Практическое энергосбережение: вопросы и ответы


Одной из важнейших задач энергетической политики Республики Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.

Достигнутые сегодня результаты в энергетике несколько смягчили, но не устранили кризисные явления в обеспечении страны энергоносителями, так как доля энергоресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, торф топливный, дрова и пр.) остается на уровне 18% от общей потребности в ТЭР, что составляет 5,6 млн т у.т. (тонн условного топлива) в год, нереализованный же потенциал энергосбережения оценивается в 30% от общего потребления ТЭР, что эквивалентно 9,5-10 млн т у.т.
Особое внимание в Республиканской программе по энергосбережению до 2005 года уделяется использованию собственных ресурсов. В результате объемы потребления местных видов топлива и нетрадиционных источников энергии постепенно будут преобладать над закупаемыми за пределами республики топливно-энергетическими ресурсами. Например, в 2005 году относительно 2002 года предполагается такое замещение на 600 тысяч т у.т.

В качестве возобновляемых и нетрадиционных источников энергии с учетом природных, географических и метеорологических условий республики рассматриваются дрова, гидроресурсы, ветроэнергетический потенциал, биогаз из отходов животноводства, солнечная энергия, фитомасса, твердые бытовые отходы, отходы растениеводства, геотермальные ресурсы. Их динамичное широкое применение в стране очень важно по нескольким причинам. Во-первых, работы по их использованию будут способствовать развитию собственных технологий и оборудования, которые впоследствии могут стать предметом экспорта; во-вторых, эти источники, как правило, являются экологически чистыми; в-третьих, развитие таких источников повышает энергетическую безопасность государства.
Для обеспечения быстрой окупаемости затрат на нетрадиционную энергетику предпочтение следует отдать техническим решениям с использованием оборудования, выпускаемого на предприятиях республики и с максимальным использованием местных материалов.
Вопросам энергосбережения был посвящен прошедший на днях семинар “Практическое энергосбережение в современном водоснабжении” в Светлогорске, организованный Республиканским Комитетом по энергоэффективности при Совмине РБ, РУП “БелТЭИ”, Светлогорским КЖУП “Светоч”, представительством Grundfos в РБ, а также авторизованным сервис-партнером Grundfos в РБ ООО “Триатерм”, который и осуществил полное сопровождение участников. Благодаря открытому не показательному диалогу между участниками конференции по поводу работы предприятий Гомельской области в вопросах энергосбережения удалось выработать конкретные рекомендации по внедрению наиболее энергоэффективных мероприятий. На конференции практическим примером была доказана эффективность замены отечественных скважинных насосов ЭЦВ на современное энергосберегающее насосное оборудование концерна GRUNDFOS.

Главным специалистом сервисной службы концерна GRUNDFOS г-ном Йоханом Майклом были произведены замеры параметров установленных насосов ЭЦВ и сделаны расчеты возможной экономии электроэнергии при их замене на насосы SP. Результаты замеров и расчетов возможной экономии электроэнергии на конкретном примере Светлогорского водозабора будут опубликованы в одном из ближайших номеров СиН.
Сегодня, по словам первого заместителя председателя Республиканского Комитета по энергоэффективности при Совмине РБ Леонида Шенца, строительство современной ТЭЦ требует удельных вложений 800 долларов США за 1 кВт, и затем для выработки электроэнергии используется топливо, а при вложении финансовых средств в установку регулируемого электропривода затраты составляют 120 долларов США за 1 кВт (при полезном использовании мощности 30-40%). Практика показала, что внедрение энергоэффективного насосного оборудования дает значительную экономию энергоресурсов в топливном балансе республики.
Главный источник ресурсов — это экономное их использование. Увеличением использования местных видов топлива надо заниматься более активно. Сегодня, если энергоемкость должна быть снижена в целом, то местные виды топлива дают увеличение энергоемкости товарной продукции от 15% до 20%. Вопросы по топливному балансу стоят настолько жестко и принципиально, что необходимо перенимать лучшие и эффективные достижения у наших соседей за рубежом. Например, у скандинавов. Так в Финляндии вырабатывается более 20% электрической и 50% тепловой энергии за счет сжигания древесины.

До конца текущего года должна быть принята программа, согласно которой к 2015 году планируется строительство станции мощностью 20 МВт, работающей на отходах производства древесины. До 2020 года этот показатель почти удваивается. Сегодня прорабатывается вопрос о том, чтобы в каждой области построить небольшую мини-ТЭЦ на древесных отходах. Если сделать анализ использования древесины по республике, то видно, что можно использовать 1,5 млн тонн топлива. Сегодня Гомельская область прирастает ежегодно на 4,8 млн м3 древесины, из которых используется только 2,2 млн м3. Как отмечают работники лесного хозяйства, сегодня порядка 107 тыс. м3 древесины не востребовано. Использование древесины и древесных отходов позволило бы значительно снизить объемы закупаемых за пределами страны угля, печного топлива и мазута, стоимость которых значительно бьет по белорусскому кошельку. Использование насосного оборудования и регулируемого привода — это реальное снижение потребления энергоресурсов. За счет насосного оборудования снижается до 20-30% потребления энергоресурсов, и при этом не нужно тратить топливо.
Сегодня источники Минэнерго сжигают около 93% газа. В целом по республике этот показатель достигает 60%. В свою очередь снижается потребление печного топлива, мазута.

Стратегия Беларуси с точки зрения энергетической безопасности должна исходить из расширения списка стран, от которых могли бы идти поставки топлива. Сегодня 85% топлива поступает к нам только из России. Поэтому программа энергосбережения для Республики Беларусь имеет огромное значение. Основная цель всех проводимых мероприятий по энергоэффективности — снизить энергозависимость от внешних поставщиков как минимум наполовину — как за счет экономии энергоносителей, так и за счет введения в эксплуатацию собственных источников энергии.
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
— структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
— повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;
— увеличения в топливном балансе республики доли менее дорогих видов топлива, а также местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Организационно-экономиче-ской основой политики энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТЫ, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения.

Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения:
— осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
— переход к проведению регулярных энергетических обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
— пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топлива с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов;
— разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;
— реализация положений Закона Республики Беларусь “Об энергосбережении” о введении обязательной энергомаркировки бытовых электроприборов и их сертификации по показателям энергопотребления; разработка стандартов минимальной энергоэффективности основных видов бытовых электроприборов и их энергомаркировки по классам энергоэффективности, гармонизированных с Директивами ЕС;
— разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу. Эти программы должны составляться на основе результатов энергоаудитов, проводимых на предприятиях специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.

К основным техническим приоритетам деятельности до 2005 г. в области энергосбережения относятся:
— повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
— модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР; оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты и др.;
— внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
— снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
— создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;
— создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
— наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);
— замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
— внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
— разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности и т.п.;
— дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
— максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
— разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
— разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
— внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
— экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
— техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
— разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;
— разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;
— децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
— максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей.

Есть определенные подходы к комплексной автоматизации объектов в целом. Комплексный подход позволяет одновременно реагировать на изменение ситуации как на теплоузлах, так и на источниках. Образцом для города Минска может служить район коммунальной котельной, расположенной по ул. Купревича, 30, где автоматизирована не только котельная, но и прилегающая к ней ЦТП. Немалое значение также приобретает передача нагрузок с котельных в летний период на ТЭЦ, что позволяет увеличить выработку электроэнергии на теплофикационном потреблении и иметь более низкие показатели по электроэнергии, снижая в общем абсолютное потребление топлива в целом по республике. Это характерно для городского хозяйства, особенно такого, как город Минск.
Сокращение потребления котельно-печного топлива возможно за счет увеличения импорта электроэнергии из других государств.
Но для этого потребуется сооружение новых ЛЭП и, как следствие, новых инвестиций, величина которых для аналогичной мощности сопоставима с затратами на сооружение новых ТЭС на базе газотурбинных технологий. С учетом того, что цена газа на внутреннем рынке России как наиболее вероятного поставщика электроэнергии растет многократно, вариант увеличения импорта электроэнергии будет всегда менее экономичен по сравнению с вариантом производства электроэнергии на собственных энергоисточниках с учетом затрат на их строительство.

Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2003 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость