтовому оборудованию. По этим причинам за 9 месяцев т.г. только в домах местных Советов лифты простояли 1274 суток против 886 суток за аналогичный период минувшего года.
Практически в большинстве пассажирских лифтов, расположенных в жилых домах, купе кабин приведены в неприглядный вид, уничтожаются плафоны, сжигаются кнопки вызова и приказа, имеются случаи поджога купе кабин и т.д. По этой причине лифт в доме №24 по пр-ту Я.Купалы в г. Гродно не работал 60 суток, в доме №28 по ул. Мира в Молодечно — 118 суток, в доме №123 (корп. 3) по пр-ту Скорины в г. Минске лифт простоял 222 суток и т.д. В целях предотвращения таких случаев в дальнейшем нами устанавливаются кнопки и другие изделия в антивандальном исполнении, на производственной базе в г. Минске организовано изготовление металлических купе кабин, широкое использование которых сдерживается заказчиками из-за недостаточного выделения финансовых средств на указанные цели.
Лифтовое оборудование и несчастные случаи
Пользуясь присутствием на коллегии руководителей областных управлений жилищно-коммунального хозяйства, хотелось бы активизировать на местах работу по внедрению централизованных форм расчетов населения за пользование лифтами по опыту города Минска.
Наряду с этим мы просим оказать помощь в ликвидации дебиторской задолженности за выполненные работы и оказанные услуги, особенно в городах Барановичи, Полоцк, Лунинец, Гродно, Волковыск и др.
Наряду с перечисленными и другими объективными причинами следует самокритично признать, что в деятельности РУП “Беллифт” и его дочерних предприятий имеются еще серьезные недостатки и упущения в работе по повышению качества технического обслуживания лифтов, что следует также и из материалов проверок, проведенных повсеместно в июле этого года по распоряжению премьер-министра нашей страны.
В частности, отдельные лифты эксплуатируются с неисправностями замков дверей кабины и шахты, ограничителя скорости, переговорной связи, схемы управления лифта, световой и звуковой сигнализации, со сверхнормативным износом канатов и червячной пары редуктора, с другими нарушениями требований ПУБЭЛ и других нормативных документов. Имеют место случаи, когда планово-предупредительные ремонты лифтов проводятся несвоевременно и не в полном объеме.
Основными причинами этого являются недостаточность финансовых средств для приобретения запасных частей, узлов и агрегатов, не всегда добросовестное отношение ремонтного персонала к выполнению своих обязанностей, отсутствие надлежащего контроля за его работой со стороны руководителей предприятий и т.д. В связи с широким применением в последнее время лифтов нового поколения с использованием электронных станций управления уровень теоретической и практической подготовки электромехаников в ПТУ-114 и “Жилкоме” не отвечает предъявляемым требованиям.
В текущем году, как и в предыдущие годы, к нашему сожалению, не удалось избежать несчастных случаев на лифтах с пассажирами.
Итоги проведенных проверок рассмотрены были нами на заседании технико-экономического Совета РУП “Беллифт” 26 сентября текущего года. В принятом решении определен ряд конкретных мер по устранению выявленных недостатков и упущений в работе лифторемонтных предприятий, выполнению соответствующих мероприятий, утвержденных Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. В частности, на всех предприятиях разработаны мероприятия по устранению выявленных нарушений и приведению технического состояния лифтов в соответствие с требованиями правил безопасности, проведено практическое обучение линейного персонала правилам безопасной эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта, по заказу РУП “Беллифт” создан видеоролик по правилам пользования лифтами, повсеместно созданы комплексные бригады для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию лифтов включая ежесуточные технические осмотры, проработаны вопросы, связанные с повышением квалификации электромехаников и других работников предприятий, усилением их персональной ответственности за выполнение возложенных на них функциональных обязанностей и т.д.
Обсуждаемый на коллегии министерства вопрос был рассмотрен нами ранее, 23 октября этого года, на заседании технико-экономического совета РУП “Беллифт”, где были утверждены конкретные мероприятия по приведению технического состояния лифтов в соответствие с требованиями правил безопасности, намечены дополнительные меры по повышению качества ремонта и технического обслуживания лифтов, обеспечению надежного и безопасного функционирования вертикального транспорта.
Заключены договора с Могилевским лифтостроительным заводом на предмет гарантийного и послегарантийного ремонта и сервисного обслуживания лифтов во всех областях и г. Минске. РУП “Беллифт” является дилером в Республике Беларусь по поставкам, монтажу, наладке лифтов Могилевского завода и запчастей к ним.
Лифт в современном городе — главный и обязательный элемент инженерного оборудования жилых зданий и наряду с водой, теплом и электроэнергией является важным жизнеобеспечивающим фактором и безальтернативным общественным транспортом, ежедневно перевозящим пассажиров больше, чем все остальные виды, вместе взятые. Об интенсивности работы лифта свидетельствуют следующие цифры: в течение года двери лифта открываются и закрываются 68 тысяч раз, он совершает 61 тысячу поездок и находится в движении 1278 часов. За это время проходит расстояние в 10 тысяч километров и перевозит 9 тысяч тонн груза и пассажиров. В связи с этим лифтовое оборудование требует постоянного технического обслуживания.
РУП “Беллифт” располагает необходимыми высококвалифицированными кадрами и производственными возможностями и способно обеспечить содержание лифтов в надлежащем состоянии. Сам факт рассмотрения данного вопроса на заседании коллегии министерства, предлагаемые в проекте протокольной записи меры будут способствовать дальнейшему повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности РУП “Беллифт” и его дочерних предприятий, коренному улучшению работы руководящих и инженерно-технических работников, усилению их персональной ответственности за состояние дел на порученном участке работы.
Записал Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2003 год в рубрике жкх