Простые цифры и факты — прописная истина дорожников
Республика Беларусь граничит с Российской Федерацией, Украиной, Польшей, Латвией, Литвой и является транзитным государством. Поэтому особую роль в социально-экономическом развитии страны играют автомобильные дороги, представляющие собой главные транспортные артерии государства.
Сегодня разработку и реализацию государственной дорожной политики в Беларуси, направленной на рациональное развитие сети автомобильных дорог, удовлетворение потребности народного хозяйства в автотранспортных перевозках, а также обеспечение удобных и безопасных условий движения, осуществляет Департамент “Белавтодор”.
Среди развитых в дорожном отношении стран Беларусь занимает 15-е место по плотности дорог общего пользования на 1 км2 территории и 12-е место по их протяженности на 1000 жителей.
По словам Василия Яковлева, начальника управления содержания дорожной сети департамента, на сегодняшний день в Республике Беларусь имеется 75 тысяч 302 км дорог, из которых 15.377 км — республиканские и 59.925 км — местные автомобильные дороги общего пользования. Из них 8.685 км (56%) республиканских дорог и 25.946 км (43%) местных эксплуатируются с просроченными межремонтными сроками по капитальному ремонту, 2120 км (14%) республиканских и 5518 км (9,2%) местных дорог — с просроченными сроками средних ремонтов.
Парк мостовых сооружений составляет 5.171 сооружение общей длиной свыше 165 тысяч погонных метров, из них 2.149 (83.997 погонных метров) — на республиканских автомобильных дорогах.
В настоящее время характерно крайне нежелательное увеличение сроков службы дорожно-мостовых сооружений без капитального ремонта, соответственно продолжается процесс старения материалов элементов их конструкций. Средние сроки службы дорожных покрытий возросли с 10 лет в 1991 году до 16 лет в 1999 году; мостов и путепроводов — соответственно с 17 до 25 лет.
Дороги являются важнейшей частью транспортной системы государства и в то же время мощной централизирующей силой, без которой немыслимо его экономическое развитие. Президент нашей страны, правительство предпринимают все усилия, чтобы добиться в ближайшее время роста внутреннего валового продукта (ВВП) на 5,5 процента. В то же время по подсчетам ученых потери народного хозяйства, связанные со снижением технического состояния дорог, только за 2002 год составили 1,236 трлн рублей в действующих ценах, или 7,3% от ВВП. От состояния автомобильных трасс зависит многое. В том числе — рентабельность предприятий, условия жизни населения, стандарты медицинского и коммунально-бытового обслуживания и многое другое. Неровности дорожного полотна приводят к удорожанию перевозок на 30-40 процентов. При нынешнем технико-эксплуатационном состоянии дорожной сети горючего в Республике Беларусь расходуется почти в 1,5 раза больше, чем в странах Центральной и Восточной Европы, а срок службы автомобиля сокращается на треть.
При всем понимании значимости для хозяйств и граждан республики местных дорог необходимо помнить, что наиболее интенсивно эксплуатируются республиканские автомобильные дороги, которыми обеспечивается более 70% грузовой работы автомобильного транспорта и практически все международные автомобильные перевозки. Результаты ежегодной диагностики республиканских автомобильных дорог свидетельствуют о складывающейся тенденции снижения основных транспортно-эксплуатационных показателей (несущей способности и ровности дорожных покрытий).
В последние годы наблюдается также систематическое ухудшение ровности дорожных покрытий. Протяженность участков республиканских дорог, не отвечающих нормативным требованиям покрытий, выросла в 2002 году, по данным департамента “Белавтодор”, до 4,5 тыс. км (на 8%). Возросла также протяженность участков автомобильных дорог со структурными разрушениями дорожной одежды. С 1996 года по 2002 протяженность участков дорог, имеющих колею глубиной более 30 мм, увеличилась с 872 до 1.334 км.
За последние 10 лет в общем составе грузового потока опережающими темпами возрастает доля тяжеловесных транспортных средств. При этом сверхнормативные нагрузки сказываются на ухудшении состояния сети автомобильных дорог, прежде всего, в периоды неблагоприятных погодно-климатических условий, вызывающих снижение показателей надежности и безопасности дорог из-за переувлажненности земляного полотна и конструктивных слоев дорожных покрытий либо воздействия высоких температур.
Белорусские дорожники, чтобы сохранить в наших особенно неблагоприятных погодных условиях дороги в весенний период, вынуждены вводить весною временные ограничения по весовым параметрам для движения тяжеловесных транспортных средств по ряду дорог.
Многие сетуют в целом на малые допустимые нагрузки у нас, указывая при этом на европейские дороги. Действительно, по европейским стандартам в лучшем их исполнении нагрузка на одиночную ось составляет 11,5 тонн. Но они при этом не учитывают такой важнейший аспект, как конструктивные особенности европейских дорог. Так, в большинстве стран Евросоюза толщина дорожных одежд в 2 раза больше, чем у белорусских, а несущая способность — почти в 3 раза. Но даже при этом пропуск сверхтяжелых грузовиков там обеспечивается только по международным транспортным коридорам по строго установленным правилам.
Территорию Республики Беларусь пересекают два трансъевропейских транспортных коридора, которые определены по международной классификации под номером 2 (Запад-Восток: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород), под номером 9 (Север-Юг: Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва/Псков — Киев — Кишинев — Бухарест — Димитровград — Александрополис) с ответвлением 9В (Киев — Минск — Вильнюс — Каунас — Клайпеда/Калининград). Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница с Российской Федерацией имеет протяженность по территории республики 606 км и является участком Критского коридора 2, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Этот транспортный коридор определен Европейским Союзом как высший приоритет среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом.
Следует признать, что дороги Беларуси из-за своего значения могут приносить значительные суммы в бюджет государства. Однако для этого необходимо модернизировать автомагистрали, и особенно международные транспортные коридоры.
А это, как констатируют специалисты отдела развития дорожной сети департамента “Белавтодор”, требует вложения значительных финансовых средств (не только по нашим меркам). В результате проведения расчетов в рамках программы ТАСИС по проекту “Усовершенствование транспортных потоков по коридорам №2 и №9 трансъевропейской сети” было установлено, что для приведения в соответствие с европейскими требованиями участков трансъевропейских магистралей, проходящих по территории Беларуси, необходимо около 840 миллионов долларов США.
По расчетам специалистов, для усиления только республиканских дорог 1-й и 2-й категорий (это важнейшие автомагистрали страны) и мостов необходимо изыскать около 2 млрд долларов, в то время как весь республиканский дорожный фонд нынешнего года, используемый для всех видов дорожных работ, составляет порядка 270 млн долларов. Справка для сравнения: огромная по масштабам Россия и крошечная Финляндия тратят на дороги по 7 млрд долларов ежегодно, США — 109 млрд, Япония — 106 млрд). Нужно еще учесть и тот факт, что за последние 10 лет сеть автомобильных дорог общего пользования увеличилась у нас за счет внутрихозяйственных дорог на 30 тыс. км, а финансирование уменьшилось в 2,1 раза.
Департамент “Белавтодор” всерьез обеспокоен не отвечающим современным требованиям уровнем безопасности дорожного движения. Ведь на автомобильных дорогах общего пользования сложилась далеко не радужная обстановка. За год здесь погибает в среднем около 1800 человек, порядка 3000 человек получают ранения.
Справка для сравнения: на каждые сто дорожно-транспортных происшествий количество погибших у нас больше, чем в Англии в 16 раз, чем в Германии — в 11,3 раза, чем в Польше — в 2,4 раза.
Проблеме безопасности дорожного движения и человеческой жизни будет посвящено четвертое республиканское совещание дорожников во Дворце Республики.
Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2003 год в рубрике жкх