Нефтепроводный транспорт Беларуси


Белорусский государственный концерн по нефти и химии объединяет крупнейшие производства, оказывающие существенное влияние на экономический потенциал республики.

Из входящих в состав концерна предприятий 30 составляют акционерные общества, в которых концерн осуществляет владельческий надзор. Из них 20 ОАО созданы в 2002 году. Оставшиеся государственные республиканские унитарные предприятия (это два предприятия по транспорту нефти “Дружба”, РУЛ “ПО “Беларуськалий”, РУП “Производственное объединение “Белоруснефть” и организации нефтепродуктообеспечения) находятся в перечне предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации.
Со дня образования концерна “Белнефтехим” в 1997 году его промышленный комплекс из года в год наращивает выпуск промышленной продукции. Среднегодовой прирост объемов промышленного производства за 1997-2002 гг. составил около 6%, экспорта товаров — около 7%.
В общем объеме промышленной продукции Республики Беларусь удельный вес организаций концерна составляет около 19%, а в общереспубликанском экспорте — более 25%.
На внешний рынок поставляется свыше 70% производимой продукции.
Основная продукция, выпускаемая организациями концерна, соответствует мировым стандартам. Она имеет постоянный спрос и поставляется в более 100 стран мира, в т.ч. в Австрию, США, Германию, Россию, Украину, Польшу, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Италию, Китай, Индию, Бразилию и др.
Система качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 сертифицирована в 14 из 19 промышленных организациях концерна. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства концерна составляет более 60%.

Общий объем внешнеторгового оборота по концерну превышает 3 млрд долларов США, причем обеспечивается положительное сальдо. На сегодняшний день в структуре экспорта концерна нефтепродукты составляют 41%, минеральные удобрения — 26,5%, в т.ч. хлористый калий — около 23%, химические волокна и нити — порядка 10%.
Деятельность концерна весьма многогранна. Одно из главных ее направлений — полный цикл работ, связанных с разведкой и добычей нефти, ее транспортировкой, переработкой, а также реализацией произведенных нефтепродуктов.
В состав концерна также входят предприятия, выпускающие широкий спектр химической и нефтехимической продукции: шины, химические волокна и нити, минеральные удобрения, пластмассовые и лакокрасочные изделия и т.д. Многие из этих предприятий связаны друг с другом по технологической цепочке. Кроме того, в рамках республиканской межотраслевой кооперации они поставляют свою продукцию другим отраслям.
Исходя из оценки вклада концерна в отрасли народного хозяйства (машино-, тракторо-, автомобилестроение, транспорт, сельское хозяйство, легкая промышленность, медицинская и микробиологическая промышленность, торговля и др.) можно утверждать, что нефтехимический комплекс республики играет в народном хозяйстве структурообразующую роль.
В соответствии с выработанной концерном стратегией главный упор делается на опережающий рост нефтеперерабатывающей промышленности, продукция которой, являясь основным сырьем для предприятий химии, обусловит стабильное развитие и этой отрасли.
Реконструкция и модернизация производств, внедрение современных технологий стали стратегическим направлением работы концерна “Белнефтехим”.

Инвестиционные программы важнейших предприятий концерна — ОАО “Нафтан”, ОАО “Мозырский нефтеперерабатывающий завод”, РУП “ПО “Беларуськалий” — получили одобрение на высшем уровне.
Ежегодно организациями, входящими в состав концерна, осваивается в среднем около 360 млн долларов инвестиций.
Это позволило обеспечить реализацию программ реконструкции белорусских нефтеперерабатывающих заводов и нефтепроводов, развития сети АЗС, организовать производство новых конкурентоспособных видов продукции (многослойных полипропиленовых пленок, новых видов бензинов и дизельного топлива с низким содержанием серы, ароматических углеводородов и серы технической, пищевой и кормовой соли, новых видов твердых и жидких комплексных удобрений, метанола, полиэтиленовых и полипропиленовых труб для газо- и водоснабжения, новых видов конструкционных пластмасс, высокопрочного вискозного и полиамидного кордов).
Одиннадцать новых производств, построенных или еще находящихся в строительстве, включены в Реестр высокотехнологичных.
Проделанная работа позволила закрепить свое присутствие на мировых рынках, сохранить и увеличить прибыльность работы организаций, обеспечить сырьем собственного производства крупнейшие нефтехимические предприятия республики и тем самым снизить сырьевую зависимость от внешних поставщиков.

На ближайшие годы намечены новые инвестиционные программы на нефтеперерабатывающих заводах, которые позволят еще более увеличить глубину переработки и объемы перерабатываемой нефти, увеличить производство ароматических углеводородов для химии и довести качество производимых нефтепродуктов по содержанию серы и ароматики до перспективных европейских требований ЕВРО 2005.
На РУП “ПО “Белоруснефть” и РУП “ПО “Беларуськалий” продолжится работа по поддержанию достигнутых объемов добычи нефти и минеральных удобрений. В связи с этим будут осуществляться разведка и освоение новых месторождений нефти (в т.ч. и за пределами республики) и строительство нового калийного рудника. Кроме того, будет осуществлена реконструкция всех нефтехимических организаций, что позволит увеличить объемы выпускаемой продукции, снизить ее себестоимость и увеличить рентабельность.
Планируется освоить современное производство таких новых видов продукции, как: радиальные цельнометаллокордные шины, отличающиеся повышенной ходимостью, предназначенные для грузовых и сверхкрупных карьерных автомобилей, а также новые типы легковых шин; мультифиламентные полиэфирные текстильные нити, по своим характеристикам приближающиеся к натуральным волокнам; высокопрочный полиэфирный корд, новые долговечные кровельные материалы и другая новая продукция.
Параллельно концерн проводит необходимую работу по реформированию управления отраслью. Поставлена задача сформировать на базе системы концерна мощную вертикально интегрированную промышленно-финансовую структуру с высокой степенью централизации управления и хозяйственного подчинения подведомственных предприятий, которая на основе экономических рычагов управления и хозяйствования обеспечит интересы каждого предприятия, отрасли и государства в целом.

Концерн и предприятия трубопроводного транспорта
Политика концерна “Белнефтехим” по отношению к предприятиям трубопроводного транспорта заключается в поддержании на должном уровне надежности, модернизации основного технологического оборудования, расширения паркового хозяйства, что способствует повышению привлекательности транзитного направления транспортировки нефти через территорию республики, поступлению валютной выручки и усилению экономической и экологической безопасности страны.
Республика Беларусь является страной с развитой системой магистральных нефтепроводов. По территории республики проложены нефтепроводы, находящиеся в ведении входящих в состав концерна предприятий — Новополоцкого РУПТН “Дружба” и РУП Гомельтранснефть “Дружба”. Протяженность этих нефтепроводов (в однониточном исполнении) составляет соответственно 1065 и 1923 км.
Нефтепровод “Дружба” — важнейший транзитный коридор для экспорта российской нефти — является продолжением системы магистральных нефтепроводов российской компании ОАО АК “Транснефть”, по которому нефть транспортируется из Поволжья, Тимано-Печоры, Западной Сибири.
Система магистральных нефтепроводов “Дружба” берет свое начало от г. Самары. После Брянска, в Унече, нефтепровод разделяется на две ветви: северную и южную.
По северной нефть поступает на ОАО “Нафтан” и транзитом на Мажейкяйский НПЗ, терминал Бутинге, в порт Вентспилс.
По южной нефть поступает на ОАО “МНПЗ” и транзитом в западном направлении в Польшу и Германию, в южном направлении — на Украину. Транспортировка в направлении Украины позволяет осуществлять поставки нефти в Венгрию, Словакию, Чехию, Хорватию с возможностью выхода на порт Омишаль.

Объемы транзита нефти через Беларусь
В 2002 году объем транспортировки (перекачки) нефти предприятиями концерна увеличился по сравнению с 1996 годом почти в 1,3 раза.
В текущем году объем перекачки нефти по территории Республики Беларусь продолжает увеличиваться. За 9 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он возрос на 7%. В общем объеме перекачки нефти трубопроводным транспортом транзитные поставки через территорию республика Беларусь занимают свыше 80%.
Порядка 70% всей транспортируемой по территории Республики Беларусь нефти приходится на РУП “Гомельтранснефть “Дружба”.
Первые нефтепроводы Республиканского унитарного предприятия “Гомельтранснефть “Дружба” были сданы в эксплуатацию в 1964 году. Оно стало самостоятельным предприятием в 1992 году. За 2002 год обеспечена транспортировка 66,9 млн тонн нефти. Ожидаемое выполнение в 2003 г. — 74,2 млн тонн (112% к уровню 2002 г.). Из них транзит составит 66,6 млн тонн, или 89,8%, поставка на Мозырский НПЗ — 10,2%.
Благодаря выполнению “Программы технического перевооружения на 1998-2010 годы” за истекший период объемы перекачки нефти возросли, в т.ч. на Польшу и Германию — в 1,5 раза. Увеличению ежегодной прокачки нефти в этом направлении способствовала активная работа по модернизации нефтепроводов (строительство системы лупингов). В сентябре 2003 г. введены в эксплуатацию на линейной производственно-диспетчерской станции “Мозырь” два резервуара по 75 тыс. м3, что обеспечило надежность поставок нефти по транзиту и на ОАО “Мозырский НПЗ”.

Новополоцкое республиканское унитарное предприятие по транспорту нефти “Дружба” функционирует с 1967 года. С 1992 года существует как самостоятельный хозяйственный субъект Республики Беларусь.
Объем услуг по транспорту нефти в 2002 году составил 27 млн тонн, ожидаемое выполнение за 2003 год — 24 млн тонн. Наибольший удельный вес в объеме транспортировки в 2003 году занимает транзит нефти — 67,5%, поставка на нефтеперерабатывающий завод ОАО “Нафтан” — 32,5%.
Снижение объемов транспортировки нефти этим предприятием связано с прекращением в 2003 г. российского транзита на Латвию. Однако наряду с прекращением работы по этому направлению и благодаря реализации мероприятий утвержденной концерном “Программы технического перевооружения до 2010 года” обеспечен рост объемов транспортировки нефти в направлении порта Бутинге более чем в два раза.
Несмотря на то, что в последние годы наблюдается тенденция роста объемов перекачиваемой нефти и обеспечена стабильная работа предприятий нефтепроводного транспорта, нельзя не видеть серьезных технических проблем и задач, без решения которых дальнейшее надежное и безопасное функционирование нефтепроводной системы невозможно. Это проблемы старения основных фондов, вопросы экологически безопасной эксплуатации. Следует также учитывать и обострение конкуренции за транзитные потоки, важность разумной тарифной политики, обеспечивающей привлекательность белорусского коридора для предприятий — поставщиков нефти, а также максимальное использование возможностей нефтепроводного транспорта для увеличения поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы Республики Беларусь.

Условия транзита и поставки нефти
Условия транзита и поставки нефти регламентируются ежегодным Протоколом к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов. В нем оговариваются технические возможности по транзиту и поставке нефти в Республику Беларусь.
Транзит нефти через Республику Беларусь осуществляется на основании договоров между поставщиками нефти и предприятиями транспортировки нефти (РУП “Гомельтранснефть “Дружба”, Новополоцкое РУПТН “Дружба”).
В настоящее время через территорию Республики Беларусь осуществляется более половины поставок российской нефти в дальнее зарубежье.

Тарифы за транспортировку
Тарифы за транспортировку — один из самых серьезных аргументов, обеспечивающих привлекательность транзитных направлений для нефтедобывающих компаний.
Очевидно, что в условиях обострившейся конкуренции за транзитные коридоры Правительство республики стремится обеспечить, чтобы государственная политика в отношении транзита нефти была гибкой, учитывающей интересы сторон.
В области тарифной политики концерн “Белнефтехим руководствуется Соглашением о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, подписанным главами Правительств СНГ в г. Москве 12 апреля 1996 г.
Тарифы на транзит нефти по территории Республики Беларусь согласованы белорусской стороной и Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в декабре 1995 года в долларах США и до настоящего времени не изменялись. Их уровень выше ныне действующих в Российской Федерации и позволяет компенсировать рост инфляции, фактические затраты на эксплуатацию, техническое перевооружение и модернизацию основных средств и финансирование социальных программ.
Анализ действующих белорусских тарифов на транзитных направлениях российской нефти и объемов транзита показывает, что тарифы через белорусские предприятия транспорта нефти в настоящее время являются оптимальными с точки зрения привлекательности направления. Об этом свидетельствует рост объемов транзита на Польшу и Германию.

Основными задачами, стоящими перед белорусскими предприятиями транспорта нефти на ближайшую перспективу, являются: обеспечение экологически устойчивой эксплуатации, технического переоснащения, наращивания производительности.
Реализация утвержденной концерном “Программы технического перевооружения на 1998-2010 годы” позволяет решить как проблемы старения основных фондов, так и вопросы экологически безопасной эксплуатации в условиях технической реконструкции с одновременным наращиванием производительности нефтепровода. Финансирование этих Программ осуществляется за счет собственных средств предприятий.
Значительную часть расходов предприятий составляют мероприятия, направленные на защиту окружающей среды и населения. В рамках программы по техническому переоснащению выполняется большой объем работ по реконструкции существующих и строительству новых защитных сооружений для локализации аварийных разливов.
Для поддержания в надлежащем рабочем состоянии и обеспечения оптимальной загрузки трубопроводных систем за счет их модернизации, а также увеличения пропускной способности потребность в инвестициях в основной капитал в 2003-2006 гг. РУП “Гомельтранснефть Дружба” оценивается в размере 27-40 млн долларов США ежегодно, НРУПТН “Дружба” — соответственно 12-16 млн долларов США.

Международное сотрудничество
20 июня 2002 г. в Москве подписано Соглашение “О сотрудничестве и совместной деятельности при транспортировке российской нефти на мировые рынки с перевалкой через порт Омишаль (Хорватия) между ОАО АК “Транснефть” (Российская Федерация), РУП “Гомельтранснефть “Дружба” (Республика Беларусь), ОАО “Укртранснафта” (Украина), ОАО “МОЛ” (Венгерская Республика), АО “Транспетрол” (Словацкая Республика), АО “ЯНАФ” (Хорватская Республика)”.
Стороны договорились о проведении согласованных действий по техническому развитию нефтетранспортной системы для транспортировки в порт Омишаль (Хорватия). На первом этапе — 5 млн тонн, на втором — 10 млн тонн, на третьем — 15 млн тонн. РУП “Гомельтранснефть “Дружба” в настоящее время активно работает над решением поставленной перед ним в этой связи задачи по увеличению пропускной способности участка Унеча — Мозырь на 10 млн тонн в год.
Объем транзита нефти в направлении Польши по нефтепроводам предприятия “Гомельтранснефть “Дружба” увеличится в будущем году и составит 50 млн тонн. В нынешнем году объем транзита в направлении Польши составит около 46 млн тонн. Помимо этого, 21 млн тонн нефти будет прокачано в Украину. Всего в нынешнем году предприятием будет прокачано транзитом нефти примерно на 14% больше, чем в прошлом году. Объем транзита Новополоцким предприятием по транспорту нефти “Дружба” в нынешнем году составит около 16,2 млн тонн, что на 16% ниже, чем в прошлом году. В 2004 году транзит ожидается на уровне этого года.

В условиях обостряющейся конкуренции за транзитные коридоры реализация программы технического перевооружения магистральных нефтепроводов в республике позволит не только увеличить их пропускную способность и эксплуатационную безопасность, но и обеспечить привлекательность этого направления для нефтедобывающих компаний, экспортирующих нефть.
Таким образом, взвешенная тарифная политика, постоянная работа по модернизации и техперевооружению, обеспечению промышленной и экологической безопасности нефтепроводов и выгодное географическое положение являются основными факторами, лежащими в основе наращивания объемов транспортировки нефти через Беларусь. Являясь надежным звеном единой транспортной магистрали и несмотря на интенсивное строительство российской стороной других транспортных артерий, белорусская нефтепроводная система будет оставаться для Российской Федерации одним из самых удобных и выгодных направлений для экспорта нефти.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2003 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость